Гастроли, посвященные 70-летию Великой Победы, открылись 2 мая концертом в Минске в Большом зале Белорусской филармонии, 3 мая состоялось выступление во Дворце культуры Молодечно, 9 мая – на открытой площадке у Театра оперы и балета в Воронеже и вот – на Поклонной горе. Перед началом концерта оркестранты вместе с заместителем Госсекретаря Союзного государства И. М. Бамбизой возложили цветы к монументу Победы в Зале Славы. Иван Михайлович поздравил всех с 70-летием Великой Победы и вручил благодарственные грамоты организаторам гастролей, представителям альма-матер юных музыкантов в Минске и Москве, дирижерам оркестра. Молодежный оркестр Союзного государства Беларуси и России – коллектив известный, свой первый, 5-летний, юбилей он отметил в 2013 году.
Проект давно стал своего рода фирменным знаком достижений наших стран в области строительства общего дома. Как свидетель блистательных выступлений коллектива в 2010 году на Международном фестивале молодежных оркестров в Италии могу сказать о фуроре, произведенном юными музыкантами среди самого музыкального народа планеты. Их концерты состоялись в Риме, Флоренции, Перудже, Монтекатини-Терме и в замке баронессы в горах неподалеку от Милана. Восхищению итальянцев не было предела. Они были сражены профессионализмом юных музыкантов, игравших музыку Глинки, Чайковского, Свиридова, Гершвина. Помимо Италии, коллектив дважды побывал на гастролях в Германии, где принимал участие в юбилейных мероприятиях по случаю падения Берлинской стены, в Чехии и Великобритании.
В городах Союзного государства с оркестром прекрасно знакомы слушатели Москвы, Казани, Калуги, Минска, Могилева и Бреста. Организуют гастроли Молодежного оркестра Постком Союзного государства и министерства культуры Республики Беларусь и России. Возраст участников проекта от 15 до 18 лет, это учащиеся Центральной музыкальной школы при Московской консерватории (ЦМШ), где учатся талантливые дети из всех регионов России, и Республиканского колледжа при Белорусской академии музыки, многие выпускники которого также победители международных конкурсов. Без преувеличения, эти молодые люди – будущая музыкальная элита Беларуси и России. В этом гастрольном туре оркестр на две трети состоял из учащихся ЦМШ и на одну треть – из белорусских музыкантов. Для многих поездка была премьерной, отбирали в тур по жесткому конкурсу.
Руководят оркестром опытные молодые дирижеры – Иван Костяхин (Беларусь) и Вячеслав Валеев (Россия). В течение года музыканты репетируют отдельно в Минске и Москве и объединяются лишь перед гастролями. Репертуар создается с учетом разных вкусов зрителей: популярная классика – для широкой публики, разностильный репертуар – от Моцарта до Глинки и Чайковского, от Гершвина до Шнитке и патриарха белорусской музыки Глебова – для музыкантов. В этом году концерт был открыт исполнением 1-й части Четвертой симфонии П.И. Чайковского, поразившей слушателей мощью звучания (дирижер Иван Костяхин). Прозвучали Концерт №2 для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова (1-я часть), солировал лауреат международных конкурсов Владимир Петров (Россия), а также Концерт №10 си минор А. Вивальди (солисты – лауреаты международных конкурсов Савва Зверев, Дарья Ушакова, Илья Рудаев, Наина Кобзарева, Россия) и Классическая симфония (1-я часть) С.С. Прокофьева.
– Дата, конечно, обязывала, и репертуар мы подбирали коллегиально, – рассказал Вячеслав Валеев. – Четвертая симфония – это же битва человека с роком, а у нас с силой рока бился весь народ. По всем фортификационным и математическим показателям, казалось, мы должны были проиграть, но мы выиграли!.. И это чудо Победы – пасхальное чудо, оно живет в каждом из нас и не дает никому забыть о личных трагедиях. Мы подбирали такие вещи, чтобы максимально тронуть народ. Вот взяли Вивальди, думали, что объявим этот Концерт как триумф победителей, но потом решили, что народ и так все поймет, зачем разъяснять?.. Люди понимают, что мы играем не только русскую и белорусскую музыку, нам не чужды и европейские сочинения. А Сергей Рахманинов – это преодоление кризиса человеком, который вернул себе духовное состояние, в котором есть место и состраданию, и человеколюбию, и правде, и справедливости. Не пересказать, что композитор испытал за эти три года, когда не мог писать музыку, вообще ничего не мог делать. И этот Концерт родился у него как очистительное пламя – необыкновенный выход творческих сил. Эта рахманиновская вещь, мне кажется, заняла подобающее место в ткани нашего концерта, ведь ощущение Победы сплетается из неисчислимого множества эмоций.
Особенность репертуарной политики Молодежного оркестра в том, что в программу обязательно включаются произведения наших соотечественников. Для зрителей их имена часто становятся открытием – так было с белорусским советским композитором Л. Абелиовичем и его младшим собратом Д. Смольским, открывшим любителям музыки нежное звучание цимбал, нижегородским композитором Э. Фортельмейстером и выпускницей Московской консерватории, лауреатом международных конкурсов А. Силовой.
Вот и 10 мая впервые были исполнены Концерт для цимбал № 3 с оркестром Дмитрия Смольского, солировала лауреат международных конкурсов Яна Славашевич (Беларусь), и Концертный вальс В. Солтана. Настоящим сюрпризом для зрителей стало исполнение (тоже впервые) еще двух произведений. Вячеслав Валеев необычайно артистично дирижировал попурри на темы славянских мелодий «Беловежская пуща» в аранжировке А. Бесогонова, приглашая зрителей к сотворчеству. Мелодии были одна зажигательнее другой – «И валенки – не подшиты стареньки», и «Ніч яка місячна», и «Беловежская пуща», и «Калинка-малинка», зрители, конечно, лицом в грязь не ударили. Репетиция хора состоялась. Почему репетиция – потому что через номер прозвучала фантазия на тему военных песен в аранжировке Д. Писаревского «Песни Победы».
Там были и «Дороги», и «Синий платочек», и «Цыганка-молдаванка»… Хор звучал уже монолитно. Прием прямого обращения к залу от лица исполнителей становится фирменным знаком Молодежного оркестра.
«В Минске зал участвовал даже в большей степени, чем в Москве, – говорит Иван Костяхин. – Чего никто не ожидал, потому что это зал филармонии, все приходят строгие, как на концерт в консерваторию. И вдруг звучит попурри! И люди пели со слезами на глазах».
– Иностранцы удивляются, что мы так широко отмечаем Победу спустя 70 лет, не пора ли забыть о войне? – спрашиваю напоследок Вячеслава Валеева.
– Это они пусть забывают, а мое сердце плачет, – отвечает он. – У меня пять дядей погибли на войне, один в Бресте, второй сгорел в самолете, третий в танке… Я этого никогда не забуду. И я не хочу, чтобы мои дети знали, что такое война. Четвертую симфонию, которой мы открывали концерт, посвятили мужеству погибших воинов. Образно говоря, своей музыкой мы хотели донести до них мысль, что погибли они не зря. Мы победили!..