САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Александр БАЛУЕВ: Классика – не блокбастер

Дипломом «За лучшую главную мужскую роль» в фильме Веры Глаголевой «Две женщины» на XXIV кинофоруме «Золотой витязь» награжден Александр Балуев

Один из самых популярных актеров российского кино, сыгравший десятки разноплановых ролей, начинал как театральный актер в Центральном театре Советской армии. Работал в Московском драмтеатре им. М.Н. Ермоловой. Александр Балуев и сегодня выходит на сцену как приглашенный актер, играет в антрепризах. В «Двух женщинах» – в этом отчаянном переплетении влюбленностей, создающем не треугольник даже, а квадрат, Балуев сыграл помещика Аркадия Исланова, ни сном ни духом не ведающего, что жена его Наталья Петровна без памяти влюбилась в юного учителя их сына. Этот фильм, отмеченный Гран-при XXIV кинофорума «Золотой витязь», известен еще и тем, что влюбленного в Наталью Петровну друга семьи Ракитина играет знаменитый британский актер, звезда Голливуда Рэйф Файнс.

– Как вы считаете, почему Тургенев в качестве драматурга – пьеса «Месяц в деревне» – так привлекает режиссеров театра и кино? 

– Ну я не сказал бы, что режиссеров кино, кроме Эфроса, с его телеверсией спектакля Театра на Малой Бронной, никого и не припомните. В театре действительно пьесу ставят довольно часто, по-разному трактуют. А в кино экранизация классики сейчас – проблема проблем, и главный вопрос – кому это надо, кто на это пойдет и нужно ли это вообще. Для себя я нашел ответ, но за всю Россию отвечать не готов. Думаю, самим фильмом «Две женщины» наша съемочная группа задает этот вопрос – важно ли кому-то из людей, живущих сегодня, знать, что было вчера и позавчера, актуальность нашей экранизации именно в этом. А не в том, что Вера Глаголева в очередной раз экранизировала классику и на экране можно увидеть Балуева и Рэйфа Файнса. 

– Скажите, было интересно вам работать над фильмом? И есть ли у вас первые впечатления о зрительском восприятии картины? 

– Снимали в Музее Глинки – в усадьбе, которая не просто хорошо сохранилась, а главное, достоверно смотрелась на экране, в смысле времени и архитектуры там ничего не нужно было достраивать. До усадьбы было трудно добраться, но если уж добрался, то погружался в ее атмосферу и чувствовал себя комфортно. Файнс, по-моему, тоже хорошо там себя чувствовал. Он вообще очень любит русскую культуру, увлекается русской литературой, в особенности Достоевским, переиграл немало русских персонажей. Вот он-то, наверное, в наибольшей степени погружался на съемках в эту атмосферу, в костюмность, в детали, потому что, по сути, был инопланетянином среди нас. Ну представьте себе англичанина, которого поместили в какую-то не понятную для него обстановку, хотя, наверное, английские и русские усадьбы имеют что-то общее между собой. Но конкретику Рэйфу все равно приходилось постигать на месте, поэтому он был так дотошен и внимателен ко всему. На фестивалях картину принимают с большим интересом. Может, потому, что сегодня редкость, когда классическая история снята в классической интерпретации, без всяких перевертышей и спецэффектов. Красивое и очень по-доброму снятое кино. Как это будет воспринято широким зрителем – вопрос для всех нас. 

– Фильм как-то подчеркивает, выделяет, что тургеневский «Месяц в деревне» – это комедия? 

– Знаете, у Чехова тоже много комедий, где в финале главный герой кончает самоубийством. Наверное, если серьезно относиться к тому, что происходит в «Месяце в деревне», можно на второй день сойти с ума, поэтому лучше воспринимать все с долей иронии. 

– Как вы считаете, почему любовь так редко заканчивается счастливо? Вспомним о бедной Верочке и Наталье Петровне из этой экранизации…

– Очень сложная это штука – настоящая любовь, необыденное дело, не повседневное. Вот говорят: все любят. Любить-то любим, но, наверное, все же по-разному: кто-то любит расчет, кто-то себя в этой любви, а вот чувство, которое и называется любовью, мне кажется, крайне редко посещает людей. 

– А своего персонажа – помещика Аркадия Ислаева, мужа Натальи Петровны, вы как воспринимаете? Он любит, по-вашему? 

– Считаю, что этот человек любит некий уклад жизни, хочет, чтобы люди работали, получая от этого удовлетворение. Его любовь складывается из бытовых, каждодневных действий – из горячего борща после работы, отдыха, семейного общения. И в этом есть привычка к порядку. Сегодня уклад жизни совсем не в цене, мы часто говорим: «Давай не будем обедать дома, забежим в ресторан, перекусим». С одной стороны, в этом ничего нет плохого, а с другой – это разрушение семейного уклада, который исчезает, и мы начинаем жить, как европейцы, которые не завтракают дома, пьют кофе в кафешках и идут на работу. Дом куда-то уходит, а мой герой хочет сохранить все это. Может, за это и получает… 

– Можете ли сравнить своего Ислаева с какой-то другой работой в классической вещи? 

– Мне посчастливилось дважды столкнуться с Тургеневым, повезло, что и Юра Грымов (Балуев сыграл Герасима в фильме Грымова «Му-му». – Ред.), и Вера Глаголева не стали ничего перекореживать в материале, ставить с ног на голову, осовременивать. Но все равно, снимая кино по классике, режиссер внедряется в эпоху и в быт, и через этот быт, как мне показалось, и в «Муму», и в «Двух женщинах» проглядывал современный человек. Мы же, актеры – современные люди, и у нас, как и у режиссера и оператора, современный взгляд на эту историю. И вот если классика, на которую накладывается современность, прорвется к сегодняшнему зрителю, это будет хорошо. 

– А как бы вы ответили современному молодому читателю – о чем написал в «Муму» Тургенев? 

– Думаю, это история о том, что в каждом человеке живет некая зависимость – называю это рабством, привычка кому-то подчиняться, выработанная столетиями покорность. Замечали, как люди, разговаривая с чиновником любого ранга, начинают чуть-чуть кланяться – вот почему? Вот это внутреннее раболепие перед любой властью доведено Тургеневым в «Муму» до гротеска. 

– Похоже, вы, ярко начинавший как театральный актер, в конце 80-х пожертвовали театром ради кино. Ушли из стационарного театра и в течение четверти века снялись более чем в 80 фильмах. 

– Нет, я ничем не жертвовал, просто, наверное, кино какой-то очень большой волной вошло в мою жизнь, а театральных работ стало столько, сколько мне нужно – ни много, ни мало. В театре работаю как приглашенный артист, играю в антрепризах. Начинал я действительно в основном в театре, в кино не снимался, а в последнее время обрел некий баланс. 

– Можете ли назвать образ, который потребовал от вас максимального сосредоточения сил, вы снимались у Говорухина («Благословите женщину») и у Звягинцева («Изгнание»)? 

– Каждая работа требует отдельной концентрации сил, нельзя в одной роли предельно сконцентрироваться, а в другой ходить и ковырять в носу. Снимаясь у Говорухина, я отдавал себе отчет, что существует замечательное кино, существовало и будет существовать, вот на такие мысли наводила встреча со Станиславом Сергеевичем. А Звягинцев снимает сложное кино, бессюжетное, основанное на эмоциях и ассоциативном восприятии событий. У меня был подобный опыт работы с Кайдановским над фильмом «Жена керосинщика». 

– Год назад в Театре эстрады вы поставили «Территорию страсти» по «Опасным связям» де Лакло. Почему выбрали эту вещь? 

– Потому что ее очень любят зрители. И мне интересно было поработать с актерами. Спектакль играем с успехом, пока не знаю, сколько это продлится. 

– Вы согласны с тем, что сериалы у нас на глазах становятся лучше, приближаясь к настоящему кино? 

– Иногда да, иногда нет, разнобой в последнее время. «Однажды в Ростове» и «Фарца» – очень хорошие сериалы, и в то же время хватает таких, о которых говорить не хочется.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин: РФ будет продолжать испытания новейших ракет, в том числе в боевых условиях
  2. Александр Лукашенко дал политическое убежище польскому экс-судье Томашу Шмидту
  3. Дмитрий Мезенцев принял участие в заседании коллегий МИД Беларуси и России
  4. Картошку от Александра Лукашенко посадят в горах Дагестана
  5. Вячеслав Володин: Владимир Путин принял решение, которое мы поддерживаем
  6. Сергей Лавров: РФ и Беларусь будут добиваться справедливости, используя оставшиеся международные правовые инструменты
  7. Сергей Лавров и Максим Рыженков обсудили подготовку заседания Высшего госсовета Союзного государства
  8. Главы МИД РФ и Беларуси подписали заявление об общем видении Евразийской хартии
  9. Сергей Лавров заявил, что Беларусь сможет участвовать во всех мероприятиях БРИКС
  10. Сергей Лавров: Зеленский испугался ответа на применение дальнобойных ракет
  11. ВЦИОМ: Уровень доверия россиян Владимиру Путину составил 78,8%
  12. Александр Лукашенко пообещал отключить интернет в случае новых беспорядков в Беларуси
  13. Сергей Лавров и Максим Рыженков возложили цветы к Вечному огню Брестской крепости
  14. Виктор Орбан призвал не относиться к словам Владимира Путина как к болтовне или уловке
  15. Александр Лукашенко обсудил со студентами информационные войны, геополитику и «перамены»

Парламентское Собрание

Вячеслав Володин: ПС в декабре рассмотрит бюджет Союзного государства на 2025г

Вячеслав Володин заявил, что в декабре пройдет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, где будет рассмотрен бюджет Союзного государства на следующий год.

Политика

Вячеслав Володин: разрешение Киеву на дальнобойное оружие подтверждает, что против РФ воюет НАТО

Разрешение США и их союзников применять Украине дальнобойное оружие западного производства по нашей стране ещё раз подтверждает, что против России воюет НАТО, заявил Вячеслав Володин. Автор Юлия Толкачева

МНЕНИЯ

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

Прилет по приглашению

Павел Родионов

«Опять зеленеет орешник. Орешник под нашим окном».

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также