САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Борис Невзоров: Сейчас в Интернете сидят одни маски

Известный актер и режиссер рассказал «СВ» о своем творчестве, о том, ставят ли сейчас классику в театрах и чем запомнились съемки в Беларуси.

Рядом с великими 

- Вы себя считаете театральным актером или артистом кино? 

- Тут как баланс сложится: играешь больше в театре - театральный актер, пошла полоса в кино - киноактер. Обидно бывает, когда после съемок в кино или сериалах появляется ощущение зря потраченного времени. В последнее время выделяю лишь две работы - в фильмах Юрия Быкова «Майор» и «Дурак». 

- Где как театральный актер прошли главную школу? 

- Птичка по зернышку клюет: отучившись почти три курса в Щепкинском театральном училище, перешел в Школу-студию МХАТ. Мне повезло увидеть на сцене Бабочкина, Ильинского, Жарова, Грибова, Ливанова, Яншина. Постоять рядом с этими людьми, посмотреть, что и как они делают, - это и было настоящей школой. Пока учился, почти всех их не стало... Моим педагогом был Виктор Яковлевич Станицын - один из любимейших учеников Станиславского. Это было служение по прямой, через одно рукопожатие. Главная школа передается от великих. Знаю это по себе. Актерское мастерство надо потихоньку набирать со всех сторон. А самое главное, нужно усвоить смысл, пусть немного пафосной, но справедливой фразы Станиславского «Люби искусство в себе, а не себя в искусстве». 

Россия в Доме Островского 

- Малый театр называют «Домом Островского», вы проводите Всероссийский фестиваль, посвященный ему. 

- В нашей жизни все по Островскому! Остались те же страсти, та же погоня за деньгами. Островского не ставят за рубежом потому, что он очень русский, а это надо уметь понять. Вы, наверное, слышали, как говорят порой о стране - «Мы такие же, как все». Нет, Россия - другая страна, и от Запада она отличается. Все другое, хотя внешне вроде одинаково. 

- Почему зрители так тепло воспринимали спектакль по Островскому «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский»? 

- А в этом и есть театр - ты говоришь вроде как про людей из другой эпохи, а на самом деле - про сегодняшний день. Островский в этом смысле очень силен. Вспомните монолог Шуйского, в котором он говорит: «Ребята, нас окружили со всех сторон, мы потихоньку распродаем нашу Родину, что мы делаем, ведь это наши земли?! Я первый, дурак, это начал, так давайте же остановим». Разве сейчас такое не происходит? Россию всегда хотят раздербанить, всегда это лакомый кусок. Тут еще срабатывает закон театра - когда в тебе рождается что-то настоящее, это мгновенно перебрасывается в зрительный зал, потому что в театре ты то, что ты есть. В кино всегда можно обмануть зрителя - у героя будет лицо одного артиста, говорить будет другой, а петь третий. Так собирают пазл. В театре ничего такого нет, вот почему киноартисты, выходя на площадку, часто терпят фиаско. 

Маска, я тебя знаю! 

- Откройте секрет, почему стал так популярен лермонтовский «Маскарад»? Его вот и в Малом театре поставили. 

- Потому что из сегодняшней жизни сделали маскарад: это общение людей на уровне интернета и фэйсбука - такая западня, из которой еще надо умудриться выбраться. Еще двести лет назад юный Михаил Лермонтов сказал: «У маски нет души, есть тело». Посмотрите, что творится в интернете, когда туда заходит человек под маской. Какие все умные, тонко организованные! Только это называется «подушечным мышлением»: когда, прижимаясь ночью щекой к подушке, человек придумывает и остроумные ответы оппонентам, и то, как сыграет разные роли. Засыпает с полным ощущением, что он самый лучший артист всех времен и народов. Когда же выходит на репетиции, у него ничего не получается. Потому что он сталкивается с действительностью - он есть тот, кто есть, невыдуманная величина. Однажды я так и сказал своим оппонентам, что они никогда ничего не сделают, потому что - выдуманные величины. Вот они списываются по интернету, собираясь пойти на Болотную площадь и всех там разогнать. А когда приходят, обнаруживают сообщество масок, из-под которых вылезает все самое плохое. Так что всемирный маскарад сейчас в действии, и Неизвестный, которого я играю в драме Лермонтова, имеет полное право судить этот мир. 

«Туров называл меня талисманом»

- Вы снимались в фильме Виктора Турова «Люди на болоте». Туров - личность знаковая для белорусского кинематографа. Скажите, чем был особен этот человек? 

- Туров был от природы таков, что люди к нему сами липли. Он был учеником Довженко, у него смысл был не только в словах - в самом изображении. После «Людей на болоте» я снимался почти в каждой его картине, он называл меня своим талисманом. Виктора Тимофеевича я знал и до этого фильма, так как снимался в основном в Беларуси. Беларусь - многострадальная земля. Люди, живущие там, понимают, что такое война, лишения, истинные ценности. Виктор Туров хорошо знал, как все это нужно отражать в искусстве. И вокруг него объединялись люди, которые несли «искусство в себе». 

«Люди на болоте» по роману Ивана Мележа - это фильм о становлении Советской власти в белорусской деревушке, о вечных страстях человеческих. О том, что когда наступает время «икс», из людей почему-то начинает вылезать самое дрянное. И происходит это большей частью тогда, когда человек начинает жить вразрез с этим прекрасным миром. Это вечный разговор, и Виктор Туров умел его вести. С этим фильмом мы взяли Гран-при на фестивале в Таллине, о чем ночью по секрету нам сообщил Вадим Абдрашитов, один из членов жюри. Он прибежал к нам с горящими глазами: «Я теперь знаю, как надо снимать кино!» Мы были счастливы и очень хотели отметить победу. Но было три часа ночи. Тогда кто-то сказал: «У Станюты (Стефания Станюта, белорусская советская актриса. - Ред.) есть несколько бутылок ликера, сегодня купила. Борька, иди к ней, она тебя любит». И пошел я к старухе Станюте. Узнав про наш приз, Стефания достала из-под кровати чемодан: «Забирай!» Я взял этот «Старый Таллин». Скрепя сердце мы его выпили. С тех пор ненавижу этот ликер... 

ДОСЬЕ «СВ»
Народный артист России Борис Невзоров. Выпускник Школы-студии МХАТ. Работал в разных труппах, с 2005 года - актер Малого театра. Снялся почти в сотне фильмов. Его работы в картинах «Россия молодая», «Говорит Москва», «Люди на болоте», «У попа была собака…», в которой выступил и в качестве режиссера, отмечены призами кинофестивалей. В громких фильмах Юрия Быкова «Майор» (2013) и «Дурак»(2014) Борис Невзоров сыграл отрицательных персонажей.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Песков: Никаких подвижек к переговорному процессу нет
  2. Орбан: Европе нужен мир
  3. Путин: Москва настаивает на выводе ВСУ из 4 новых регионов
  4. Путин и Орбан обсудили возможные пути урегулирования конфликта на Украине
  5. Путин назвал переговоры с Орбаном насыщенными и полезными
  6. Ушаков: Орбан не передавал посланий от Зеленского Путину
  7. Орбан опубликовал фото с Путиным и призвал к заключению мира на Украине
  8. Беларусь обвинила Украину в подготовке диверсий на границе
  9. В Беларуси выпустят прямоугольные монеты
  10. Столтенберг: Орбан не представляет НАТО в Москве, а только свою страну
  11. Песков: Переговоры Путина и Орбана будут продолжаться столько, сколько потребуется
  12. МО РФ: Совокупные потери ВСУ за неделю превысили 13,5 тысячи человек
  13. Орбан: Венгрия скоро станет единственной страной в Европе, которая сможет вести диалог со всеми
  14. Прибывший в Москву Орбан проведет переговоры с президентом России Владимиром Путиным
  15. Орбан не координировал свой визит в Москву с Еврокомиссией

Парламентское Собрание

Геннадий Лепешко: Есть противоядие фальсификации истории

В то время как на Западе жонглируют фактами в угоду конъюнктуре, в наших странах свято чтут память о героях. 

Политика

После саммита ШОС Владимир Путин ответил на вопросы журналистов

Приводим официальную стенограмму пресс-конференции

МНЕНИЯ

Бей чужих, чтобы свои боялись

Анатолий Заусайлов

Киев по очереди напал на двух европейских премьеров

Не нужен им берег турецкий

Михаил Васильев

Российским депутатам запретили без разрешения ездить за границу

Россия ничего не теряет от выхода из ПА ОБСЕ

Владимир Джабаров

Возврат туда возможен, когда эта организация вернётся к нормальной работе.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также