Страстное кино ушло, остались фильмы-аттракционы
Народный артист Беларуси Владимир Гостюхин, недавно отметивший 70-летие, рассказал «СВ» о своих лучших ролях, о съемках в сериалах и о том, почему он не любит современные фильмы
Главное - отношения
- Владимир Васильевич, вы часто негативно отзываетесь о российском кинематографе, почему он вам не нравится?
- Кино сегодня становится аттракционом, развлечением: обладая огромным количеством технологий, теряет актерскую органику, глубочайший психологизм переживаний, сложность человеческих взаимоотношений.
Уходит страстный кинематограф, лучшие образцы которого мы видим в советском кино. Конечно, и тогда была масса конъюнктурных поделок, но я говорю о картинах, которые создавали величайшие режиссеры. Их фильмы можно смотреть бесконечно: попадаешь, например, на
«Войну и мир» Бондарчука или «Тихий Дон» Герасимова - и не можешь оторваться. А фильмы-аттракционы больше одного раза не посмотришь.
- Недавно вы представляли фильм «Око за око», в котором сыграли одну из главных ролей. Что для вас значит эта работа?
- Это последний шедевр выдающегося мастера Геннадия Полоки. Фильм снят по повести Бориса Лавренева «Седьмой спутник». В основе сюжета - история о белом генерале из знатного дворянского рода и махровом большевике, которые оказываются в ролях жертвы и палача. Во времена красно-белого террора после покушения на Ленина по всей России расстреливали бывших царских служащих. В могилевском комендантском доме их расстрелом ведал мой герой - окопный служака Кухтин. И вдруг между этим простаком-большевиком и царским генералом возникает связь. Интуитивно понимая, что они представители одного народа, эти два человека становятся необходимыми друг другу.
Идея единения была кровно близка режиссеру: два его деда во время Гражданской войны воевали в противоположных лагерях. «Все это чушь, наносное, говорил мне Полока на съемках, - главное, человеческие отношения. Уничтожать друг друга - это безумие».
Мы несколько раз представляли «Око за око» на фестивалях в разных городах, дважды устраивали показы в Москве, и я видел, с какими воспаленными глазами люди выходили после киносеанса. При этом никакой рекламы не было, фильм мы сняли в Беларуси за копейки. Съемки останавливали, и мне даже пришлось обращаться за помощью к Александру Лукашенко. Посмотрев материалы фильма, президент сказал: «Продолжайте снимать!»
Личный водитель деда мороза
- Если оглянуться назад, в каких картинах вам было интересно сниматься?
- В «Левше» Сергея Овчарова. Он снимает притчи в форме какого-то очумелого гротеска. Некоторые зрители признавались, что не сразу «въезжали» в его стилистику, но если уж это случалось, испытывали потрясение. Рад, что мне часто выпадала возможность сниматься в подобных картинах.
Люблю и свои сериальные роли, над которыми долго работал, расставляя психологические нюансы. С удовольствием вспоминаю работу в многосерийном фильме «В лесах и на горах» по Мельникову-Печерскому, где я сыграл волжского купца. Режиссер Александр Замятин владел материалом, с ним было интересно работать. На съемочной площадке все время ощущалось, как он лепит характеры из горячего, размятого пластилина, несмотря на жесткий сериальный режим.
Понравилось сниматься в четырехсерийной истории «Доктор Смерть», где я играл плохого парня, бывшего бандита из 90-х, который стал маститым бизнесменом. Мне был любопытен этот характер. Другое дело, к финалу авторы облегчили историю, закончив ее стрельбой, а была возможность сделать так, чтобы герой наконец осознал пустоту прошлой жизни и начал все с чистого листа.
Интересно было работать над ролью следователя генпрокуратуры в сериале «Гражданин начальник 3». О коррупции в верхних властных слоях только сейчас начинают говорить, а Геннадий Каюмов снял фильм об этом еще в 2005 году. Картину встретили с напряжением, но мне нравится, что она такая открытая и смело говорит о пороках чиновников.
- А как вам вспоминается работа над фильмом «Восхождение»?
- Этот фильм определил мою судьбу в кино. И произошло все благодаря великому режиссеру Ларисе Шепитько. Все знают, что я пять лет был рабочим сцены в Театре Советской армии, потому что никто не давал мне ролей. Помог случай - заболел артист, и Борис Морозов, ныне главреж театра, ввел меня в свой спектакль. И тут Лариса Шепитько пригласила меня на пробы в картину «Восхождение» по повести Василя Быкова «Сотников». На роль Рыбака пробовались Высоцкий и Губенко, но Лариса сделала ставку на неизвестных актеров: на меня и Бориса Плотникова из свердловского ТЮЗа. Мы чувствовали, что должны умереть, но сыграть так, как надо.
В Берлине наша картина получила «Золотого медведя». Но на фестиваль ездили только Борис с Ларисой - меня не пустили, так как исполнитель отрицательной роли не мог представлять советское кино за границей. После «Восхождения» я стал сниматься в телесериале «Хождение по мукам». Меня звали на работу все театры. И Товстоногов приглашал... Но я уехал в Минск, в Студию киноактера, где репетировал главную роль.
- Над чем работаете сейчас?
- Играю роль личного водителя Деда Мороза в одном «аттракционе» - это детская сказка, фэнтези. А Дед Мороз, глава корпорации Дедов Морозов, между прочим, Федор Бондарчук. Ездим на «Волге», которая легко трансформируется в сани и наоборот. Роль у меня почти без слов.
Досье «СВ»
Владимир Гостюхин - советский и белорусский актер театра и кино, кинорежиссер. Родился в 1946 году в Свердловске. Окончил ГИТИС. Работал в Театре Советской армии. С 1982 года актер Минского Театра-студии киноактера. Снялся почти в сотне фильмов, среди которых «Восхождение», «Время выбрало нас», «Берег», «Левша», «Урга: территория любви». Всенародную любовь актеру принесла роль Иваныча в сериале «Дальнобойщики».
Народный артист Беларуси, лауреат премии Союзного государства, Госпремии СССР и Госпремии РФ.
И в Москве, и в Минске - я у себя дома
- На творческих встречах вы любите читать стихи Сергея Есенина. Как вы открыли для себя его поэзию?
- С творчеством поэта меня познакомила моя наставница из самодеятельного театра. Я стал читать Есенина и прочитал все, что было издано в то время. Этот поэт оказался мне настолько близким и так глубоко соприкасался с моим состоянием души, что на всю жизнь стал родным.
Хорошо понимаю его и, когда читаю со сцены, чувствую, как сопереживает зал. Собственно, я не читаю стихи Есенина, я рассказываю истории, заложенные в его стихах: от лица мельника, мельничихи, Прона Оглоблина. Есть у нас в Театре-студии киноактера музыкально-поэтическая композиция по поэме «Анна Снегина», которая пользуется колоссальным успехом. Я показывал ее в Москве, в Театре на Таганке, где нас тоже тепло принимали.
- На родине в Екатеринбурге часто бываете?
- Три года подряд вел там торжественные вечера «Герои России» - с Валерием Золотухиным, с Борисом Галкиным. Город очень изменился с тех пор, как я уехал из него. Но есть места, которые остались такими же. Однажды после двадцатилетнего отсутствия я приехал к отцу на юбилей и пешком их все обошел.
- В России и Беларуси только что отпраздновали День единения…
- Счастлив, что строим Союзное государство. В этом для меня масса преимуществ. Особенно ценю то, что приезжаю на свою родину, как к себе домой. С поездками никаких проблем - ни границ, ни таможен, и это замечательно. Но по мне так лучше всего, если бы мы, как раньше, жили в едином государстве.
- Как отметили свой недавний юбилей?
- Не спрашивайте, я уже забыл об этом.