Белорусскому Крылову – 120 лет
4 февраля в ДКК Посольства Беларуси в России открылась выставка, посвященная юбилею народного писателя Беларуси Кондрата Крапивы (1896-1991)
Советник-посланник Посольства Юрий Ярошевич
Советник-посланник Посольства Юрий Ярошевич в приветственном слове отметил, что пьесы и сатирические стихи Кондрата Крапивы актуальны и в наше время, потому что человеческие пороки, которые он высмеивал, к сожалению, неискоренимы в людях. Об экспозиции, на которой представлены раритетные документы, рукописи, фотографии, книги и иллюстрации к произведениям классика белорусской литературы, рассказала директор Государственного музея истории белорусской литературы Лидия Макаревич.
Экскурсию выставке провела для «СВ» заведующая научно-экспозиционным отделом Государственного музея истории белорусской литературы Ольга Гулева: «Кондрат Крапива (Кондрат Кондратович Атрахович) родился в конце 19 столетия, а ушел из жизни в 1991 году. То есть, прожил почти 100 лет, представляете, какая эпоха?! Первая мировая война, Гражданская, Вторая мировая, где в 1942 году под Сталинградом потерял старшего сына Бориса. И весь этот долгий путь народного писателя Беларуси мы постарались отразить в выставке «Кандрат Крапіва. Ад маленства да сталасці…», по-русски будет – «От детства до зрелости». Крапива представляет яркое сатирическое направление в белорусской литературе 20 века. Эпиграммы на друзей он пытался писать еще в юные годы, но когда попытался напечатать, ему сказали - не соответствует уровню, и он прекратил это занятие. К жанру сатиры вернулся через 20 с лишним лет, стал писать басни, по-белорусски байки, сатирические стихи, поэмы, пьесы. Если говорить о значимости Крапивы для белорусской литературы, можно провести параллель с именем Крылова в русской литературе. Все, что написано Кондратом Кондратовичем, насущно и сегодня, к сожалению, мы с вами не очень меняемся, все наши качества и чувства остаются при нас. И когда читаешь Крапиву или смотришь спектакль по его пьесе, кажется, что написано сегодня, а не 30-50 лет назад. Кроме того, Кондрат Крапива занимался научной деятельностью, 4 года руководил Институтом языкознания, был вице-президентом Национальной академии наук. По сей день мы пользуемся его Русско-белорусским и Белорусско-русским словарями, изданными под его редакцией. Какая бы критика не раздавалась, попробуйте сегодня написать словарь, где вы представите разные переводы тех или иных слов.
Справа налево: Иван Иванович Сабило, русский писатель и общественный деятель с прозаиком Александром Кожедуб.
В нашем фонде около 1800 единиц хранения, только книг 1200, многие с автографами. На выставке увидите рукописи писателя, машинопись с его правкой, тексты довоенных выступлений, некролог «На смерть Янки Купалы» (1942 г.) номера фронтовой газеты «Раздавим фашистскую гадину!», которая издавалась под его руководством, иллюстрации известного белорусского художника Анатолия Волкова к его байкам. Увидите фотографии писателя, в том числе, самую известную - в каракулевой папахе.
Его снимки с семьей, с детьми, внуками и правнуками. На одной из семейных фотографий запечатлены второй сын и невестка, которые помогали нам собирать экспозицию. Невестка писателя Зоя Кирилловна – врач, кандидат медицинских наук, а среди его внуков и правнуков много творческих личностей».
Один из самых интересных экспонатов на выставке - биографическое стихотворение - «Я в мастацком огороде только марная трава…», объясняющее, почему писатель взял псевдоним – Крапива. Потому что «пекучка крапива» «многим обормотам руки, ноги попекла». Вот и Кондрат Кондратович (которого назвали именем отца, потому что очень обрадовались рождению наследника, из 8 детей в семье оставалась одна дочь), подобно крапиве, стремился выжечь пороки из людей.
Спектакль «Кто смеется последним» (режиссер Олег Киреев)
На спектакле «Кто смеется последним» (режиссер Олег Киреев) зрители ощутили это в полной мере. Пьеса написана в 1939 году, но то, что происходит в Геологическом институте, где процветает директор, лже-ученый Горлохватский (засл. арт. Александр Кашперау), актуально и для наших дней. Спектакль высмеивает неучей и подхалимов, карьеристов, демагогов, сплетников и развратников, показывает, какой вред они наносят науке и просто людям, как мешают настоящим ученым. Спектакль шел на белорусском языке, хохот в зале не смолкал. «Пекучка крапива» в руках Кондрата Крапивы работала на все 100.