Искусство будущего - на неделе искусства
В Москве, в Центральном Доме художника, с 16 по 24 января проходит 19-я Российская неделя искусств Russian ArtWeek
Международный арт-проект предполагает не только конкурсное состязание художников, в его рамках работает выставка-продажа современного искусства. Кроме того, во время Недели состоятся мастер-классы, лектории и творческие встречи, на которых известные художники поделятся опытом с молодыми коллегами, раскроют перед ними свои секреты.
- Российскую Неделю искусств проводим с 2007 года, - рассказал «СВ» генпродюсер Фонда «Искусство будущего» Федор Фильков, - причем, с этой осени 3 раза в год – зимняя вторая и еще будет в апреле. Особенность этой Недели в том, что мы собрали блок портретистов, и отдали портрету огромный 18 зал, можно сказать, что в России впервые проведен глобальный конкурс-фестиваль портретов. Обратил бы ваше внимание на работы заслуженного художника России Валерия Рябовола, Раисы Арефьевой из Химок, Лизы Атцори из Рима, Екатерины Кондрашиной, фотографа Сергея Лидова. Работы победителей увидит мир – зрители Европы, Китая, Сингапура... Что касается Беларуси, в 2010 году в Минске, в Центральном Доме художника мы проводили Белорусскую неделю искусств, а в этом году осенью в Доме Москвы прошла еще одна Неделя. Участвовали в ней, в основном, белорусские художники, российские, украинские и с десяток иностранцев. Все эти Недели искусств входят в консорциум «ArtWeek» и проводятся в 21 стране мира.
***
От Беларуси в Неделе искусств - в категории «любитель» - участвует Диана Колосович из Минска.
Диана – экономист по образованию, работает по специальности, мать двоих детей. С 2010 года увлеклась живописью, занимается самообразованием, сотрудничает с Союзом художников Беларуси. Участвовала в Белорусской Неделе искусств, в других выставках..
На Russian ArtWeek художница представила диптих «Начало новой эры». Это абстрактная композиция, в которой цвет играет решающую роль. «Начало жизни присутствует во всем, - говорит художница. – Все, что создано природой, имеет начало, во всем есть дыхание, свежесть, душа. В камне, в человеке, в дереве. И эту мысль мне хотелось выразить через плавность линий, а также посредством синего цвета – он очень важен в моей работе. В ней нет жесткости, есть экспрессия, и я хочу, чтобы зритель почувствовал это. Почувствовал динамику, ритм, само сердцебиение моего труда, и чтобы даже почувствовал надрыв в сотворении диптиха…»
***
Зал портретов завораживает – сотни лиц и ликов, выполненных в самой контрастной манере, с множеством эмоций, яростных и едва уловимых, смотрят на вас, порой проступая не сразу сквозь игру красок, теней и полутеней. Вы увидите и классические портреты, и образцы темпорального искусства («быстротекущие абстракции») и работы в стиле дриппинга, и «Красные цветы» Марии Вальде, и «Американскую икону» Юрия Сидорова, где американские президенты разных времен с разной степенью успеха седлают земной шар, и оригинальный портрет Высоцкого, проглядывающего на вас сквозь десятки крохотных своих фотоснимков …
Заслуженный художник России, доцент кафедры Академии живописи им. Строганова, председатель секции графики в Творческом Союзе художников Валерий Рябовол представляет на выставке два портрета – абстракциониста Давида Бабояна и офортиста из Кисловодска.
И сколь различны в восприятии мира его модели – в столь контрастной манере выполнены портреты. «Говоря сегодня о портретной живописи, нельзя не отметить, что фотопортрет сослужил коварную службу для профессионалов, которые не имели высокой квалификации. Фотография перемогала, и в результате на выставках мы часто видели выполненные маслом портреты, которые повторяли фотографию. Это бессмысленно. Профессиональным художником натура берется для того, чтобы на ее основе создать новую реальность, это и есть искусство. Без натуры художник работать не может, и благодаря своему таланту он создает произведение, которым цепляет человека, показывая в обыденном красоту.
Историю с Репиным знаете? Однажды он посетил фотостудию и был свидетелем того, как на серебряных пластинах появлялось изображение. Процесс долгий – прошел час, другой… Репин смотрел, смотрел, потом взял блокнотик, посмотрел на человека, которого снимали, и минут за 10-15сделал рисунок. И сказал – «А это не проще, чем то, что вы делаете?» Он имел право это сказать. И, что вы думаете, тот, кто позировал, купил этот рисунок. Купил ли он фотографию, неизвестно.
***
Лиза Атцори, мать пятерых детей, живет в Риме, в Неделе участвует в третий раз.
Лиза – лауреат двух первых Недель, на третью Неделю в Москву привезла автопортреты и портреты, выполненные в классической манере. «В Италии сейчас на пике интереса современное искусство, от классических портретов и от реалистической живописи, которую я так люблю, к сожалению, мы отошли. В моде сплошной модерн, но это не мое».
***
Лилия Калимуллина, выпускница Московского гуманитарного института, кафедры декоративно-прикладного искусства, Анна Горшенева и Ксения Скребец, выпускницы Санкт-Петербургского художественного училища имени Николая Рериха, участвуют в Неделе впервые.
Лилия работает в технике гобелена (таписерии) и представила на выставке работу «По воду», выполненную в нежных тонах. Девушка, несущая воду на коромысле, словно растворяется в сказочных березах и пушистых снегах, ткань прекрасно передает структуру снега и единение человеческой фигурки с природой. Лилия – разносторонний художник, она уже провела мастер-класс по современной росписи. А Анна и Ксения представили инсталляцию «На дне» в стиле 3D мозаика. Огромная сиреневая радиолярия изготовлена из полимерных материалов.
***
Сергей Лидов, председатель Гильдии профессиональных фотографов СМИ России. В Неделе участвует не в первый раз, в этом году с целой фотографической стенкой. Работал в жюри.
«Для меня Неделя – движение вперед. Мы погрязли в каком-то хаосе, думаем только о плохом. По телевизору видим одни ужасы. А здесь попадаешь в оазис, который люди сотворили своими руками и мыслями. И у каждого свой почерк. Мне нравится, что Неделя – своего рода аукцион, но, думаю, что не все рассчитывают на покупки, многие приходят посмотреть на работу коллег и товарищей, влить в себя эликсир творчества.
Между прочим, как член жюри я был очень строг, потому что фотография для меня - образ жизни, я находил единицы удачных ракурсов. Уровень фотографии у нас не очень высок, потому что нет учебы. Например, я был учеником АПН-новского фотографа Льва Устинова, 30 лет проработал в журнале «Советский Союз», который издавался на 19 языках в 120 странах мира.