САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Поколение NEXT снимает о любви

Гран-при XXVI «Кинотавра» получил фильм Анны Меликян «Про любовь»

То, что «Кинотавр» четко придерживается курса – «Кино молодых», на этом фестивале было особенно заметно. Имен мэтров в конкурсе не было вообще – он лишь открылся фильмом Станислава Говорухина «Конец прекрасной эпохи» (вольная экранизация «Компромисса» Довлатова). Ровно половина конкурсных лент – 7 из 14 – были дебютные, в первый день фестиваля состоялся «круглый стол» «Кино молодых: новые песни о главном», и наконец, по традиции, в первой половине фестиваля с большим успехом прошел еще один фестиваль – «Кинотавр. Короткий метр». 

В нем заявляют о себе в основном начинающие кинематографисты – студенты ВГИКа, Высших курсов режиссеров и сценаристов и других киношкол. Президент «Кинотавра» Александр Роднянский так и говорит в своих выступлениях: «Главное для нас – конкурс «Короткого метра». И даже обещает вокруг этого конкурса, который весьма прозорливо, в соответствии с мировой тенденцией, был открыт 11 лет назад, выстраивать другие программы.

У организаторов фестиваля есть все основания для таких заявлений, потому что за это время из участников «Короткого метра» выросла целая плеяда режиссеров, ставших призерами большого «Кинотавра» и других фестивалей. В этом году впервые на конкурс было подано более 300 заявок, сразу на сотню перекрывших цифры прежних времен. Из них выбрали 22 ленты, и куратор программы Ирина Любарская сожалела о том, что за бортом остались еще как минимум 10 картин, которые «могли бы иначе расставить акценты». Победил в «Коротком метре» Кирилл Плетнев с фильмом «Настя», снятым по реальным событиям недавнего прошлого. (Кто не помнит, как сотрудница банка украла деньги ради любовника?..) 

Плетнев победил и на питчинге – со своим новым проектом «X Factor»: путь в большое кино открыт. Не секрет, что не так давно «Кинотавр» можно было называть лабораторией для приверженцев авторского кино, причем под этой маркой в конкурсе появлялось немало заумных, затянутых, невнятно снятых лент, да попросту скучных, после которых зрителям оставалось только пожать плечами. По словам Роднянского, нынешний фестиваль – «не уютная резервация авторского кинематографа, а территория, где авторское и зрительское кино сходятся вместе, где взаимодействуют мейнстрим и радикальные эксперименты. 

И задача фестиваля – собрать самое достойное из сделанного за год и предложить вниманию профессионалов и прессы, а через них – зрителю». Эта тенденция все ярче заявляет о себе, поскольку в последние годы большинство конкурсных лент появляются в прокате (вспомним успех фильма «Географ глобус пропил»). Что касается конкурса этого года, его не назовешь особенно сильным. Кроме фильмов известных на Западе режиссеров – «Ангелы революции» Алексея Федорченко (приз за лучшую режиссуру, «Белый слон» Гильдии киноведов и кинокритиков), окунающего нас во времена 30-х, когда революционеры от авангарда пытались примирить со своим искусством хантов и ненцев, «Спасение» Ивана Вырыпаева (приз за лучшую женскую роль Полине Гришиной), где Тибет помогает монахине-католичке из Польши открыть мир для себя и миры в себе, «Страна ОЗ» Василия Сигарева (лучшие сценаристы Василий Сигарев и Андрей Ильенков, «Белый слон» Гильдии киноведов и кинокритиков), в которых есть над чем подумать, подобных работ не обнаружите. Хотя интересных заявок от дебютантов много – это и «Чайки» Эллы Манжеевой из Калмыкии (лучший дебют), и «14+» Андрея Зайцева (спецдиплом жюри), и «Тряпичный союз» Михаила Местецкого (лучшая мужская роль четверке актеров – Василий Буткевич, Александр Паль, Павел Чинарев, Иван Янковский). 

В центре внимания авторов – открытие мира во всех его ипостасях, взгляд, как правило, через призму любви. Любопытен дебют «Пионеры-герои» Натальи Кудряшовой (диплом Гильдии киноведов и кинокритиков) – каждый вспомнит тот день, когда ему повязали красный галстук. Судили конкурс – под началом Алексея Учителя – опытные кинематографисты, среди которых были оператор Юрий Клименко, актеры Андрей Смоляков и Олеся Судзиловская, критик Петр Шепотинник. Лидером, по их версии, оказался фильм «Про любовь» Анны Меликян, творческий рост которой происходил на глазах у всех. Она и в этом году участвует в «Коротком метре» – с картиной «Такое настроение, адажио Баха и несколько фрагментов из жизни девушки Лены». Анна – неоднократный призер фестиваля и той самой «лаборатории» отдала должное. 

Но картину «Про любовь», призналась она со сцены, снимала исключительно «для зрителей», не думая об экспериментах. И фильм получился таким зажигательным, как мелодии народных молдавских скрипачей: он зовет в пляс, радует и призывает радоваться жизни, а главное, внятно говорит о том, как многолика любовь. И как важно не ошибиться и не пройти мимо, решив, что перед вами совсем не ее лик… Анна сняла созвездие в своей ленте – от Литвиновой, Машкова и Ефремова до Цыганова, Колокольникова, Снигирь и Шалаевой. И, говорит, не разочаровалась, хотя Бакур Бакурадзе на своем мастер-классе немало времени уделил «актерским маскам». На фестивале не удались экранизации – ни «Находка» (по повести Владимира Тендрякова), ни «Синдром Петрушки» (по роману Дины Рубиной), хотя разумных доводов на тему – как снимать классику – на «круглом столе» «Главные тексты русской литературы. Проблемы экранизации» прозвучало достаточно. На спецпоказе показали скандальную «Родину» Петра Буслова. Серьезный вопрос задан на «Кинотавре» – что же считать любовью к Родине?.. Из вечных. Кто же найдет ответ?..

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Москалькова рассказала, как идет диалог по обмену пленными
  2. Из украинского плена вернули 95 российских военнослужащих
  3. Беларусь вводит безвизовый режим для 35 стран ЕС
  4. Матвиенко рассказала, как ее пытались обмануть мошенники
  5. Азовцы* анонсировали турне по Европе
  6. Алаудинов пообещал наказать украинцев, расстрелявших российского военного
  7. На Украине заявили, что Киев использует коридор через Беларусь для подготовки терактов в РФ
  8. Международная федерация бодибилдинга вернула россиянам и белорусам их флаг и гимн
  9. Путин: необходимо перейти к более широкому внедрению цифрового рубля
  10. «Демократичный» донос: на латвийку пожаловались за выступление на «Славянском базаре»
  11. В Кремле прокомментировали взаимоотношения Путина и Трампа
  12. ВСУ начали использовать новое средство поражения живой силы
  13. Минэнерго заявило о возможных отключениях электричества из-за жары на юге страны
  14. В России впервые установили управление БПЛА через космический спутник
  15. В России запустят сервис знакомств с проверкой долгов и алиментов

Парламентское Собрание

БРИКС обгоняет Большую семёрку по росту ВВП

Гегемоны превращаются в аутсайдеров

МНЕНИЯ

Не «друг», не «враг» и не «так»

Валерий Чумаков

Кандидат в Президенты США Дональд Трамп назвал идущего с ним в паре кандидата в вице-президенты

Сыграли против себя

Татьяна Вахромеева

Дональд Трамп  - о том, куда Америку завела политика ее руководства.

Надо идти до конца

Олег Зинченко

На войне как на войне

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также