САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Автор телесериала «Тихий Дон» Сергей Урсуляк: Со всех сторон неслись вопли: «Кто ты такой, чтобы экранизировать Шолохова?!»

Лауреатом Госпремии в области искусства и науки за 2015 год стал автор громкого фильма по роману Шолохова. В интервью «СВ» российский режиссер рассказал, почему взялся снимать классику и как воспринимает критику в свой адрес

В своем фильме режиссер делал ставку на молодых актеров, но на роль главы семьи Мелеховых пригласил народного артиста Сергея Маковецкого. Фото: Вячеслав Прокофьев/ ТАСС

ДЕТАЛИ - НЕ ГЛАВНОЕ

- Сергей Владимирович, взяться за «Тихий Дон» после Сергея Герасимова - дело рискованное.


- И очень ответственное. Ты сразу попадаешь в невыигрышную ситуацию, потому что все знают, кто такая Наташа Ростова или Григорий Мелехов. У каждого зрителя свои представления о том, как герои должны выглядеть на экране. Угодить всем невозможно.

- То есть, когда приступали к съемкам, были готовы к критике?

- Не думал, что будет столько критики. Честно скажу: негатива в свой адрес опасался. И не зря, поскольку сразу со всех сторон раздались вопли: «Кто ты такой и что у тебя, кроме имени, может быть общего с самим Герасимовым?!» Но я давно мечтал об этой картине. В юности роман Шолохова произвел на меня огромное впечатление. Сейчас я хотел показать, насколько ужасна гражданская война, когда родные люди становятся врагами. Больше всего волновала не тема трагической любви Григория и Аксиньи, а история распада семьи.

- Элину Быстрицкую на роль Аксиньи утверждал сам Шолохов, а как выбирали героев сейчас?

- Актеров на главные роли выбирал сам. Да, Григорий у меня меньше ростом, чем у Шолохова, а Аксинья не жгучая брюнетка. Но так ли это важно? Надо обращать внимание на смысл, а не на внешние детали. Ведь никого не волновало, что Пьер Безухов в исполнении Бондарчука лет на двадцать старше, чем в романе. Потому что Сергей Федорович - гениальный артист.

- Ваш проект поддержал правнук писателя Александр Шолохов…

- Близкие люди литераторов всегда с придирчивостью относятся к киноверсиям. Но Александру было не важно, удачный фильм выйдет или нет. Главное, что произведения его великого деда по-прежнему любят, читают, экранизируют.

- Из лагеря поклонников Герасимова удалось кого-то заполучить?

- Интереснее всего было узнать мнение жителей Шолоховского района и всей Ростовской области. Земляки писателя помешаны на его романе и советском фильме. Даже молодое поколение до мельчайших подробностей знает сюжет, экскурсию мне проводили: «Вот универсам - здесь Григорий встречался с Аксиньей, а вот тут рубил матросов». Многим новая картина понравилась.

ДРУГИЕ ВЕРСИИ НЕ ПЕРЕСМАТРИВАЛ

- Есть мнение, что классику нужно переснимать каждые двадцать лет.

- В искусстве канонов быть не может: иначе дальше Баха в музыке, Андрея Рублева в иконописи и Эйзенштейна и Феллини в кино мы бы не продвинулись. Десять-двадцать лет - нормальный срок для пересмотра каких-то вещей. Все меняется - и время, и кинематограф. Зрителю важно смотреть на современных артистов, с которыми он мог бы себя ассоциировать.
Со времени, когда Герасимов снял «Тихий Дон», киноязык изменился. Не вижу ничего плохого в том, чтобы переснять роман. С «Войной и миром» Бондарчука сложнее - это абсолютно современный фильм.

- Есть какая-то универсальная формула, как снимать экранизации?

- Правила быть не может - нельзя одной отмычкой открывать все двери. Каждый раз нужно искать свой ключ к автору.

- Нужно ли обязательно смотреть предыдущие версии?

- Как кому нравится. Я не видел ленту Бондарчука и очень давно смотрел фильм Герасимова. А вот на самую первую экранизацию с Цесарской и Абрикосовым внимание обратил - автором сценария и консультантом был сам Шолохов. Мне об этом фильме рассказывала бабушка. Ей и ее подругам вариант с Глебовым и Быстрицкой совсем не понравился. Для нее идеальным Мелеховым был Абрикосов, а не «эти молодые».

Что касается исторического материала вокруг «Тихого Дона», все это нужно знать - иконографику, документалистику.

Досье «СВ»

Сергей Урсуляк родился в 1958 году. Окончил актерское отделение театрального училища имени Щукина. До 1991 года играл в театре «Сатирикон». В 1993 году окончил Высшие курсы режиссеров и сценаристов (мастерская Владимира Мотыля). Снял 11 фильмов, среди лучших - «Ликвидация», «Жизнь и судьба». Награжден призами «Кинотавра», кинопремией «Ника», Премией РФ в области культуры.


ПЛАНЫ


Я - за культурные инициативы Союзного государства

- Вы один из немногих режиссеров, которые продолжают снимать на пленку.

- По глубине изображения пленка богаче «цифры» - присутствует патина, воздух, есть некий флер.

- Несколько лет назад большой резонанс вызвала ваша экранизация романа «Жизнь и судьба» Гроссмана…

- Рад, что взялся за эту мощную «многолинейку» - никогда прежде войну не снимал. В процессе думал о своем деде-танкисте, о бабушке, попавшей в гетто на Украине, о маме, пережившей эвакуацию…

- Что у вас в планах? Снова экранизация?

- Возможно, но на этот раз будет что-то современное.

- В Беларуси давно бывали?

- Не раз бывал на фестивале «Лiстaпад». Приезжал с картиной «Летние люди», потом был с трифоновским «Долгим прощанием». Даже посчастливилось возглавить жюри! Вот только снимать фильмы там пока не приходилось.

В отношении Беларуси, Украины и Грузии живу старым ощущением, что мы еще одна семья. На референдуме голосовал за сохранение СССР, и как был сторонником дружбы народов, так им и остался. И, разумеется, поддерживаю все культурные инициативы Союзного государства.


Сколько раз снимали фильмы по знаменитому роману


История любви донского казака Григория Мелехова и черноглазой красавицы Аксиньи волнует режиссеров еще с эпохи немого кино.

1930 год
Автор телесериала «Тихий Дон» Сергей Урсуляк: Со всех сторон неслись вопли: «Кто ты такой, чтобы экранизировать Шолохова?!»

Режиссеры: Ольга Преображенская, Иван Правов
В главных ролях: Андрей Абрикосов, Эмма Цесарская

1958 год
Автор телесериала «Тихий Дон» Сергей Урсуляк: Со всех сторон неслись вопли: «Кто ты такой, чтобы экранизировать Шолохова?!»

Режиссер: Сергей Герасимов
В главных ролях: Петр Глебов, Элина Быстрицкая

2006 год
Автор телесериала «Тихий Дон» Сергей Урсуляк: Со всех сторон неслись вопли: «Кто ты такой, чтобы экранизировать Шолохова?!»

Режиссер: Сергей Бондарчук
В гланых ролях: Руперт Эверетт, Дельфин Форест

2015 год
Автор телесериала «Тихий Дон» Сергей Урсуляк: Со всех сторон неслись вопли: «Кто ты такой, чтобы экранизировать Шолохова?!»

Режиссер: Сергей Урсуляк
В главных ролях: Евгений Ткачук, Полина Чернышева

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Москалькова рассказала, как идет диалог по обмену пленными
  2. Из украинского плена вернули 95 российских военнослужащих
  3. Беларусь вводит безвизовый режим для 35 стран ЕС
  4. Матвиенко рассказала, как ее пытались обмануть мошенники
  5. Азовцы* анонсировали турне по Европе
  6. Алаудинов пообещал наказать украинцев, расстрелявших российского военного
  7. На Украине заявили, что Киев использует коридор через Беларусь для подготовки терактов в РФ
  8. Международная федерация бодибилдинга вернула россиянам и белорусам их флаг и гимн
  9. Путин: необходимо перейти к более широкому внедрению цифрового рубля
  10. «Демократичный» донос: на латвийку пожаловались за выступление на «Славянском базаре»
  11. В Кремле прокомментировали взаимоотношения Путина и Трампа
  12. ВСУ начали использовать новое средство поражения живой силы
  13. Минэнерго заявило о возможных отключениях электричества из-за жары на юге страны
  14. В России впервые установили управление БПЛА через космический спутник
  15. В России запустят сервис знакомств с проверкой долгов и алиментов

Парламентское Собрание

БРИКС обгоняет Большую семёрку по росту ВВП

Гегемоны превращаются в аутсайдеров

МНЕНИЯ

Не «друг», не «враг» и не «так»

Валерий Чумаков

Кандидат в Президенты США Дональд Трамп назвал идущего с ним в паре кандидата в вице-президенты

Сыграли против себя

Татьяна Вахромеева

Дональд Трамп  - о том, куда Америку завела политика ее руководства.

Надо идти до конца

Олег Зинченко

На войне как на войне

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также