Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Культура


«Гроза» по-прежнему страшит

В Москве, на Новой сцене Театра Вахтангова, показали «Грозу» А.Н.Островского

Сценический образ спектакля – мачта с перевернутым парусом, распластанным по сцене, и лодкой где-то в углу, - не читается, хотя придумано хорошо. Эта упавшая мачта в воображении зрителя обозначает скорее «высокий берег Волги», на котором, со школьных лет известно, случится много драм. И в целом темных тонов конструкция (Сергей Австриевских) изначально настраивает зрителя на печальный лад. Хотя как только на сцене появятся персонажи Островского – в костюмах вполне приближенных к нашей эпохе (Ольга Нестеренко), и зазвучат совершенно не подправленные реплики драматурга, воздух сцены затрепещет и станет теплым. Зрителям станет ясно, почему молодой режиссер Уланбек Баялиев поставил пьесу Островского, написанную за два года до отмены крепостного права в России. Прошло более полутора сотен лет, городки Калиновы на Волге претерпели столько метаморфоз, что их не узнали бы внуки и правнуки драматурга, давно нет никакого «темного царства», которое «лучом» пронзала удивительная женщина, - а «Гроза» «русского Шекспира» и сегодня до нервной дрожи волнует людей.

И все дело в том, что под увеличительным режиссерским стеклом оказались люди, жаждущие любви. Все без исключения персонажи пьесы. Режиссер разглядел это. Оказывается, не только Катерина (в эмоционально возвышенном исполнении Евгении Крегжде), выданная замуж в семью богатой Кабанихи, неожиданно узнает, что существует на белом свете любовь, за которой можно отправиться на край света. Не только невестка Катерины Варвара (Екатерина Нестерова) по ночам «гуляет, как хочет» с сорви-головой Кудряшом (Евгений Пилюгин). Но и сама Марфа Игнатьевна Кабанова (Ольга Тумайкина), этот сфинкс, «держащий спину», едва не растает однажды, встретив в городе купца Дикого (Александр Горбатов). Кабаниха снимает с головы и плеч плат и оказывается в платье с декольте, тесно облегающем ее крепкую фигуру. А что говорить об избранниках – обаятельный Борис (Леонид Бичевин), возлюбленный Катерины, готов на все, кроме того, чтобы увезти ее с собой.

Воздух спектакля пронизан чувственностью, напоен ею до такой степени, что пьеса, разобранная на цитаты, кажется незнакомой. Ну, в самом деле, где вы видели, чтобы Катерина с Варварой весело шалили у железной бочки с водой, брызгаясь и шутливо топя друг друга. Совсем как в Волге... Или – чтобы Кабаниха с ожесточением наматывала невестке на голову бесконечный тюрбан, вертя ее, как веретено. Может, этим «веретеном» и толкнула Катерину в волжские воды… Стоп-кадры из современности.

Евгения Крегжде играет Катерину легкой и светлой, как пишет пастельными красками. Летает ее Катя и щебечет, как птичка из знаменитого монолога. На свидание к Борису мчится из садовой беседки, где условились с Варей ночевать в отсутствие Тихона-мужа (Павел Попов), полунагая... Но восхождение к роковому решению – кинуться в Волгу - остается у актрисы «за кадром». Достичь истинного трагизма в этой роли удавалось немногим актрисам. Невесомая, безжизненно повисает она на руках у Кота (Виталийс Семеновс) – персонажа, который материализовался из воздуха спектакля и, как мог, поддерживал Катю.

Сцена грозы эффектна, она вызывает страх, потому что бушует в душах людей – покинутого Тихона, никому не нужного со своими талантами искателя перпетуум-мобиле Кулигина (Юрий Красков), болтливой странницы Феклуши (Евгений Косырев) и главарей города Кабанихи с Диким и с их близкими. Что поймут они после гибели Катерины, как изменятся?.. Тайну этого месседжа Александра Николаевича Островского еще долгие годы будут разгадывать люди.


фото: www.vakhtangov.ru