САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Александр Анисимов: Минск - дом родной, Самара - последняя страсть

Главный дирижер Национального симфонического оркестра Рес-публики Беларусь рассказал «СВ» о работе в Самарском театре оперы и балета, о премьере «Леди Макбет Мценского уезда» и о том, как оценивает строительство Союзного государства

«Леди Макбет» - недетская премьера: зрителей младше шестнадцати лет на спектакль не пускают. Фото: opera-samara.net

ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА

- Александр Михайлович, как успеваете совмещать две должности - в Минске и в Самаре?

- Для меня это привычно. Работать как минимум в двух направлениях - в филармоническом оркестре и в театре оперы и балета - начал лет сорок назад. Руководил Пермским и Ростовским оперными театрами. Работал как приглашенный дирижер в Мариинке. Довелось ставить спектакли в Америке, Европе и даже в Австралии.

С Симфоническим оркестром Беларуси сотрудничаю с 2002 года. Для меня это дом родной. А Самара - последняя страсть, последний «ребенок», горячо любимый. В этом году исполнится пять лет как стал главным дирижером театра оперы и балета.

- Что отличало коллективы, в которых довелось работать?

- Как и каждый регион России, каждый театр имеет свое лицо. У Пермского почти полуторавековая история - очень сильные и оперная, и балетная труппы. Хотя работать было непросто - в Перми нет вуза по подготовке музыкантов и солистов. Это создавало определенные трудности. Но, мне кажется, удалось их преодолеть.

Ростовский чем-то напоминает самарский. Может быть, тем, что оба в момент моего появления начинали жизнь с чистого листа.
В Ростове Театр музкомедии переехал в новое здание и превратился в Театр оперы и балета. Это был период яркого подъема, расцвета, страстного желания работать.

Самарский коллектив пригласил меня, когда после реконструкции открылось заново отстроенное здание театра - с красивыми люстрами, стенами, оснащенное изумительной техникой... Главное, в нем сохранилась замечательная акустика, которая была до ремонта. Не обошлось и без потерь. Коллектив долгие годы работал в клубах да домах культуры. И растерял свой репертуар. Хорошо, хоть библиотеку спасли, и то не всю.

Начинали почти с нуля. Нужно было, чтобы публика вспомнила дорогу в наши стены. Чувствовал себя этаким целинником! Работал увлеченно, с удовольствием. И это настроение по сей день меня не покинуло.

- Что вам, дирижеру филармонического оркестра, дал опыт работы в театрах оперы и балета?

- Умение решать трудные вопросы, в том числе психологического характера, находить баланс. Когда приходишь на новое место, с одной стороны, нужно угадать, в чем его особенность, понять и принять его индивидуальность. С другой стороны, необходимо привнести что-то свежее. Это дело непростое.

ДРУЖИМ ОРКЕСТРАМИ

- Ваши студенты в Белорусской академии музыки участвуют в одном из самых крупных культурных проектов Союзного государства - Молодежном белорусско-российском симфоническом оркестре.

- Это действительно очень интересный и перспективный проект. Активно работаем со студентами, ежегодно обновляем репертуар и провожаем на гастроли по городам России и Беларуси. Мы много лет дружим оркестрами - Самарской оперы и Белорусской филармонии. Наши музыканты приезжают в Минск, готовят совместные программы, играют на концертах. Белорусы не раз бывали у нас в Самаре, участвовали в спектаклях. Музыка границ не имеет!

- В этом году на концерте ко Дню единения вы обменивались палочками с главным дирижером Большого симфонического оркестра России Владимиром Федосеевым.

- Очень символичный момент! Только это был не совсем обмен. Федосеев, продирижировав свою часть концерта, как бы передал мне эстафетную палочку.

Я стараюсь участвовать во всех мероприятиях Союзного государства. Поеду и на Третий форум регионов в Минск. Белорусский оркестр выступит вместе с российскими солистами.

- Как оцениваете результаты строительства Союзного государства?

- За политикой и экономикой пристально не слежу. Но как человек, работающий в обеих странах, своим примером показываю: объединяться нужно не только в искусстве, но и во всех остальных сферах нашей жизни.

Досье «СВ»

Александр Анисимов родился в Москве. Окончил Ленинградское хоровое училище имени Глинки, Ленинградскую консерваторию имени Римского-Корсакова. Был главным дирижером Национального Большого театра оперы и балета Республики Беларусь, Пермского театра оперы и балета, Ростовского музыкального театра, Национального симфонического оркестра Ирландии.

Обладатель национальной театральной премии «Золотая маска». Заслуженный деятель искусств России, народный артист Беларуси, лауреат Госпремии РБ, кавалер ордена Франциска Скорины и Французского ордена Командора высшей степени.



«Леди Макбет» все-таки лучше «Катерины Измайловой»

В конце мая в Самаре состоялось большое событие - публике показали опальную оперу Дмитрия Шостаковича.

- У «Леди Макбет Мценского уезда». очень интересная история, почти детективная, - рассказал Александр Анисимов. - Первая симфония 19-летнего Шостаковича имела огромный успех в мире. В Америке ее дирижировали Тосканини и Стоковский, играл английский оркестр. Вся Европа захлебывалась от восторга. На пике этого успеха композитор и написал «Леди Макбет».

Сначала опера шла в двух театрах России - в Москве и Петербурге, причем выдержала двести представлений. Это сверхнеобычная ситуация для мирового музыкального театра. Даже оперы Верди и Россини не дотягивали до такой цифры.

Но потом наступил тяжелый период не только для Шостаковича, но и для всей советской музыки. «Леди Макбет» запретили. К композитору «приняли меры». Я имею в виду печально знаменитую статью «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда», в которой оперу назвали «антинародной».

Все это не просто осложнило жизнь композитора, а превратило ее в трагедию. Он долго не мог оправиться от удара и в итоге решил отредактировать произведение - сгладил острые моменты, не понравившиеся компартии. Так появилась опера «Катерина Измайлова» - совершенно другое произведение. Но не менее успешное, чем «Леди Макбет».

Лично я предпочитаю первую редакцию оперы. Ставил ее в театрах Минска, Ростова, Барселоны, Дублина. И вот теперь в Самаре. В конце мая с аншлагом прошли два премьерных спектакля. Надеемся, что постановка будет жить долго и обретет счастливую судьбу.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Александр Лукашенко подписал Указ о помиловании 30 лиц, осужденных за преступления протестной направленности
  2. Мост через реку Сейм в Глушковском районе Курской области уничтожен после удара
  3. В Киеве с постамента памятника воинам-афганцам забрали БМП
  4. Генштаб Беларуси сообщил об усилении ВС на границе с Украиной после атаки на Курскую область
  5. В Курской области погибли два волонтера ОНФ из Донецка
  6. Российский солдат сжег украинскую БМП-1 прямо под носом у солдат ВСУ в Курской области
  7. Российские ПВО уничтожили 12 ракет ATACMS, выпущенных по Крымскому мосту
  8. СК Беларуси начал дело против комика Комиссаренко
  9. Владимир Путин 18-19 августа посетит Азербайджан
  10. Владимир Путин обсудил с членами Совбеза новые технические решения, применяемые в ходе СВО
  11. ВСУ нанесли удар по ТЦ «Галактика» в Донецке
  12. Александр Лукашенко принял с докладом председателя Совета Республики Наталью Кочанову
  13. Сергей Пахомов: Ужесточение порядка сдачи жилья приведет в чувство собственников
  14. В Беларуси подготовились к мероприятиям на случай оспы обезьян
  15. Объём ВВП Беларуси в январе-июле вырос на 5,5%

Парламентское Собрание

Олег Гайдукевич: Теракты нужны, чтобы продолжать воровать деньги

Нападение на Курскую область киевский режим также совершил, чтобы убедить Белый дом не прекращать финансовую и военную помощь.

Политика

Владимир Путин - о нападении ВСУ на Курскую область: Противник, безусловно, получит достойный ответ

Киевский режим, напав на мирное население и создавая угрозы на ядерных объектах, уничтожает возможность переговоров.

МНЕНИЯ

Курская область как момент истины

Михаил Васильев

Отвратительное глумление над пожилым мужчиной со стороны двух вэсэушников, переодетых в нацистскую форму, не оставило нам выбора – киевский режим должен быть уничтожен.

Нацизм не прошел

Павел Родионов

Фрицы рискнули было показать свое истинное рыло, но испугавшись мощного антифашистского наката спрятали его обратно.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также