САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Под знаком «Черного квадрата»

С 23 октября по 14 февраля в Третьяковской галерее на Крымском валу экспонируется графика Казимира Малевича

Трудно найти художника, работы бы которого с таким же рвением обсуждались и изучались на протяжении всего XX века. Отец супрематизма - выдающийся российский и советский художник-авангардист польского происхождения, педагог, теоретик искусства, философ Казимир Малевич (1878–1935) – один из самых узнаваемых художников мира. Его знаменитое полотно "Черный супрематический квадрат" публика впервые увидела на Последней футуристической выставке картин "0, 10", открывшейся 19 декабря 1915 года. К 100-летию этого события и, собственно, самого «Черного квадрата» в Третьяковке показывают редко экспонируемую графику Казимира Севериновича и художников его круга.

«Мы острой гранью делим время и ставим на первой странице плоскость в виде квадрата, черного, как тайна, плоскость глядит на нас темным, как бы скрывая в себе новые страницы будущего. Она будет печатью нашего времени, куда и где бы ни повесили ее, она не затеряет лица своего».
К.Малевич



В ноябре 1919 года Казимир Малевич по приглашению Марка Шагала приехал в Витебск и начал руководить мастерской в Народном художественном училище. И Витебск стал тем городом, из которого мир узнал «О новых системах в искусстве» - в 1919 году Малевич издал эту теоретическую работу. В это же время в Москве открылась первая ретроспективная выставка художника «Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму». А в 1920 году художник объединил в группу «Уновис» «Утвердителей нового искусства». Её членами стали Л. Лисицкий, Л. Хидекель, И. Чашник, Н. Коган. Сам Малевич в этот период писал теоретические и философские труды. И под влиянием Эля Лисицкого проводил первые опыты в области архитектуры. Насколько группа «Уновис» была важна для художника, говорит тот факт, что свою дочь, родившуюся в 1920 году, он назвал Уной.

Вот что летом 2014 года рассказывала «СВ» о пребывании Малевича в Витебске директор Музея Марка Шагала в Витебске Людмила Хмельницкая: «Материал по организации Витебского художественного училища в нашем музее роскошный - хозяйственные и административные документы, которые позволили восстановить жизнь школы по датам, дням, персоналиям. Эти 3-4 года были временем Витебского ренессанса, когда здесь собралось созвездие выдающихся художников. Первым директором училища был Мстислав Добужинский, среди преподавателей были Иван Пуни и Ксения Богуславская, которые очень скоро оказались на Западе. Потом приехали Вера Ермолаева, Нина Коган, Эль Лисицкий и Казимир Малевич. Они занимались с молодыми людьми, об этом можно прочитать в прессе того времени и в книге Александры Шатских «Витебск. Жизнь искусства. 1917-1922 гг.» Книгу раскупили мгновенно, через несколько лет она также разлетелась на английском, потом стали появляться архивные публикации и исследования.



Остановлюсь на одном заблуждении – Казимир Малевич подарил миру супрематизм не в Витебске, а еще до приезда сюда, когда сделал «Черный квадрат» своим знаменем. В Витебске он сформулировал свою философскую теорию. Эль Лисицкий пообещал издать ее – тем и привлек Малевича. В Москве и Петербурге такой возможности не было. А в Витебске две брошюрки Малевича издали литографским способом. Ученики на камне - в зеркальном отражении - писали тексты, и книги получились как рукописные. Они были выполнены как гравюры. Так Малевич заявил миру о своем учении, получив при этом адептов – 10-12-летних учеников, которые вряд ли могли отличить супрематизм от экспрессионизма, они летели на обаяние харизмы личности.

Всем известно, как много говорят о борьбе амбиций Шагала и Малевича в этот период, Александр Митта даже фильм этому посвятил – «Шагал-Малевич». Малевич вместе с женой и дочкой Уной жил в училище, ученики видели его целыми днями и вечерами. В творческом объединении «Уновис» он ставил с ними спектакли, рисовал вывески для города. Оформлял трамваи и улицы. Скажем, сегодня они рисовали эскизы росписи столовой для рабочих, а на следующий день столовую уже расписывали. Они изобретали эскизы тканей, а через какое-то время видели эти ткани на прилавках магазинов. А Шагал был затурканным комиссаром, которому надо было ежедневно сидеть по 3-4 часа на заседаниях в РК партии и постоянно мотаться в Москву выбивать деньги на училище. Так, к кому же пойдут ученики, кто крашче? Конечно, Малевич.

Революция выматывала силы и энергию из Шагала. Как комиссар он должен был ходить и на губернские совещания, а Витебская губерния той поры была как страна – в нее включена была территория России до Смоленска и часть Латвии. Поэтому забот у Шагала оказалось больше, чем он ожидал. На комиссарство он согласился ради школы, но школа оказалась дополнительной нагрузкой. Шагал не мог реализоваться как художник, забот требовали и жена с ребенком. И со временем он стал ходить через день на заседания, потом посылал зама, а в один прекрасный момент принял решение уехать.

Этому, действительно, предшествовала борьба амбиций, Шагал имел неосторожность собрать под одной крышей все «измы», и все художники были сторонниками своих художественных концепций, которые для них были единственно правильными. И противостояние Шагала с Малевичем обозначалось так же, как противостояние с его учителем Пэном. Понятно, что Пэну не нравилось, что Шагал не стал реалистом, также он шипел на Малевича. Малевич, естественно, с землей равнял и Пэна, и Шагала. И Шагал воспользовался ситуацией: уехать – был единственный выход для него, чтобы избавиться от всего и сразу. Товарищи революционеры поверили, что Шагал уехал из-за конфликта с Малевичем, но я уверена, что это не так».

Выставка «Под знаком Малевича» - центральное событие юбилейного года в ряду других: спецпроект "Ночь в квадрате" (в рамках акции "Ночь в музее"), запуск мобильного приложения "Прогулка по Москве Казимира Малевича", цикл лекций "Казимир Малевич: три возраста художника". Также в декабре в Галерее Зураба Церетели состоялась выставка «Вокругквадрата, или В ожидании героя», в церемонии открытия которой участвовала глава зарубежного Фонда имени Казимира Малевича Ивона Малевич. Наследница художника любезно согласилась дать интервью «СВ», следите за «Культурной волной» в газете.

Графика Малевича и произведения художников его круга представлены на выставке в двух разделах: "Супремус" и "Уновис". В супрематических работах Малевич протестовал против предметности, основывая свои работы на приоритете чистой геометрической формы. Кому не известны его цветные геометрические плоскости, парящие в бесконечности белого пространства?.. А знаменитый «Автопортрет» К.С.Малевича. 1908–1910 гг. - графика художника широко представлена в мировых музеях.

На выставке экспонируются работы Н.Удальцовой, О.Розановой, И.Клюн, В.Пестель, Л.Поповой, А.Крученых и других художников из общества "Супремус", которое Малевич организовал в 1916–1917 годах. Наиболее последовательной ученицей отец супрематизма считал Розанову. Удальцова и Экстер, полагают специалисты, оказались ближе к кубизму, Клюн и Пуни применяли цветные фоны, что противоречило идее "белой бесконечности" пространства. О том, как супрематисты развернулись в Витебске, нам уже известно.

И последнее – Людмила Хмельницкая отметила, что современные зрители по-иному воспринимают живопись великих оппонентов – Казимира Малевича и Марка Шагала. «На Западе Шагала лучше понимают, потому что больше видели его работ. А в нашем музее первую экспозицию показали в 1998-м. 78 работ – подарки семьи, коллекционеров, разных организаций, Шагал провоцирует людей на широкие жесты. Естественно, первые посетители, воспитанные на соцреализме, настороженно смотрели на картины – что это за детские рисунки? Но среди зрителей было немало тех, кто был способен развиваться, и хотел наверстать упущенное.

За 23 года существования нашего музея выросло новое поколение, которое открытыми глазами смотрит на мир, и ему понятен художник Марк Шагал. А что касается утверждений «да какой дурак не нарисует черный квадрат», это не что иное, как способ освоить чужой опыт через унижение. «Я этого не понимаю, так скажу-ка, что это ерунда». И все аргументы для спорщиков – «Я тоже так смогу». Но как только они брали кисти в руки, все оканчивалось для них провалом».

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин: РФ будет продолжать испытания новейших ракет, в том числе в боевых условиях
  2. Александр Лукашенко дал политическое убежище польскому экс-судье Томашу Шмидту
  3. Дмитрий Мезенцев принял участие в заседании коллегий МИД Беларуси и России
  4. Картошку от Александра Лукашенко посадят в горах Дагестана
  5. Вячеслав Володин: Владимир Путин принял решение, которое мы поддерживаем
  6. Сергей Лавров: РФ и Беларусь будут добиваться справедливости, используя оставшиеся международные правовые инструменты
  7. Сергей Лавров и Максим Рыженков обсудили подготовку заседания Высшего госсовета Союзного государства
  8. Главы МИД РФ и Беларуси подписали заявление об общем видении Евразийской хартии
  9. Сергей Лавров заявил, что Беларусь сможет участвовать во всех мероприятиях БРИКС
  10. Сергей Лавров: Зеленский испугался ответа на применение дальнобойных ракет
  11. ВЦИОМ: Уровень доверия россиян Владимиру Путину составил 78,8%
  12. Александр Лукашенко пообещал отключить интернет в случае новых беспорядков в Беларуси
  13. Сергей Лавров и Максим Рыженков возложили цветы к Вечному огню Брестской крепости
  14. Виктор Орбан призвал не относиться к словам Владимира Путина как к болтовне или уловке
  15. Александр Лукашенко обсудил со студентами информационные войны, геополитику и «перамены»

Парламентское Собрание

Вячеслав Володин: ПС в декабре рассмотрит бюджет Союзного государства на 2025г

Вячеслав Володин заявил, что в декабре пройдет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, где будет рассмотрен бюджет Союзного государства на следующий год.

Политика

Вячеслав Володин: разрешение Киеву на дальнобойное оружие подтверждает, что против РФ воюет НАТО

Разрешение США и их союзников применять Украине дальнобойное оружие западного производства по нашей стране ещё раз подтверждает, что против России воюет НАТО, заявил Вячеслав Володин. Автор Юлия Толкачева

МНЕНИЯ

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

Прилет по приглашению

Павел Родионов

«Опять зеленеет орешник. Орешник под нашим окном».

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также