Танец Безрукова не оценили
На знаменитом кинофестивале ярких ролей и фильмов... не обнаружено
Восьмидневный киномарафон в Сочи закончился. Как всегда, с утра до поздней ночи заполненный кинопоказами основного конкурса и «Короткого метра», пресс-конференциями, дискуссиями, обсуждениями новых проектов, мастер-классами, интервью, вечеринками на пляже и даже футбольными матчами. Особых перемен, продиктованных кризисом, замечено не было, некоторые мероприятия просто получили новые названия, и ближе к финалу фестиваль обрел привычную многолюдность. Правда, не было никого из мэтров, и даже Станислав Говорухин, один из продюсеров фильма закрытия – «Сдается дом со всеми неудобствами», снятый Верой Сторожевой на его студии «Вертикаль», - не приехал.
Задолго до начала фестиваля, еще на пресс-конференции в Москве, его организаторами было громко заявлено об основных тенденциях – преобладании фильмов дебютантов в основном конкурсе и феминизации фестиваля. Кинопресса находилась в некоторой ажитации, ожидая обнаружить «россыпи брильянтов», обещанные еще и Кассандрой церемонии открытия ведущей Ренатой Литвиновой. Но блеск, увы, не ослепил наших глаз, не смотря на то, что 9 из 14 картин были сняты дебютантами, фильмы открытия и закрытия сняты режиссерами-женщинами, причем среди авторов альманаха «Петербург. Только по любви», открывшего фестиваль, было семь женщин, и большинство с достаточно громкими именами. Но из семи короткометражек-признаний в любви к городу только работы Натальи Назаровой («Просто концерт»), Оксаны Бычковой («Утро») и Анны Пармас («Девочки») произвели впечатление, потому что в них было то самое «только по любви». Новелла «Сны Иосифа» самой Ренаты Литвиновой, посвященная тому, как в кино пытаются воссоздать образ поэта Бродского, увы, «брильянтом» не стала.
Лучшим дебютом признали документальную картину «Чужая работа» Дениса Шабаева (еще и диплом Гильдии критиков), ученика Марины Разбежкиной: его серьезное исследование на тему гастарбайтеров из Таджикистана заставит задуматься многих. Из остальных дебютантов лавры достались Илье Учителю за комедию «Огни большой деревни» (диплом Гильдии кинокритиков и приз за лучший сценарий) и фильму «Разбуди меня» Гийома Проценко (лучшие композиторы Джорджио Джампа, Игорь Вдовин). Да что там, Виктор Матизен, член Гильдии критиков, выйдя на сцену вручать приз и диплом, заявил, что поначалу критики не хотели вообще вручать свои награды, настолько были разочарованы уровнем номинантов.
Но главная интрига была в том, что в конкурс фестиваля взяли фильм Кирилла Серебренникова «Ученик», снятый по пьесе современного немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга, и только что показанный в «Особом взгляде» 69-го Каннского фестиваля. В кулуарах картине изначально прочили главный приз, но после показа зрители разделились. Дело в том, что мастеровито сделанная вещь поднимает проблемы клерикализации западного общества, пропагандирует образцы западной «свободы», которая совершенно чужда русскому миру. Перенесение конфликта между старшеклассником-кликушей, ударившимся в религию и сыплющим вырванными из контекста Библии цитатами, с учительницей-дарвинисткой на русскую почву полно лукавства и алогизма, а главное – неправды. Но у картины много защитников, и она получила на «Кинотавре» свой приз за режиссуру.
Ну а самым бурным на фестивале был пятый день, когда на пресс-конференциях обсуждались фильмы Анны Матисон «После тебя» с Сергеем Безруковым в главной роли и «Коллектор» Алексея Красовского с Константином Хабенским (лучшая мужская роль и лучший оператор Денис Фирстов). На «Кинотавр» прибыли настоящие звезды российского кино, и журналисты бурно приветствовали их. Хабенский солировал в монофильме-триллере «Коллектор», окруженный телефонами и забаррикадированный в рабочем кабинете до утра. Мастерски вел свою роль, играя «хорошего» коллектора, который «просто заставляет людей почувствовать ответственность за свои поступки». Правда, однажды жертва отвечает ему тем же, и герою Хабенского не удается уйти от расплаты. На пресс-конференции актер был немногословен, но защищал своего персонажа весомо. Фильм «После тебя» остался без призов, мастерское перевоплощение Безрукова в балетного гения не оценили. И, скорее всего, это случай их тех, о которых говорил в заключительном слове председатель жюри Николай Лебедев, призывая коллег не придавать слишком большое значение фестивальным призам.
Картину «Ученик» режиссера Кирилла Серебренникова тепло принимали на Канском фестивале, но в Сочи фильм особых восторгов не вызвал. Кадр из фильма
Приз за лучшую женскую роль вручили Наталье Павленковой, сыгравшей в картине Ивана Твердовского-мл. «Зоология» женщину с рудиментом в виде хвоста. И хвост этот, почти как гоголевский «Нос», едва ли не способен был жить собственной жизнью. Актуальная картина Твердовского посвящена существованию в нашем обществе людей с «особенностями», «иных», «других», не таких, как все. Молодой режиссер имел смелость высказать мысль о том, что порой животные, с которыми у героини Павленковой, работницы зоопарка, полное взаимопонимание, ведут себя добрее и человечнее, чем люди. Картину оценили критики, вручив режиссеру приз Гильдии.
И все же женщины покорили свою вершину на 27«Кинотавре» - Гран-при вручен Оксане Карас за фильм «Хороший мальчик». Показанная в первый день работы фестиваля, картина поразила всех светом, которым была наполнена. «Хорошего мальчика» играет Семен Трескунов, звезда детского фильма «Частное пионерское», это вокруг него закручена вся история из жизни школьников, родителей и учителей. Мы часто сетуем, что исчезло духоподъемное кино, после которого хочется жить и творить добро, которое хочется пересматривать – вот оно. Оксане Карас удалось найти верную ноту и верный ритм. В финале в фильме танцуют все!.. Пластика – великая вещь, в танце можно выразить невыразимое.
Подводя итоги, президент «Кинотавра» Александр Роднянский в который раз поблагодарил жюри и всех участников конкурса «Короткий метр» за кропотливую работу, напомнил, что было подано 400 заявок, из которых отобрали 26 фильмов. И всего семь из них были награждены. Гран-при «Короткого метра» оказался у картины Вадима Валлиулина «Кредит» - страшной истории о том, как героиня в реальности меняет жизнь на квартиру. Страховкой, в связи с трагическим исходом своей жизни, она расплачивается за ипотеку, рассчитанную на четверть века…
В молодых на «Кинотавре» верят, из них растят настоящих мастеров. И отряд этот уже не мал. Вот и Владимир Мединский, которого пригласили поздравить дебютантов, назвал приз за дебют «главным призом» и призвал молодых «не прятаться за спинами мэтров и идти вперед».Лауреаты 27-го Кинотавра: актриса Наталья Павленкова и режиссер Иван Твердовский. Фото: Владимир Веленгурин/ kpmedia.ru
СЛОВО - ПОБЕДИТЕЛЯМ
Сняли фильм за восемь тысяч рублей - и выиграли!Наталья Павленкова, приз за лучшую женскую роль в фильме «Зоология»:
- Когда было лет тридцать, все думала: «Ну где же, где же мой режиссер?» А оказалось, Иван Твердовский тогда еще и не родился!
Съемки были очень сложными, не было ни одного легкого дня. Единственное, чего я боюсь, это крыс. А в одной из сцен как раз участвовали эти жуткие зверьки - около ста штук. Очень благодарна Господу, что в тот день меня не хватил кондрашка.
Вадим Валиуллин, приз за лучший короткометражный фильм «Кредит»:
- Сначала нашлась героиня на главную роль - актриса Полина Смыковская. Затем понял, о чем хочу снимать фильм. Это картина о том, как люди подсаживаются на кредитные иглы, тратят годы, чтобы расплатиться с ипотекой. Съемки продолжались четыре дня, бюджет - маленький, всего лишь восемь тысяч рублей. Поэтому то, что нас отметило профессиональное жюри, - большое счастье.
Кирилл Серебренников, приз за лучшую режиссуру фильма «Ученик»:
- Эта картина не была фестивальной. И снималась она не для западного зрителя, а только для российской аудитории. Почему фильм считают «не нашим», мне не очень понятно. «Ученик» - это не документальное, а условное кино, размышление на тему. Те события, которые происходят в ленте, могут случиться и в России. Фильм критикует ханжество, равнодушие, людей, которые легко соглашаются с любыми носителями экстремистских идей. Он - о глобальной растерянности всех перед мракобесием, идейной косностью.