САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Когда подвластны и «Синяя птица», и «Крылья холопа»

В Москве, в Доме кино открылась выставка художника Владимира Егорова «100 лет в кино»

На выставке представлены эскизы самых значительных работ Владимира Егорова. Проект, осуществленный при поддержке Академии им. Строганова, Минкульта, Союза кинематографистов, представили директор Музея кино Лариса Солоницына и ее заместитель Лариса Баженова. Критик Ирина Павлова заметила, что учителя говорили новатору – «Володя, от художников мира тебя отличает способность придумать нечто, что никому не приходило в голову». А один из преподавателей Строгановки заметил, что «по сочетанию дерзости, легкости и жестко выстроенной экспозиции Владимир Егоров – наследник всех своих знаменитых учителей – Родченко, Лисицкого и др.

Он первым ввел эскизирование в кино, говоря, что эскиз – это проект, и его эскиз – всегда четко выстроенная композиция, остановите любой кадр, вы убедитесь в этом. Сейчас, к сожалению, это почти ушло из кино. Вклад Егорова в развитие кинематографа переоценить невозможно, для студентов он был «Бог», его декорации к «Синей птице» по Метерлинку во МХАТ им.Горького до сих пор потрясают своей красотой, и похвала Валентина Серова – «Талантливых «строганщиков» много, но блестящий, солнечный и неподражаемый там один – Владимир Егоров» – не потеряла актуальности».

Когда подвластны и «Синяя птица», и «Крылья холопа»
Эскиз работы Владимира Егорова

Экскурсию по выставке провел для «СВ» ученик Владимира Егорова – профессор Академии им. Строганова Герман Черемушкин. Процитировав Маяковского – «Роясь в сегодняшнем окаменевшем дерьме», профессор заявил, что строки имеют прямое отношение к его учителю, и нарисовал портрет необыкновенного человека, который пришел к студентам в сером костюме, галстуке и мятой шапочке. И поразил их своим необычным «солнечным» мышлением. Тем, кто плохо рисовал, он сразу указал на дверь и рассказал о своем знакомстве со Станиславским, для спектакля которого «Гамлет» делал эскизы в Лондоне. Рисовал дворцы и интерьеры с натуры и даже познакомился с королевой. Привез, расставил. Станиславский сказал – «Гениально», но «Гамлета» ставить не будем». Художник, не стесняясь, выплеснул все эмоции, и пути их с мэтром разошлись. Также не признавал он реализм скульптора Манизера, например, его памятник Ленину…

«Егоров пришел в кино, и открыл тайну раскадровки, - рассказал Герман Вячеславович. - Он сравнивал это с книгой, читая которую устремляемся своим умом все дальше и дальше, ожидая еще более острых событий. Он говорил студентам, как важна в кадре композиция – главное должно быть сильно выражено, а второстепенное – лишь помогать картинке, сюжету. Вот посмотрите на эскизы к фильму «Мы из Кронштадта» – какая мощь, потрясающее искусство, оно вызывает у зрителя слезы. Вспомните сцену расстрела людей с камнем на шее. По силе воздействия это выдающийся фильм, его можно поставить рядом с «Броненосцем Потемкиным».

– Расскажите, как Владимир Егоров передавал ученикам свои умения.

– Учителю важно не упустить момент, когда ум художника превращается в мышление, и он начинает выдавать свои вещи. Вот посмотрите, как у Владимира Евгеньевича нарисована эта дама – может, и руки, и талия неправильно изображены, но во всем этом есть образ, и этим образом он переносит вас во время, которое изображает. Художник иллюстрирует время. Возьмите Дейнеку – при одном упоминании имени в вашем воображении возникают небо, свобода, раскрепощенный человек. Также и у Егорова – вот дама в кринолине из «Дела Артамоновых», вот персонажи из «Иудушки Головлева», как здорово дана николаевская эпоха, вот эскизы к фильмам «Воздушный извозчик», «Дубровский». Художник как бы навязывает вам форму мышления, вы вникаете в смысл, вам нравится, и вы думаете – «Да я и сама так все представляла». А секрет в том, что художник пластически выразил свою мысль, и киношники будут снимать точно по его эскизам.

Вот эскизы к «Кутузову», «Суворову», «Стеньке Разину» - тема, которая никому так и далась. И Шукшин, и Высоцкий хотели играть Стеньку, ни у кого не вышло. А как трагичен его «Лермонтов»!.. «А вот - «Без вины виноватые» с Аллой Тарасовой – фильм, диалоги из которого знают наизусть зрители нескольких поколений. Вот какая сила была у Егорова. Он был мудрец, который далеко, мощно, сильно двинул наши изобразительные дела, отточив остроту взгляда на свое время.
Нина Катаева

Белорусский след

В 1926 году Владимир Егоров работал над фильмом белорусского режиссера Юрия Тарича «Крылья холопа».

Когда подвластны и «Синяя птица», и «Крылья холопа»
Кадр из кинофильма «Крылья холопа»

Заслуженный деятель искусств РСФСР Юрий Тарич (1885-1967), уроженец Полоцка, - один из основоположников кинематографа Беларуси. Начинал актером в провинциальных театрах, с 1918 года – в столичных театрах, в 1920 году - один из руководителей Курсантского театра в Кремле. С 1923 года в кинематографе - сценарист, режиссёр. С середины 1920-х работал в Ленинграде, в том числе на находившейся там студии «Белгоскино». В 1926 году снял первый белорусский фильм «Лесная быль» (по повести М. Чарота), в этом же году – «Крылья холопа», сценарий написан совместно с В. Шкловским и К. Шильдкретом.

О чем фильм

Действие фильма «Крылья холопа» происходит в XVI веке, в период царствования Ивана Грозного. Мастер на все руки Никитка, крепостной богатого боярина Курлятева, много думая о вольных птицах, однажды все-таки взмыл в небо на самодельных крыльях. За общение с сатаной Никитка был схвачен опричниками, закован в кандалы и отправлен в приказ. Однако о мастере, который своими поделками удивлял мир, помнили всегда и время от времени приглашали его к царскому двору чинить сломавшиеся механизмы и потешать высоких господ. Но всякий раз Никитку вновь отправляли в темницу и готовили над ним новую казнь.
В ролях: Леонид Леонидов, Иван Клюквин, Сафият Аскарова, Владимир Корш-Саблин, Николай Прозоровский, Константин Ефимов, Василий Макаров, Татьяна Барышева
Производство: Совкино (1-я фабрика).
Среди фильмов Тарича: «Хабу» - по повести Вс. Иванова (сценарист), «Капитанская дочка» - по Пушкину, «Белорусские новеллы». В годы Великой Отечественной войны режиссер участвовал в создании «Боевых киносборников», в 1943-1945 годах возглавлял студию «Монголкино». Позже работал на «Союздетфильме», «Беларусьфильме» и Московской студии научно-популярных фильмов. Награждён орденами и медалями. В Полоцке ему установлен бюст.

Справка «СВ»

Народный художник РСФСР Владимир Евгеньевич Егоров (1878-1960) был одним из зачинателей русского декорационного искусства. По окончании Строгановского училища работал театральным художником в МХТ (1906-1911), в Малом театре, в Оперном театре С. И. Зимина. И сегодня, приводя детей на «Синюю птицу» в МХАТ им. Горького, вы погружаетесь в волшебный мир сценографа, его декорации перешагнули столетие. Художник занимался монументальной живописью и декоративно-прикладным искусством. С 1915 года активно работал в кино, участвовал в создании «Русской золотой серии». Известность Егорову принес фильм Мейерхольда «Портрет Дориана Грея», в «Царе Иване Грозном» Иванова-Гая (в главной роли Ф. И. Шаляпин) декорации и костюмы эстетически воздействовали на зрителя. Владимир Егоров поднял престиж и значение профессии декоратора.

После революции художник сотрудничал с такими режиссерами, как В. Гардин, Я.Протазанов, Г.Рошаль, И.Пырьев, М.Ромм, Ю. Райзман, В.Пудовкин. Его принципы - максимум выразительности за счет скупых средств, плакатная броскость детали, многозначная метафоричность - отразились в картинах «Барышня и хулиган», «Крылья холопа», «Мы из Кронштадта», «Суворов», «Дело Артамоновых», «Лермонтов», «Кутузов», «Воздушный извозчик», «Без вины виноватые» (Сталинская премия, 1946). В 1911-1917 годах и с 1945 года В.Е.Егоров преподавал в Строгановском училище.

Фото в начале страницы: из архива Музея Кино. Справа налево: Лариса Солоницына и Лариса Баженова

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Путин: Россия не отказывается от диалога с западными странами
  2. Владимир Путин принес присягу президента РФ
  3. Путин: Хочу сердечно подблагодарить граждан России во всех регионах нашей страны
  4. В Кремле началась инаугурация Владимира Путина
  5. Введена в почтовое обращение марка, посвященная вступлению в должность президента России
  6. Песков: Путин сегодня может предложить кандидатуру нового премьер-министра
  7. Рябков объяснил приглашение недружественных стран на инаугурацию президента РФ
  8. Мобилизованный украинец с эпилепсией умер на территории военкомата в Кривом Роге
  9. Антонов: Провести ядерные учения Россию вынудила политика Запада
  10. В Уфе силовики задержали за взятку в 5 млн рублей экс-министра транспорта Башкирии
  11. «СВ» покажет инаугурацию Путина в прямом эфире
  12. Вячеслав Володин провел встречу с губернатором Ростовской области Василием Голубевым
  13. Володин: Путин за время служения на посту Президента России делом доказал свою преданность стране,
  14. Путин провел переговоры с Мишустиным до общей встречи с правительством
  15. Лукашенко планирует присутствовать на параде Победы 9 мая в Москве

Парламентское Собрание

Гайдукевич о Шмидте: В ЕС нет никакой демократии и свободы

Томаш Шмидт подвергался преследованиям и был вынужден покинуть страну из-за несогласия с политикой и действиями правительства Польши

МНЕНИЯ

Нас провоцируют на нокаутирующий удар

Олег Зинченко

Запад чуть ли не с первого дня СВО муссирует тему ядерных атак со стороны России

Гори, гори ясно

Сергей Андреев

В Германии дотла сгорел один из заводов оборонной компании Diehl, которая поставляла Украине ракеты

Запад развернул артиллерию угроз против мировой безопасности

Леонид Слуцкий

На фоне освобождения российскими войсками пядь за пядью исконно русских земель от бандеровцев и неонацистов, в Париже, Лондоне, Вашингтоне, в прибалтийских столицах нарастает паника и русофобская истерия

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также