Эльёр Ишмухамедов: Свою первую премию за «влюбленных» я получил в Минске
Классик советского кино Эльёр Ишмухамедов, фильмам которого «Нежность» и «Влюбленные» скоро полвека, рассказал о том, как снимались знаменитые картины, о чем его работы
- Эльёр Мухитдинович, в Оренбурге на фестивале «Восток & Запад» вы заседали в кресле председателя международного жюри, пересмотрели множество фильмов. Каким вы увидели современного героя?
- Россию в этом конкурсе представлял фильм Дарьи Полторацкой «Побег из Москвабада», где герой-узбек хочет вернуть гастарбайтеров на родину, чтобы они не позорили нацию. Весьма убедительная попытка сделать фильм о мигрантах. Тема жгучая. Посмотрите, что творится в Европе, так что приз за сценарий фильму был справедливым. Все, что происходит, результат того, что люди в наше время информационной войны чрезвычайно политизированы.
- Если вспомнить фильмы «Нежность» и «Влюбленные», то кажется, что такая тема вам не близка. А в прошлом году у вас вышел фильм «Гвоздь» - о жизни студентов московского института театра и кино. Скажите, вы искали в современных героях черты тех далеких ташкентцев?
- Героем фильма «Гвоздь» я назвал бы само время юности - от 18 до 23. Это период, когда чувства переполняют человека, когда он горит и способен на все. Человек прекрасен, когда влюблен. Вот я и хотел проследить, насколько переменились молодые.
Да, прошли годы, в этом году исполнится полвека фильму «Нежность». Знаете, вы не заметите особой разницы между тем героем и героем «Гвоздя». Оба познают горечь любви, переживают отчаяние, а потом и у того, и у другого возникает смутное ощущение, что вся жизнь впереди, и нужно надеяться на лучшее.
Поэтому фильм «Гвоздь» заканчивается на светлой ноте. В наше время так важно дать людям надежду.
- Как во «Влюбленных» родилась сцена, где герой Родиона Нахапетова, переживая любовное отчаяние, бросается в бурную горную речку и долго «сплавляется» по водопадам среди арбузов?
- Это было у меня в жизни. Однажды мы с отцом, я тогда был студентом института кинематографии, поехали в горы. И решили сделать привал в дубовой роще - приготовить плов, пообедать и к вечеру тронуться в путь. А багажник нашей «Победы» был забит арбузами - штук 20 купили, и мы решили бросить их в заводь горной речушки, чтобы остыли, пока мы обедаем. И вдруг - грянул гром, и пошел слепой дождь. Обозначилась радуга, вода поднялась, и арбузы поплыли.
"Мечтаю снять фильм о Кутузове - великом человеке которого народ назвал "спасателем отечества"
Я бросился за ними вслед, стал их хватать, бросать на берег… Отец бежал по берегу и кричал: «Сынок, разобьешься, выплывай, это опасно!..» Но меня охватил восторг - гром, слепой дождь, солнце, радуга, арбузы, которые бились о камни, все это было выше моих сил!.. Я кричал, глотал мякоть разбившихся арбузов, потом еле выплыл, чуть не свалившись в пропасть.
Спасти удалось два жалких арбуза, но ощущение от всего этого у меня осталось на всю жизнь. И когда мы с Агишевым работали над сценарием, я предложил эту сцену.
- Нахапетову трудно было сыграть?
- Он действительно рисковал, но мы ему помогли, у него был дублер. Но и ему, конечно, досталось. А главное было в том, чтобы донести до зрителей ощущение, что жизнь полна контрастов. Что трагическое и комическое, грустное и веселое, прекрасное и забавное идут рядом, потому жизнь - это переход из одного состояния в другое. И во всем этом важно не терять того запала, который дается нам в юности.
- А фильм «Юность гения» - о детстве и юношестве среднеазиатского ученого и философа X - XI веков Авиценны, за который вы номинировались на Госпремию СССР, был вашей идеей?
- Нет, меня три года подряд вызывали в ЦК партии. Я отбивался, что не знаю этой истории, что про Бухару Х века существует одна тоненькая книжка. Назначали других режиссеров, но закончилось тем, что снимать стали мы с Одельшой Агишевым. Он и рассказал мне о времени Шелкового пути в Средней Азии.
Мне стал понятен смысл будущей картины - только в условиях свободы возможен прогресс. А по Шелковому пути осуществлялся обмен не только тканями, золотом и ювелирными украшениями, но и медицинскими знаниями и лекарствами, способами лечения, философскими взглядами, концепциями, религиозными учениями. Когда проходил караванный путь, сражения останавливались, воины складывали оружие и начинали делать покупки.
- Что в ваших планах?
- Мечтаю снять фильм о Кутузове - великом человеке, которого народ назвал «спасителем Отечества». Сценарий потрясающий, актуальнейшую картину можно сделать, но, куда бы ни обращался - Минкульт, Президентский Совет, Фонд кино, везде встречаю сопротивление. Мне кажется, высокие слова чиновники говорят больше для красного словца. Спасибо, поддержал Никита Михалков, буду бороться.
Досье «СВ»
Народный артист Узбекской ССР Эльёр Ишмухамедов, один из лидеров «новой волны» в узбекском кино. Родился в 1942 году в Ташкенте. Окончил режиссерский факультет ВГИКа. Работал на «Узбекфильме». С 1996 года преподает режиссуру и монтаж в Москве. Его ранние фильмы - «Нежность» и «Влюбленные» - яркие образцы оттепельного кинематографа. Среди лучших - фильмы «Юность гения», «Прощай, зелень лета...».
Здесь нет энергии отрицания
- Вы говорили, что вас многое связывает с Беларусью, что же?
- Как с арбузами, от одного упоминания этой страны у меня возникают только положительные эмоции. Во-первых, в Беларуси, в 1970 году на Всесоюзном фестивале я получил приз за лучшую режиссуру во «Влюбленных». Снимал там фильм «Третье небо». Был в Минске, ездил в Солигорск, другие города и городки.
С тех пор испытываю к республике самые теплые чувства. Чистый воздух, озера, ровные дороги. Но главное - замечательные люди! Там нет энергии отрицания всего и вся, и я отдыхаю здесь душой. Чувствую себя спокойно, мне хорошо, нет напряжения, дискомфорта. В шахтерском Солигорске в кафе или в столовой, на улицах, бытовая культура людей намного выше, чем в столичных городах, чем в якобы элитарных кафе и ресторанах.
Эльер Ишмухамедов - кинорежиссер, сценарист, заслуженный артист Узбекской ССР. Фото: Виктор Чернов/ РИА Новости
Кстати, в Беларуси я купил пальто. Хоть и прошло много времени, ношу до сих пор, любуюсь, так хорошо и качественно пошито. Работают заводы и фабрики, то есть белорусы сумели сохранить все самое лучшее, что было в Советском Союзе.
- Вы ностальгируете по прошлому?..
- Человек должен помнить прошлое своей страны, в которой он жил вместе со всеми народами столько лет. Теперь Россия и Беларусь строят Союзное государство, и есть надежда, что общество будет выздоравливать. К сожалению, мы разрушили бесплатное обучение, медицину, ЖКХ, потеряли уважение к человеческой личности. Это вернуть очень сложно. Расплодилось такое количество жуликов, что справиться с ними не можем. И на этом фоне меня просто восхищает Беларусь. Заметьте, раньше многие белорусы тоже часто ездили на заработки в другие страны в качестве гастарбайтеров. Но сейчас их число снижается. Они дома живут и работают. И стараются реже привлекать иностранную рабочую силу, обходятся своими ресурсами. Это пример для всех республик бывшего СССР.