Люди радовались загару, как в Сочи, не подозревая, что это была радиация
Сценарист и режиссер Александр Миндадзе рассказал «СВ» о своем фильме «В субботу», посвященном тому самому дню, когда произошла авария
Уснули в апреле, проснулись... глубокой осенью
- Александр Анатольевич, вы делали акцент на достоверности или фильм «В субботу» - ваш личный взгляд на события?
- Конечно, я изучал подробно все, что произошло в Чернобыле. Особенно интересовался тем, как вели себя люди, которые работали на станции. Но в самой ленте не пытался с документальной точностью проследить все моменты: как все случилось, кто виноват. Жесткой хронологии нет. Это авторское высказывание о состоянии человека, который случайно узнал, что ночью произошла авария на АЭС, и пытается бежать из города.
- В основу фильма легли истории конкретных людей?
- Мне попались воспоминания женщины о том, как ее муж ходил загорать на крышу и очень радовался, что загар прилипал к нему, как в Сочи. В тот момент никто не догадывался, что это была радиация. Эта история меня очень взволновала.
Стал собирать воспоминания очевидцев, организовал экспедицию из журналистов: объехали всю округу, опрашивали людей из Припяти, потерявших кров. Очень важными оказались истории тех, кто позже умер от радиации.
Вот один из случаев. Молодые люди решили переночевать в лесу. И тут случилось невероятное! Уснули они в апреле, когда деревья цветут, зеленая листва набирает силу. А проснулись глубокой осенью - желтые листья засыпали их палатки. Они подумали, что сошли с ума. В тот день в Припяти играли шестнадцать комсомольских свадеб, из Москвы было указание не сеять панику, поэтому торжества не отменили. Об аварии знало только руководство города. Но слухи ползли…
Чем больше я изучал историю, тем четче вырисовывалась мысль - нужно показать муки человека, который знает о катастрофе, может спастись, но не делает этого. По стечению обстоятельств его жизнь вдруг становится невероятно яркой - и в любовных отношениях, и в дружеских, и в творчестве. Держит, как магнит.
Проект оказался сложным. Долго выбирали натуру. Объездили много атомных станций на Украине. В итоге Припять - и станцию, и реактор - снимали в городах Светлодарске под Донецком и Энергодаре Запорожской области. Использовали и компьютерную графику.
В эпицентре большой беды - маленький человек
- Вскоре после того как фильм «В субботу» вышел в прокат, случилась авария на Фукусиме. Это подчеркнуло трагическую актуальность вашей картины.
- Мир живет очень напряженно. И всегда в эпицентре большой беды - маленький человек…
- Ваши фильмы, так или иначе, часто касаются катастроф.
- Поверьте, специально это не делаю. Показываю человека, ставшего участником исторических событий, подчас объемных и катастрофичных, и всегда стараюсь передать то, что разлито в воздухе.
По моим сценариям сняты «Армавир» - о гибели «Адмирала Нахимова», «Остановился поезд» - об аварии на железной дороге, «Магнитные бури» - о стачке на заводе. И новая картина «Милый Ханс…» подсознательно связана с предыдущими - речь идет о людях на фоне катаклизмов мирового уровня, которые еще не наступили, но герои их предчувствуют.
Досье «СВ»
Александр Миндадзе родился в 1949 г. в Москве. Окончил сценарный факультет ВГИКа. С конца 1970-х до начала 2000-х плодотворно сотрудничал с кинорежиссером Вадимом Абдрашитовым. Среди их лучших фильмов - «Охота на лис», «Парад планет», «Плюмбум, или Опасная игра». С 2007 года занимается кинорежиссурой, снял картины «Отрыв», «В субботу», «Милый Ханс, дорогой Петр». Заслуженный деятель искусств РСФСР. Лауреат Госпремии СССР.
Шагин вытравил из себя стилягу
- Дрожащая камера удивительно точно передала ужас людей…
- Оператором картины стал Олег Муту, отец «новой румынской волны». Снимать такой подвижной камерой предложил ему я, но авторство при этом его. Потому что одно дело, когда ты рассказываешь, как следует бежать, и совсем другое - когда ты бежишь с этой камерой.
Олега отличает от других операторов то, что он не амбициозен, хотя очень требователен и восприимчив к режиссерским идеям. У него никогда не было обид, если я не соглашался с его предложениями. Ведь для операторов это очень болезненный момент. Нам легко работалось, поэтому через несколько лет после премьеры «В субботу» я предложил Олегу поучаствовать в другом проекте.
- В главной роли у вас Антон Шагин - звезда фильма «Стиляги». Легко ли он распрощался с прежним образом?
- Шагин - очень интересный молодой человек. Читает серьезные книги, не соглашается сниматься в фильмах, которые ему не по душе. Поначалу опасался, что он потянет за собой шлейф «Стиляг» - картины совсем про другое. Но он сам изжил из себя персонажа, сыгранного у Тодоровского.
- Еще снялся Вячеслав Петкун - певец из группы «Танцы минус», известный как Квазимодо из мюзикла «Notre Dame de Paris».
- Он сыграл музыканта. Мне показалось, что его фактура - из тех самых лет.
О чем фильм
Художественный фильм «В субботу» был снят к 25-летию со дня Чернобыльской катастрофы. Действие происходит в 1986 году, в небольшом советском городке на протяжении суток. Ночью комсомольский работник Валерий Кабыш становится свидетелем аварии на ЧАЭС и оказывается перед моральным выбором - предупредить близких об опасности или не сеять панику, как того требует начальство. Герой безуспешно пытается убежать из зоны катастрофы, однако обстоятельства оказываются выше него, и он попадает в самое пекло.