САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Александр Анисимов: Минск - дом родной, Самара - последняя страсть

Главный дирижер Национального симфонического оркестра Рес-публики Беларусь рассказал «СВ» о работе в Самарском театре оперы и балета, о премьере «Леди Макбет Мценского уезда» и о том, как оценивает строительство Союзного государства

«Леди Макбет» - недетская премьера: зрителей младше шестнадцати лет на спектакль не пускают. Фото: opera-samara.net

ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА

- Александр Михайлович, как успеваете совмещать две должности - в Минске и в Самаре?

- Для меня это привычно. Работать как минимум в двух направлениях - в филармоническом оркестре и в театре оперы и балета - начал лет сорок назад. Руководил Пермским и Ростовским оперными театрами. Работал как приглашенный дирижер в Мариинке. Довелось ставить спектакли в Америке, Европе и даже в Австралии.

С Симфоническим оркестром Беларуси сотрудничаю с 2002 года. Для меня это дом родной. А Самара - последняя страсть, последний «ребенок», горячо любимый. В этом году исполнится пять лет как стал главным дирижером театра оперы и балета.

- Что отличало коллективы, в которых довелось работать?

- Как и каждый регион России, каждый театр имеет свое лицо. У Пермского почти полуторавековая история - очень сильные и оперная, и балетная труппы. Хотя работать было непросто - в Перми нет вуза по подготовке музыкантов и солистов. Это создавало определенные трудности. Но, мне кажется, удалось их преодолеть.

Ростовский чем-то напоминает самарский. Может быть, тем, что оба в момент моего появления начинали жизнь с чистого листа.
В Ростове Театр музкомедии переехал в новое здание и превратился в Театр оперы и балета. Это был период яркого подъема, расцвета, страстного желания работать.

Самарский коллектив пригласил меня, когда после реконструкции открылось заново отстроенное здание театра - с красивыми люстрами, стенами, оснащенное изумительной техникой... Главное, в нем сохранилась замечательная акустика, которая была до ремонта. Не обошлось и без потерь. Коллектив долгие годы работал в клубах да домах культуры. И растерял свой репертуар. Хорошо, хоть библиотеку спасли, и то не всю.

Начинали почти с нуля. Нужно было, чтобы публика вспомнила дорогу в наши стены. Чувствовал себя этаким целинником! Работал увлеченно, с удовольствием. И это настроение по сей день меня не покинуло.

- Что вам, дирижеру филармонического оркестра, дал опыт работы в театрах оперы и балета?

- Умение решать трудные вопросы, в том числе психологического характера, находить баланс. Когда приходишь на новое место, с одной стороны, нужно угадать, в чем его особенность, понять и принять его индивидуальность. С другой стороны, необходимо привнести что-то свежее. Это дело непростое.

ДРУЖИМ ОРКЕСТРАМИ

- Ваши студенты в Белорусской академии музыки участвуют в одном из самых крупных культурных проектов Союзного государства - Молодежном белорусско-российском симфоническом оркестре.

- Это действительно очень интересный и перспективный проект. Активно работаем со студентами, ежегодно обновляем репертуар и провожаем на гастроли по городам России и Беларуси. Мы много лет дружим оркестрами - Самарской оперы и Белорусской филармонии. Наши музыканты приезжают в Минск, готовят совместные программы, играют на концертах. Белорусы не раз бывали у нас в Самаре, участвовали в спектаклях. Музыка границ не имеет!

- В этом году на концерте ко Дню единения вы обменивались палочками с главным дирижером Большого симфонического оркестра России Владимиром Федосеевым.

- Очень символичный момент! Только это был не совсем обмен. Федосеев, продирижировав свою часть концерта, как бы передал мне эстафетную палочку.

Я стараюсь участвовать во всех мероприятиях Союзного государства. Поеду и на Третий форум регионов в Минск. Белорусский оркестр выступит вместе с российскими солистами.

- Как оцениваете результаты строительства Союзного государства?

- За политикой и экономикой пристально не слежу. Но как человек, работающий в обеих странах, своим примером показываю: объединяться нужно не только в искусстве, но и во всех остальных сферах нашей жизни.

Досье «СВ»

Александр Анисимов родился в Москве. Окончил Ленинградское хоровое училище имени Глинки, Ленинградскую консерваторию имени Римского-Корсакова. Был главным дирижером Национального Большого театра оперы и балета Республики Беларусь, Пермского театра оперы и балета, Ростовского музыкального театра, Национального симфонического оркестра Ирландии.

Обладатель национальной театральной премии «Золотая маска». Заслуженный деятель искусств России, народный артист Беларуси, лауреат Госпремии РБ, кавалер ордена Франциска Скорины и Французского ордена Командора высшей степени.



«Леди Макбет» все-таки лучше «Катерины Измайловой»

В конце мая в Самаре состоялось большое событие - публике показали опальную оперу Дмитрия Шостаковича.

- У «Леди Макбет Мценского уезда». очень интересная история, почти детективная, - рассказал Александр Анисимов. - Первая симфония 19-летнего Шостаковича имела огромный успех в мире. В Америке ее дирижировали Тосканини и Стоковский, играл английский оркестр. Вся Европа захлебывалась от восторга. На пике этого успеха композитор и написал «Леди Макбет».

Сначала опера шла в двух театрах России - в Москве и Петербурге, причем выдержала двести представлений. Это сверхнеобычная ситуация для мирового музыкального театра. Даже оперы Верди и Россини не дотягивали до такой цифры.

Но потом наступил тяжелый период не только для Шостаковича, но и для всей советской музыки. «Леди Макбет» запретили. К композитору «приняли меры». Я имею в виду печально знаменитую статью «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда», в которой оперу назвали «антинародной».

Все это не просто осложнило жизнь композитора, а превратило ее в трагедию. Он долго не мог оправиться от удара и в итоге решил отредактировать произведение - сгладил острые моменты, не понравившиеся компартии. Так появилась опера «Катерина Измайлова» - совершенно другое произведение. Но не менее успешное, чем «Леди Макбет».

Лично я предпочитаю первую редакцию оперы. Ставил ее в театрах Минска, Ростова, Барселоны, Дублина. И вот теперь в Самаре. В конце мая с аншлагом прошли два премьерных спектакля. Надеемся, что постановка будет жить долго и обретет счастливую судьбу.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Германия передала Украине еще восемь танков Leopard c запчастями
  2. Слуцкий предложил создать «Кодекс мигрантов», который состоит из 10 правил поведения иностранцев в РФ
  3. Россия и Беларусь подпишут договор о создании объединенного рынка электроэнергии
  4. В Госдуме обсудили рост цен на бензин
  5. Журова ответила на слова Губерниева о «неспортивной России»
  6. Путин принял решение создать Морскую коллегию России
  7. Правительство РФ по согласованию с ФСБ установит единые требования к обезличиванию персональных данных
  8. Россияне смогут выбирать, кто будет обслуживать их газовое оборудование
  9. Взрыв прогремел на крупнейшем химическом заводе Германии компании BASF
  10. Литва в сентябре начнет строительство фортификаций на границе с Россией и Беларусью
  11. Профильный комитет рекомендовал Госдуме принять во втором чтении законопроект о внесудебной блокировке треш-стримов
  12. Лукашенко: К юбилею Союзного государства необходимо окунуться в проблемы повседневных дел
  13. Джабаров: Отвратительное впечатление оставило открытие Олимпийских игр в Париже
  14. В ГД одобрили запрет на звонки с незнакомых номеров в мессенджерах
  15. Более 20 человек пострадали при столкновении поезда и грузовика в Волгоградской области

Парламентское Собрание

Елена Афанасьева: Бюджет - не для «поющих трусов»!

России нужна не цензура, а кодекс поведения артистов и порядок их финансирования.

Политика

Что дает Союзное государство простому белорусу и россиянину

К юбилею объединения необходимо глубоко окунуться в проблемы, которые волнует народ.

МНЕНИЯ

На третий пошел

Анатолий Заусайлов

Итоги президентских выборов в Венесуэле Запад снова не устроили

Закатай губу

Павел Родионов

Но нашлись и те, кому сатанинский бал понравился.

Пора вспомнить, к чему приводит желание сидеть на двух стульях

Олег Зинченко

Сейчас не время миндальничать

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также