Орден Франциска Скорины - директору Эрмитажа
Александр Лукашенко удостоил Михаила Пиотровского высшей награды Республики
Именно благодаря усилиям Михаила Пиотровского год назад был подписан договор о культурном сотрудничестве между Национальным художественным музеем Республики Беларусь и Государственным Эрмитажем. Выставка «Искусство японской графики XVII-XVIII веков» стала одним из первых совместных проектов. Отныне у белорусов будет возможность чаще любоваться шедеврами мирового искусства.
Посол поблагодарил экспертов Эрмитажа за помощь в вопросах атрибуции произведений искусства и реставрации. В Гомельской области и городе Полоцке музейные работники наших стран ведут археологические раскопки, занимаются реставрацией объектов. Главный из них - Спасо-Преображенская церковь XII века в Полоцке, связанная с подвижнической деятельностью преподобной Евфросинии Полоцкой. Находки археологов позволили по-новому представить первоначальный облик Спасского храма.
В своей ответной речи Михаил Борисович назвал награду «знаком дружбы, объединяющей Беларусь и Россию, знаком тесной связи между Эрмитажем и белорусскими коллегами».
После торжественной церемонии директор знаменитого музея ответил на вопросы «СВ»
- Традиции культурных контактов с Беларусью у нас давние, они были и в Российской империи, и в советское время, и сейчас, когда мы в составе Союзного государства. Для меня особо трогательно то, что награждение проходит в особняке Румянцевых. Эта фамилия, как известно, связывает нас с белорусской культурой, я имею в виду дворец Румянцевых и Паскевичей, памятник архитектуры XVIII-XIX веков в Гомеле. Петербургские коллекции Паскевичей частично хранятся в Эрмитаже, а в Беларуси чтят память русского полководца Ивана Паскевича. Музеи играют важную роль в воспитании людей, и прекрасно, что в Беларуси власти с таким уважением относятся к музейному делу.
- Что увидят белорусы вслед за японской графикой из Эрмитажа?
- В следующем году, думаю, покажем в Художественном музее выставку тибетского искусства. Это грандиозная коллекция буддийской живописи и скульптуры из самого Тибета, привезенная замечательными российскими исследователями Востока. Сейчас, в связи со 100-летием буддийского храма в Петербурге, открываем ее у нас, и это будет одним из главных событий года. А в следующем году Восток и Запад сосредоточатся в Беларуси.
Ведем переговоры с сотрудниками Гомельского музея, для которого мы делали обзор всех паскевичевских коллекций, имеющихся в Петербурге. Замечу, что для российских граждан на билеты в Эрмитаже есть специальная цена, которая распространяется и на жителей Беларуси.
- С чем лично для вас ассоциируется Беларусь?
- Моя мама занималась восточным стеклом и атрибутировала несколько замечательных кусочков византийского и сирийского стекла, найденных в белорусских экспедициях. На Ленинградском фарфоровом заводе даже выпустили чашечку с византийским узором из этих раскопок. Так что слово Малогрудец я знаю с детства.
- Только что в серии ЖЗЛ вышла книга Елены Яковлевой «Михаил Пиотровский».
- Наверное, нескромно что-то говорить, ведь книга обо мне. Но я рад, что рассказ получился неотделимым от рассказа об Эрмитаже. Автору удалось показать, в чем заключается суть нашей музейной работы, сам я так бы не написал.
- Очереди в Эрмитаж исчезнут?
- Очередь в Эрмитаж всегда была немалой: в день по нашим залам проходит до 7 тысяч человек. Средняя цифра для крупных мировых музеев. Да, одно время количество посетителей уменьшилось, но вскоре возросло до привычного объема.
Мы озаботились тем, как сделать время ожидания более комфортным, - открыли кафе. Также открыли восточное крыло Эрмитажа, куда переехали все импрессионисты и постимпрессионисты. Именно там Матисс и Моне, современное искусство, экспозиции, посвященные министерствам иностранных дел и финансов, дипломатические дары. Постепенно приучаем посетителей кроме Зимнего дворца посещать и наш Главный штаб.
- Вы уже видели фильм Сокурова «Франкофония» - о Лувре в годы Второй мировой войны?
- Конечно, ведь речь идет о спасении сокровищ Лувра в оккупированной Франции. Жесткая картина. Главное впечатление - немцы по-разному относились к сокровищам Эрмитажа и Лувра: в первом случае разрушали, во втором - спасали.
Один из главных вопросов, которым задается режиссер, - что можно сделать ради спасения искусства? В картине есть притчевый образ - капитан через бури ведет по океану корабль, перегруженный ящиками с мировыми шедеврами, и груз столь тяжел, что приходится выбирать: жизнь или сброшенные в пучину картины… Главный выбор режиссер предлагает сделать зрителям.
- Что вы скажете по поводу нового закона, отменяющего госохрану в музеях?
- Что тут скажешь, государство отказывается выполнять важную задачу охраны культурного наследия. Конечно, это неправильно. Сейчас идут жесткие переговоры всех музеев России с МВД и Министерством культуры. А в Лондоне уже 20 дней бастует Национальная галерея - администрация ради экономии средств отказалась от целого ряда услуг охраны. По сути, и у нас речь идет о приватизации охраны музеев, в то время как проблема эта - идеологическая.
Досье «СВ»
Михаил Пиотровский - известный организатор музейного дела, советский и российский историк-востоковед, арабист, исламовед. Директор Государственного Эрмитажа, член-корреспондент РАН, президент Союза музеев, действительный член Российской академии художеств.
Фото: Пресс-служба Посольства Беларуси