САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Занавес. Аплодисменты. Скорбь

Не стало примы русского балета

Второго мая в клинике Мюнхена от сердечного приступа на 90-м году жизни скончалась великая балерина XX века, народная артистка СССР Майя Плисецкая. 

Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве. Родилась для того, чтобы танцевать. Во всяком случае, так непременно сказал бы тот, кому выпало наблюдать за маленькой девочкой с раннего детства. Майя Михайловна с улыбкой рассказывала о «говорящем» эпизоде из той далекой поры, когда она, трехлетняя, на улице ускользнула от матери и та обнаружила ее несколько минут спустя танцующей вальс под мелодию Делиба из балета «Коппелия», льющуюся из радиоприемника. Зрители, разумеется, уже наличествовали. 

Но детство Плисецкой было не радужным – отца репрессировали и расстреляли, мать вместе с младшим братом выслали в Казахстан. Девочку приютили родственники – чета Мессерер, танцовщиков из Большого театра. Неудивительно, что учиться она поступила в Московское хореографическое училище, тем более что у Майи обнаружились уникальные данные – большой шаг, высокий прыжок, великолепное вращение, удивительная гибкость рук, музыкальность и темперамент. Когда началась война, Майя вместе с матерью, вернувшейся из заключения, уехала в эвакуацию в Свердловск, и именно здесь состоялось первое ее выступление с «Умирающим лебедем». Номером, который она будет танцевать всю жизнь и так и не пересчитает, сколько раз выходила с ним на сцену. 1 апреля 1943 года Майя Плисецкая была принята в труппу Большого театра, но в кордебалете пробыла недолго – помог, к слову сказать, концертный «Умирающий лебедь». Уже в первом сезоне в Большом театре Плисецкая станцевала Машу в «Щелкунчике», Мирту в «Жизели», фею Осени в «Золушке», Китри в «Дон Кихоте», заглавную роль в «Раймонде». Ее Китри очаровала мир своими дивными прыжками. И, наконец, возникла Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», в работе над которой впервые проявился темперамент Плисецкой не просто балерины – реформатора балета. 

Демонстрируя необыкновенную гибкость рук и корпуса, балерина создавала иллюзию трепета крыльев плывущего лебедя, в которого превращалась Одетта. Руки балерины сравнивали с зыбью воды, с волнами, с изгибами лебединых крыльев. Одетта Плисецкой стала мировой легендой, а Одиллию балерина отказывалась считать лебедем и создавала образ злой волшебницы. Майя Плисецкая проработала в Большом театре до 1988 года, официально считаясь примой с 1960 года. В историю мирового балета помимо «Лебединого озера» вошли ее ведущие партии в «Каменном цветке» «Спящей красавице», «Ромео и Джульетте», «Легенде о любви», «Спартаке». В мире давно восхищались графическим стилем Плисецкой, отличающимся изяществом, остротой и законченностью каждого жеста и позы. Но визитной карточкой балерины стала Кармен в «Кармен-сюите» на музыку Бизе-Щедрина, в которой проявился трагедийный талант актрисы. Специально для Майи Плисецкой этот балет поставил Альберто Алонсо. 

Но в первую очередь это был подарок композитора Родиона Щедрина. С учетом «Конька-Горбунка» это был второй подарочный балет супруга. А впереди Майю Михайловну ждали еще три роскошных балета – «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой». Плисецкая не только станцевала в них заглавные партии, она сама поставила эти балеты на сцене Большого театра, привнеся в них острый драматизм и новаторство в балетной поступи. После ухода из Большого театра в 1990 году Майя Плисецкая работала в Европе. Еще 1983-1984 годах она была худруком балетной труппы Римской оперы, а в 1988-1990 – руководила «Театро лирико насьональ» в Мадриде. Балерина сотрудничала с выдающимися хореографами мира – с «Марсельским балетом» Ролана Пети и «Балетом XX века» Мориса Бежара, который поставил для нее «Болеро», «Леду» и «Аве Майя». Премьеру «Майи» Плисецкая станцевала в 75 лет, и если вспомнить, что в 55 она танцевала «Чайку», в 60 – «Даму с собачкой», а в 67 – «Безумную из Шайо» из одноименного балета Щедрина (в театре «Эспас Пьер Карден»), есть все основания заявлять о балетном феномене XX века, достойном всевозможных книг рекордов. 

Зрители помнят Плисецкую по фильмам «Анна Каренина» и «Чайковский», телефильмам «Фантазия» и «Чайка», телеэкранизациям балетов. Балерине посвящено немало документальных лент, она – автор мемуаров «Я, Майя Плисецкая», «Тринадцать лет спустя», «Читая жизнь свою...». С 1994 года в Санкт-Петербурге проходил Международный балетный конкурс «Майя», а с 1995-го Майя Плисецкая являлась почетным президентом «Имперского Русского балета», созданного по ее инициативе. В последние годы жизнь артистки во многом была связана с гастрольной деятельностью мужа, известного во всем мире композитора, народного артиста СССР Родиона Щедрина. 

Жили они с 1991 года в Мюнхене. Майя Михайловна была Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской премии, полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством», почетным – доктором Сорбонны, профессором МГУ, гражданином Испании, была награждена множеством международных премий. Именем Майи Плисецкой названы сорт пионов и астероид. Прах ее по завещанию будет развеян над Россией.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Германия передала Украине еще восемь танков Leopard c запчастями
  2. Слуцкий предложил создать «Кодекс мигрантов», который состоит из 10 правил поведения иностранцев в РФ
  3. Россия и Беларусь подпишут договор о создании объединенного рынка электроэнергии
  4. В Госдуме обсудили рост цен на бензин
  5. Журова ответила на слова Губерниева о «неспортивной России»
  6. Путин принял решение создать Морскую коллегию России
  7. Правительство РФ по согласованию с ФСБ установит единые требования к обезличиванию персональных данных
  8. Россияне смогут выбирать, кто будет обслуживать их газовое оборудование
  9. Взрыв прогремел на крупнейшем химическом заводе Германии компании BASF
  10. Литва в сентябре начнет строительство фортификаций на границе с Россией и Беларусью
  11. Профильный комитет рекомендовал Госдуме принять во втором чтении законопроект о внесудебной блокировке треш-стримов
  12. Лукашенко: К юбилею Союзного государства необходимо окунуться в проблемы повседневных дел
  13. Джабаров: Отвратительное впечатление оставило открытие Олимпийских игр в Париже
  14. В ГД одобрили запрет на звонки с незнакомых номеров в мессенджерах
  15. Более 20 человек пострадали при столкновении поезда и грузовика в Волгоградской области

Парламентское Собрание

Елена Афанасьева: Бюджет - не для «поющих трусов»!

России нужна не цензура, а кодекс поведения артистов и порядок их финансирования.

Политика

Что дает Союзное государство простому белорусу и россиянину

К юбилею объединения необходимо глубоко окунуться в проблемы, которые волнует народ.

МНЕНИЯ

На третий пошел

Анатолий Заусайлов

Итоги президентских выборов в Венесуэле Запад снова не устроили

Закатай губу

Павел Родионов

Но нашлись и те, кому сатанинский бал понравился.

Пора вспомнить, к чему приводит желание сидеть на двух стульях

Олег Зинченко

Сейчас не время миндальничать

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также