САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Занавес. Аплодисменты. Скорбь

Не стало примы русского балета

Второго мая в клинике Мюнхена от сердечного приступа на 90-м году жизни скончалась великая балерина XX века, народная артистка СССР Майя Плисецкая. 

Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве. Родилась для того, чтобы танцевать. Во всяком случае, так непременно сказал бы тот, кому выпало наблюдать за маленькой девочкой с раннего детства. Майя Михайловна с улыбкой рассказывала о «говорящем» эпизоде из той далекой поры, когда она, трехлетняя, на улице ускользнула от матери и та обнаружила ее несколько минут спустя танцующей вальс под мелодию Делиба из балета «Коппелия», льющуюся из радиоприемника. Зрители, разумеется, уже наличествовали. 

Но детство Плисецкой было не радужным – отца репрессировали и расстреляли, мать вместе с младшим братом выслали в Казахстан. Девочку приютили родственники – чета Мессерер, танцовщиков из Большого театра. Неудивительно, что учиться она поступила в Московское хореографическое училище, тем более что у Майи обнаружились уникальные данные – большой шаг, высокий прыжок, великолепное вращение, удивительная гибкость рук, музыкальность и темперамент. Когда началась война, Майя вместе с матерью, вернувшейся из заключения, уехала в эвакуацию в Свердловск, и именно здесь состоялось первое ее выступление с «Умирающим лебедем». Номером, который она будет танцевать всю жизнь и так и не пересчитает, сколько раз выходила с ним на сцену. 1 апреля 1943 года Майя Плисецкая была принята в труппу Большого театра, но в кордебалете пробыла недолго – помог, к слову сказать, концертный «Умирающий лебедь». Уже в первом сезоне в Большом театре Плисецкая станцевала Машу в «Щелкунчике», Мирту в «Жизели», фею Осени в «Золушке», Китри в «Дон Кихоте», заглавную роль в «Раймонде». Ее Китри очаровала мир своими дивными прыжками. И, наконец, возникла Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», в работе над которой впервые проявился темперамент Плисецкой не просто балерины – реформатора балета. 

Демонстрируя необыкновенную гибкость рук и корпуса, балерина создавала иллюзию трепета крыльев плывущего лебедя, в которого превращалась Одетта. Руки балерины сравнивали с зыбью воды, с волнами, с изгибами лебединых крыльев. Одетта Плисецкой стала мировой легендой, а Одиллию балерина отказывалась считать лебедем и создавала образ злой волшебницы. Майя Плисецкая проработала в Большом театре до 1988 года, официально считаясь примой с 1960 года. В историю мирового балета помимо «Лебединого озера» вошли ее ведущие партии в «Каменном цветке» «Спящей красавице», «Ромео и Джульетте», «Легенде о любви», «Спартаке». В мире давно восхищались графическим стилем Плисецкой, отличающимся изяществом, остротой и законченностью каждого жеста и позы. Но визитной карточкой балерины стала Кармен в «Кармен-сюите» на музыку Бизе-Щедрина, в которой проявился трагедийный талант актрисы. Специально для Майи Плисецкой этот балет поставил Альберто Алонсо. 

Но в первую очередь это был подарок композитора Родиона Щедрина. С учетом «Конька-Горбунка» это был второй подарочный балет супруга. А впереди Майю Михайловну ждали еще три роскошных балета – «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой». Плисецкая не только станцевала в них заглавные партии, она сама поставила эти балеты на сцене Большого театра, привнеся в них острый драматизм и новаторство в балетной поступи. После ухода из Большого театра в 1990 году Майя Плисецкая работала в Европе. Еще 1983-1984 годах она была худруком балетной труппы Римской оперы, а в 1988-1990 – руководила «Театро лирико насьональ» в Мадриде. Балерина сотрудничала с выдающимися хореографами мира – с «Марсельским балетом» Ролана Пети и «Балетом XX века» Мориса Бежара, который поставил для нее «Болеро», «Леду» и «Аве Майя». Премьеру «Майи» Плисецкая станцевала в 75 лет, и если вспомнить, что в 55 она танцевала «Чайку», в 60 – «Даму с собачкой», а в 67 – «Безумную из Шайо» из одноименного балета Щедрина (в театре «Эспас Пьер Карден»), есть все основания заявлять о балетном феномене XX века, достойном всевозможных книг рекордов. 

Зрители помнят Плисецкую по фильмам «Анна Каренина» и «Чайковский», телефильмам «Фантазия» и «Чайка», телеэкранизациям балетов. Балерине посвящено немало документальных лент, она – автор мемуаров «Я, Майя Плисецкая», «Тринадцать лет спустя», «Читая жизнь свою...». С 1994 года в Санкт-Петербурге проходил Международный балетный конкурс «Майя», а с 1995-го Майя Плисецкая являлась почетным президентом «Имперского Русского балета», созданного по ее инициативе. В последние годы жизнь артистки во многом была связана с гастрольной деятельностью мужа, известного во всем мире композитора, народного артиста СССР Родиона Щедрина. 

Жили они с 1991 года в Мюнхене. Майя Михайловна была Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской премии, полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством», почетным – доктором Сорбонны, профессором МГУ, гражданином Испании, была награждена множеством международных премий. Именем Майи Плисецкой названы сорт пионов и астероид. Прах ее по завещанию будет развеян над Россией.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. ФК «Динамо-Минск» вылетел из Лиги чемпионов, перейдя в Лигу Европы
  2. Владимир Путин в Кремле встретился с главой Мордовии Артемом Здуновым
  3. Рядом с Россией хотят начать выпуск нового бизнес-седана, который уже знают россияне
  4. Бюджет Беларуси на 2025 год будет сформирован с дефицитом, но сохранит социальную направленность
  5. Депутат ЕП Уоллес обвинил Зеленского в продаже земель Украины корпорациям Запада
  6. Владимир Путин в отпуск уходить пока не планирует
  7. Два человека ранены в результате массового удара беспилотников ВСУ по Белгородской области
  8. Обрушение дома произошло в Нижнем Тагиле
  9. Афанасьева: Когда слушаешь такое общение с нашими детьми, волосы дыбом встают
  10. Польша на границе с Беларусью начала операцию «Безопасное Подлясье» и усиление сил ПВО
  11. Лукашенко вручил госнаграды работникам Управления делами Президента
  12. Джабаров: ОДКБ в силах обеспечить стабильность в Центральной Азии
  13. Митин: В СФ обсудили тему государственного надзора и муниципального контроля в России
  14. Матвиенко: Никаких территориальных уступок в Донбассе и Новороссии не может быть
  15. «Военторг» фигурировал в деле об аресте генерала Булгакова

Парламентское Собрание

Елена Афанасьева: Бюджет - не для «поющих трусов»!

России нужна не цензура, а кодекс поведения артистов и порядок их финансирования.

Политика

Новороссия принадлежит России со времен Елизаветы

А защита Крыма - задача номер один.

МНЕНИЯ

Поздно спохватились

Татьяна Вахромеева

Военная стратегия США на поверку оказалась провальной.

Принять за 16 минут

Валерий Чумаков

Депутаты Государственной Думы за один день приняли два десятка важнейших законов

Тридцать две безнадежных надежды

Геннадий Давыдько

В Париже проходят Олимпийские игры. В них участвуют тридцать два наших соотечественника.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также