САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Вячеслав Никифоров: Тоньку-пулеметчицу оправдать нельзя

В этом году телесериал «Палач» белорусского режиссера Вячеслава Никифорова стал трижды лауреатом российской кинопремии «Золотой орел». В интервью «СВ» режиссер рассказал о съемках этой картины, о современном кино и о жизни на две страны

Перед героиней Виктории Толстогановой судьба поставила жесточайший выбор. Фото: кадр из фильма

Конфликт конфликтов


- Вячеслав Александрович, как родилась идея снять фильм о Тоньке-пулеметчице, об одном из самых безжалостных палачей Второй мировой?

- На «Первом канале» продюсер Денис Евстигнеев планировал запустить сериал по роману Вячеслава Шишкова «Угрюм-река» - мою десятилетнюю мечту. Уже начали писать сценарий, но вдруг выяснилось, что съемки решили отложить. Тогда же Евстигнеев рассказал мне замысел «Палача». И я сразу же забыл про «Реку».

Считаю, качество фильма зависит от глубины и масштаба конфликта: чем большего круга людей задеты интересы, тем успешнее будет картина. А в «Палаче» речь идет о войне, а это прямо конфликт конфликтов. И история жуткая.

Во мне тут же родилось ощущение, которое оформилось в понятие «запредельности». Героиня проживает несколько жизней. До войны одну, как сама Тонька говорит: «туфли к празднику, песни, 1 Мая, окончание школы». Потом война - кровь, насилие, ее ломали-переломали, сделали из нее палача. Потом третья жизнь - семья, почет, общественное положение, слава фронтовика и память о прошлом, жгущая раскаленным свинцом. Конечно, она рассчитывала на четвертую жизнь - арестанта…

К Тоньке-пулеметчице категория добра не применима

- Виктории Толстогановой легко далась роль Тоньки?

- Прочтя сценарий, Вика растерянно просила: «Как это играть?!» Ей надо было ощутить масштаб и почти потустороннюю силу, вмешавшуюся в это действо. Поэтому посоветовал перечитать несколько книг.

«Медею», которая из ревности к Ясону убивает двух своих детей. Философский роман «Так говорил Заратустра», где описан выход за пределы человеческих возможностей. И еще лермонтовского «Демона» - историю о падшем ангеле. До Лермонтова на эту тему многое было сказано, но он поставил своего героя в ситуацию, когда тот ужаснулся тому, что происходит на земле. И пролил слезу, которая «прожгла скалу».

Виктория меня поняла. А потом выдавала то, что мы видим в фильме. Много раз, когда заканчивался дубль, я плакал.

В документальной истории где-то мелькнуло, что любимой киногероиней Тоньки была Анка-пулеметчица. Страшная параллель. Собственно, обе убивали соотечественников. Можно, конечно, сказать, что человек был поставлен в обстоятельства, сломлен, зомбирован. Но какую пластичную психику нужно было иметь, чтобы такое выдержать. Как она, вчерашняя школьница, не сошла с ума, попав в мясорубку?! Помните, как ее дрессировали ужасом и страхом, формировали фашистский подход к людям? Вечером пьянство, насилие, а утром стреляли над головой, пока не дали в руки оружие, и она через месть насильнику вступила на путь крови. А потом смогла с этим жить.

- То есть, по Станиславскому, Толстоганова оправдывала свою героиню?

- Нельзя однозначно понимать принцип: играя злого, ищи в нем доброту. Ведь тут много художественной неопределенности и море ассоциаций. Не скажешь же, что Гитлер хороший, потому что любил собак. Доброта в отдельных вещах не существует. В каждом человеке качается маятник добра и зла, и в нас христианской традицией заложена способность сделать выбор в пользу того или другого. Ни к Гитлеру, ни к Тоньке-пулеметчице категория добра не применима. Она - в ряду с нацистами, которые годами скрывались от правосудия, мимикрировали. Но рано или поздно им приходилось отвечать за грехи. А если нет, из жизни они все равно уходили изгоями. И самым главным наказанием для Тоньки стала реакция родных. Вспомните, во время встречи с дочерью в тюрьме ни та, ни другая не смогли сказать друг другу ни слова. Самые близкие люди стали чужими.

«Пипл» больше не «хавает»

- С отзывами зрителей знакомились?

- Пишут в основном о том, что фильм очень тяжелый, но оторваться невозможно. Еще пишут, что приоткрылась новая грань войны. Хотя, казалось бы, чего мы еще не знаем? Правильно говорят, что это неисчерпаемая тема.

- Как вы считаете, что происходит сегодня с отечественными сериалами? Нравятся ли вам они?

- Сериалы становятся качественнее, и это не мной замечено. Прошли времена, когда полупрофессионалы снимали «жвачку» и серятину: «пипл» больше это не «хавает». Как и на Западе, большие артисты начинают считать за честь сыграть в качественном сериале. Правда, финансовый контекст диктует свое - продукции стало вдвое меньше. Но эту временную тенденцию можно обозначить как углубление художественности, содержательности и качественности во всех профессиональных аспектах.

Иногда ощущаю себя... гастарбайтером

- Вы себя называете российским или белорусским режиссером?

- Родился я на юге России, но с 1969 года живу в Беларуси и считаю эту страну своей родиной. Мои дети ходили в белорусскую школу, изучали мову, которая в те времена была основной в лицее. Они люди этой культуры.

Да, у меня великая школа, я учился во ВГИКе у Кулешова и Хохловой, но сформировался как кинематографист на «Беларусьфильме».
45 лет отдано этой киностудии. В России все понимают, что я русский, но считают белорусским режиссером.

Иногда, только не смейтесь, пусть в незначительной мере, но ощущаю себя... гастарбайтером. Однажды на каком-то банкете общались с замечательными режиссерами - Али Хамраевым и Мурадом Алиевым. Обнял их и сказал: «Парни, нам надо держаться вместе, мы гастарбайтеры, коллеги». А они, смеясь, хором ответили: «Слава, это ты гастарбайтер, а мы москвичи уже лет двадцать». А вот у меня сильного желания обосноваться в Москве как-то не было. Хотя много снимал для России. В частности, «Отцов и детей» - фильм, за который получил Госпремию СССР.

Помню, уже на исходе Советского Союза в Большом театре был актив с интеллигенцией и за кулисами ко мне подошел белорусский партийный деятель Александр Кузьмин. Я запомнил его слова: «Как же приятно было слышать в Политбюро, что Беларусь - поистине высокая Белая Русь, раз ей так удаются фильмы из глубин русской классики!»

Досье «СВ»

Кинорежиссер, актер, сценарист и педагог Вячеслав Никифоров родился в 1942 году в селе Веселое Адлерского района (Краснодарский край). В 1969 году окончил режиссерский факультет ВГИКа. Снял более двадцати фильмов, среди которых «Зимородок» (1972), «Хлеб пахнет порохом» (1973), «Отцы и дети» (1983). Был первым секретарем правления, председателем и сопредседателем Белорусского союза кинематографистов.


О чем фильм

Телесериал «Палач» снят на основе истории разоблачения Тоньки-пулеметчицы - Антонины Макаровой. Во время Великой Отечественной войны она добровольно служила палачом в Локотской республике, существовавшей с 1941 по 1943 годы на оккупированной немцами территории Брянской области. Собственноручно Тонька-пулеметчица лишила жизни 1500 человек.

Разоблачили и расстреляли ее лишь в 1979 году (в фильме - через двадцать лет после войны). Все это время она жила под фамилией мужа, воспитывала двух дочерей, прикрываясь фронтовой биографией.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Москалькова рассказала, как идет диалог по обмену пленными
  2. Из украинского плена вернули 95 российских военнослужащих
  3. Беларусь вводит безвизовый режим для 35 стран ЕС
  4. Матвиенко рассказала, как ее пытались обмануть мошенники
  5. Азовцы* анонсировали турне по Европе
  6. Алаудинов пообещал наказать украинцев, расстрелявших российского военного
  7. На Украине заявили, что Киев использует коридор через Беларусь для подготовки терактов в РФ
  8. Международная федерация бодибилдинга вернула россиянам и белорусам их флаг и гимн
  9. Путин: необходимо перейти к более широкому внедрению цифрового рубля
  10. «Демократичный» донос: на латвийку пожаловались за выступление на «Славянском базаре»
  11. В Кремле прокомментировали взаимоотношения Путина и Трампа
  12. ВСУ начали использовать новое средство поражения живой силы
  13. Минэнерго заявило о возможных отключениях электричества из-за жары на юге страны
  14. В России впервые установили управление БПЛА через космический спутник
  15. В России запустят сервис знакомств с проверкой долгов и алиментов

Парламентское Собрание

БРИКС обгоняет Большую семёрку по росту ВВП

Гегемоны превращаются в аутсайдеров

МНЕНИЯ

Сыграли против себя

Татьяна Вахромеева

Дональд Трамп  - о том, куда Америку завела политика ее руководства.

Надо идти до конца

Олег Зинченко

На войне как на войне

Зеленскому и его хунте Россия точно ничего не должна!

Леонид Слуцкий

Единственным легитимным институтом на Украине сегодня при отмене выборов Президента может выступать Верховная рада и ее спикер.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также