«Лiстапад» притягивает мировое кино
Как прошел международный кинофестиваль в Минске? Директор программ игрового кино и конкурса фильмов для детской и юношеской аудитории «Лiстападзiк» Игорь Сукманов подводит его итоги
- Думаю, нам удалось привести зрителя в кинотеатры, мы позволили ему избежать потребительского отношения к кинематографу, дали возможность познакомиться с качественными, хорошими лентами зарубежных режиссеров. Вдумчивый зритель может соглашаться или не соглашаться с концепцией постановщика, главное, он готов задавать вопросы и дискутировать.
Важно и то, что приглашаем разных кинематографистов - и звездного направления, как Фанни Ардан в этом году, и авторского, независимого кино, как филиппинец Брильянте Мендоса. Есть и такие корифеи, как Вадим Абдрашитов, и маститые продюсеры, которые приезжают из Исландии, Мексики, Японии. В данном случае работает принцип сообщающихся сосудов, и мир становится нам ближе.
- Меняется ли принцип подбора программ?
- По-прежнему стремимся знакомить зрителей с кинематографом стран бывшего коммунистического пространства. Теперь в поле зрения у нас еще и Куба, и Вьетнам, и Китай. Также знакомим зрителей с творчеством самобытных молодых авторов, которые бравурно начинают свой путь в кино. Их дебютные ленты увенчаны лаврами таких фестивалей, как Каннский, Венецианский, Сан-Себастьянский, и нам важно показать, что
Конкурс показал, что в Беларуси есть кино - и массовое, и чисто авторское
порой не возраст декларирует правила игры, и не финансирование сверхкрупных компаний, а в первую очередь талант. Талант и мысль, потому что очень важно, чтобы публика почувствовала, как молодые люди воспринимают реальность, переживают ее. И это участники нынешней «Молодости на марше» - Светла Цоцоркова из Болгарии, колумбиец Хорхе Фореро, француз Тома Сальвадор и Наталья Кудряшова из России. Это те самые авторы, фильмы которых вызывают дискуссии и даже полемику, все они интересны своими нестандартными взглядами на мир.
- Как вы бы оценили фестивальное кино России?
- Очень хорошо. Мы пригласили режиссеров, картины которых стоят особняком, и авторы глубоко переживают за те процессы, которые происходят в России. Наталья Кудряшова в «Пионерах-героях» осмысливает опыт последнего советского поколения через призму кризиса среднего возраста, через крушение многих надежд и показывает, как сложно сегодняшним
30 - 40-летним, помнящим пионерское детство, совмещать в себе два полярных мира.
С другой стороны, черная комедия «Страна Оз» Василия Сигарева снята с пронзительной болью за человека, живущего в этом жестоком мире. Картина, которая лично мне дает отсыл к великой русской литературе, к Николаю Васильевичу Гоголю, с его «Мертвыми душами» с несостоявшимся проектом 2-го тома. Героиня Яны Трояновой, которая проходит сквозь горнило всех испытаний и собственно через чистилище, в какой-то степени воплощает гоголевскую идею нравственного человека - с чистым стержнем. И фильм Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр» - полифоничная, метафоричная лента, которая рождает в нас отклик на события недавней истории и позволяет почувствовать ее сердцебиение, отдающееся в современности.
- На какой полочке у вас стоит «Франкофония» Сокурова?
- Тоже на очень важной. Мы старались привезти в Минск картины, которые любим и за которые болеем. Неделя, конечно, очень малый срок, чтобы увидеть все, иногда это похоже на безумную ярмарку, но мы надеемся, что зрители отметили для себя в каталоге фильмы, которые постараются посмотреть в будущем.
- В этом году на фестивале во второй раз провели Национальный конкурс, каковы результаты?
- Конкурс показал, что в Беларуси есть кино - и массовое, и чисто авторское. Оно не рассчитано на большой прокат, снято в самых разных жанрах - от комедии до трагедии.
Фото: БЕЛТА