- Представители бывших советских республик, приезжая в Россию, пытаются создавать здесь свои землячества, жить общинами или же просто растворяются в обществе, давая почву для разговоров о кризисе идентичности. А как у белорусов?
- Выяснить, сколько белорусов проживает в России и отдельно в Москве, мы пытались давно. Направили запрос в Росстат, заглянули в «глубину веков». Привязали полученную информацию к переписям населения современной России. Что увидели: в 1989 году в РСФСР белорусов проживало 1 миллион 206 тысяч человек. Сейчас - чуть больше полумиллиона. Остальные «растворились». Куда? Стали опрашивать счетчиков переписи, и выяснилось, что на вопрос «Какой вы национальности?» многие белорусы махали рукой: «пиши - русский, уже 20 лет здесь живу». Либо вовсе этот пункт пропускали, считая его необязательным. При сдаче бланков уже сами статисты графу дозаполняли по принципу: «Ты вопрос на русском языке задавал? Тебе отвечали по-русски? Вот и пиши - «русский».
- А может, потому люди так поступали, что имели какие-то проблемы в обыденной жизни?
- Лет пять назад в больницах Москвы, случалось, отказывались принимать людей с белорусскими паспортами, в том числе по «скорой». «Ой, вы иностранец!» - говорили человеку, живущему в Союзном государстве. Учиться, работать, лечиться, отдыхать в России белорус имеет такое же право, как и любой россиянин. В этом его преимущество. Мы стали выяснять, почему медработники, сидящие в регистратуре, не ознакомлены с решениями, которые приняты Парламентским Собранием на уровне Союзного государства и оформлены в документы по линии здравоохранения через Минздрав. Оказалось все просто - приказы, подписанные начмедами поликлиник, подшивались в папки, и о них забывали. Когда с этим разобрались, на помощь пришло сарафанное радио - люди быстро просветили друг друга на предмет своих законных прав. От них уже невозможно было отмахнуться. «Вы должны оказать мне эту государственную услугу, - говорили они. - Я такой же гражданин Союзного государства, как и вы».
- Можно ли говорить о более выгодном положении белорусов как граждан Союзного государства по сравнению с жителями других республик стран СНГ?
- Конечно. Особенно на фоне тех миграционных потоков, которые захлестнули Россию, той борьбы с ксенофобией, этноэкстремизмом, нелегальной миграцией, что так беспокоит российское общество. Мы работаем с другими общественными организациями, сотрудничаем с Федеральной миграционной службой и органами внутренних дел. Могу уверить: мы, граждане Союзного государства, никогда не столкнемся с теми проблемами, с которыми сталкиваются наши коллеги из других общественных организаций, которым приходится вызволять своих земляков за всевозможные нарушения из отделений ФМС и полиции.
- Как в целом живется белорусам в России, как их воспринимают?
- Прежде всего как надежных людей, не участвующих в межэтнических конфликтах. Узнают, что ты белорус, и всегда по-доброму реагируют. Сразу начинают рассказывать, когда последний раз были в Беларуси и как их там встречали, у кого там родственники жены или мужа. Кто-то о службе в армии вспоминает. И заканчивается рассказ всегда тем, что в районе, где он живет, обязательно есть магазин белорусских товаров и что колбасу и сметану он покупает только там! Слышать это очень приятно, этим самым подчеркивается значимость белорусов в восприятии россиянами. Говоря высоким штилем, чувствуешь гордость за родину и высочайшую ответственность. Ведь Беларусь не только «окно в Европу», но и «дверь в Россию». Значит, планку надо все время повышать.
МЫСЛИ ВСЛУХ
«Возвращаем на Родину исторические раритеты»
- Как вам удается сохранять национальную культуру?
- Без творческих людей это невозможно. Среди нас есть народные артисты, руководители самодеятельных коллективов. И просто люди увлеченные. Например, сами вышивают национальные костюмы. Для этого изучают историю, чтобы не допустить ошибок. Вот покажут вам костюм, и вы услышите: «Такие носили только на севере Гомельской области». Другой покажут: «А это уже за 100 километров отсюда!» То же самое могу сказать о танцах и народных песнях. Возьмите Ирину Германовну Копчинскую, которая руководит ансамблем «Кирмаш», ею обработано около трехсот старинных белорусских песен.
- Чем еще активисты автономии могут похвастаться?
- Благодаря им мы возвращаем в Беларусь уникальные документы. Знаете ли вы, что в Беларуси еще несколько лет назад не было ни одного экземпляра основного исторического документа - «Статута Великого княжества Литовского». И только благодаря людям, искренне любящим Беларусь, этот раритет был куплен на аукционе и безвозмездно передан государству. Сейчас он находится в постоянной экспозиции Могилевского краеведческого музея. Много усилий к тому, чтобы этот документ был обретен музеем, приложил Валерий Николаевич Казаков, который возглавлял ФНКА белорусов России. Участвуют в культурных проектах и бизнесмены. С их помощью издано две книги - о Петре Машерове и «Республика-партизанка» - к 70-летию освобождения Белоруссии. Все делалось на общественных началах, брали интервью у бывших партизан, искали старые фото. Когда я в свое время заканчивал в Минске школу и институт, белорусскую мову услышать в городах можно было редко. А если и слышал, то это были белорусские письменники или журналисты. Ну и на «трасянке» говорили люди, приехавшие из деревень. Баланс населения Беларуси изменился после войны. В городах строились заводы, индустриализация требовала кадров, люди подались из деревни в город. В Минске уже почти два миллиона жителей. Выросли областные центры, города-спутники, население стало более городским. И отрадно то, что сегодня и белорусский язык возрождается, и русский развивается. Сейчас в Беларуси из 3074 государственных школ с белорусским языком обучения - 1547, с русским - 1523. То есть государство предоставляет населению возможность выбора, при этом оба языка - государственные.
СПРАВКА «СВ»
Согласно переписи населения 2010 года, в России проживают 521 443 белоруса.
С учетом этого в Российской Федерации создана многоуровневая структура белорусской диаспоры, включающая в себя около 80 общественных организаций: более 15 региональных национально-культурных автономий, культурно-просветительские общества, культурные центры, землячества. Многие эти организации входят в Федеральную национально-культурную автономию белорусов России.