САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Владимир ПАНКОВ: Важно работать сердцем

Такие бурные споры, какие разразились в Экспертном совете по премиям Союзного государства 2011-2012 годов, припомнить трудно

Двух лауреатов определили без проблем, а с третьим, как говорится, нашла коса на камень. Голосовали несколько раз, и результат был один и тот же – 50 на 50. Половина голосов была в пользу художников Павловопосадской мануфактуры и ровно столько же – спектакля «Свадьба» по Чехову в постановке Владимира Панкова в Театре имени Янки Купалы. При всей очевидности того, что оба номинанта заслуживали награды, 3-ю премию решили не присуждать. Владимира Панкова, актера, музыканта, режиссера, одного из основателей Студии SounDrama, положившей начало новому жанру в искусстве, похоже, это не очень огорчило. 

Он начинал как актер: в театрах – Эстрады, Наций, «Практике», в Центре драматургии и режиссуры А. Казанцева и М. Рощина, в театральном агентстве «Арт-Партнер». Знаменит был тем, что с блеском исполнял по несколько ролей в постановках. Участвовал в создании музыки более чем к 30 пьесам, был телеведущим, снимался в кино. Его фильм «Доктор» в жанре зонг-оперы получил призы многих отечественных фестивалей. Удостоен премий «Дебют-2003», «Чайка», получил президентский грант Фонда развития театральных инициатив. 

В жанре саундрамы поставил более 10 спектаклей. С открытием «Гоголь-центра» Cтудия SounDrama обрела крышу. Среди новых работ режиссера – спектакли «Дождь за стеной» по Ю. Клавдиеву в театре «Ильхом», «Сказка» (по «Сказке о мертвой царевне») в театре «Провинциальные танцы» в Екатеринбурге, «Двор» по пьесе Е. Исаевой в «Гоголь-центре». 

– Что стало импульсом к этой ностальгической постановке?

– Елена Исаева написала пьесу несколько лет назад, и поскольку это не камерная вещь, я решил, что постановка возможна только с большим составом исполнителей. Так курс Валерия Гаркалина из ГИТИСа почти полностью влился в состав студии SounDrama. И сам Валерий присоединился к нам. Да еще звезды сошлись так, что Владимир Валентинович Меньшов, с которым мы делали фильм «Доктор», принял участие в спектакле. Он украсил спектакль игрой, помог советами. А мне важно было соединить на одной площадке «Гоголь-центра» людей разных поколений. Одну из ролей сыграла Алена Бабенко. Кастингов я не провожу, свято верю, что Бог всегда приводит к тебе людей, с которыми будет хорошо работать. Так было у меня с «Доктором», когда в нужный момент появился Меньшов, с «Синдромом Орфея», с чеховской «Свадьбой». Вот и спектакль «Двор» – это сказка о безоблачном времени 80-х, которое живет в наших воспоминаниях. Вспоминается только о хорошем. При этом все влюблены, отрицательных персонажей нет. То, что происходит, похоже на такой русский дворик с итальянским акцентом.

– Владимир Меньшов был продюсером вашего экспериментаторского фильма «Доктор», расскажите, как он появился на горизонте?

– Очень просто. Позвонил – «Володя, здравствуйте, с вами говорит Владимир Валентинович Меньшов. Вы не хотели бы снять кино?» Только представьте, не каждый день вам звонит обладатель «Оскара». И, конечно, я вспомнил в этот момент о том, как в Театре.doc студийной статичной камерой мы снимали общие летние планы для диска со спектаклем «Док.тор». У нас попросили его на театральный фестиваль во Францию. Я решил еще раз посмотреть этот диск и увидел, что, в параллель сценическому образу спектакля, там был запечатлен его кинообраз – благодаря синтезу драматургии, музыки, танцев. Осуществилось то, к чему и раньше меня подвигали, говоря, что мне надо снимать кино. Но я не знал, с чего начать, и вот случай свел меня с Меньшовым. Что касается грантов, по-моему, очень правильно, когда деньги дают конкретному человеку. Режиссеру реально пытаются помочь, он защищен. А то сегодня из нас порой делают наемников, продюсеры диктуют условия работы на площадке, могут даже снять с картины. 

– А вам Меньшов ничего не навязывал?

– Ни в коем случае. Мои продюсеры Меньшов и Литвинов всегда шли навстречу в производственном процессе. Они не лезли в творческий процесс, не диктовали, кого снимать и какой должна быть музыка. Продюсеры ставили нам задачу, мы выполняли. Например, мы упорно добивались разрешения снимать в Екатерининской больнице – в Москве на Петровке. Но не в той, где Рената Литвинова сняла «Последнюю сказку Риты», она снимала в самой первой московской больнице, о которой Чехов написал «Палату №6». Мы тоже на нее замахивались, были там и в увертюре даже пустили кадры оттуда. А в Екатерининской больнице была страшная разруха, художникам пришлось восстанавливать стены. Но первую мою «сборку» Меньшов раскритиковал, три сцены выкинул, и мне пришлось все переделывать. Бывало, мы с ним яростно спорили, как «надо – не надо». Однажды Меньшов пришел, смотрел молча, я подумал – опять ругаться будем. Но он принял те вещи, на которых я настаивал. Это меня поразило. Мы знакомы с Владимиром Валентиновичем лет 20, и в 90-е годы он раскритиковал бы наш фильм. Но, к счастью, он из тех, кто способен меняться под влиянием времени и новых веяний в искусстве.

– Когда смотришь «Доктора», понимаешь, что музыка у вас на первом месте, слышишь оперу. Расскажите о принципах саундрамы, чем она отличается от мюзикла? 

– SounDrama – это звуковая драма, в которой сюжет раскладывается по музыкальной партитуре. В саундраме мы можем играть любой жанр – оперу, мюзикл, оперетту, у нас и речитатив присутствует. На сегодняшний момент у нас выпущена трилогия по современной драматургии – «Красной ниткой», «Доктор», «Переход», а также три спектакля по Гоголю – «Вечера. Майская ночь, или Утопленница», «Вечера. Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала». Название – Студия SounDrama – возникло после спектакля «Красной ниткой», который был поставлен лет 10 назад под руководством Казанцева. Кто-то сказал – «саун», кто-то – «драма», и так возникло это словосочетание. SounDrama – коллективный процесс, каждый человек привносит свое, фантазирует, это абсолютная импровизация, из которой все и возникает. Сюда приходят не деньги зарабатывать, а работать сердцем. 

– Какой спектакль считаете самым удачным? 

– Не могу ответить на этот вопрос. Возможно, спектакли по Гоголю. А «Свадьбу» по Чехову в Театре имени Янки Купалы называю одним из любимых. Обожаю труппу этого театра. Удивительные люди, знали бы вы, как они меня приняли! Это было какое-то открытие друг друга, понимаете? Когда приезжаешь в незнакомый город, поначалу для меня таковым был Минск, ты вроде бы всем чужой человек, и когда за репетиционный период становишься частью семьи и тебя впускают в дом, накрывают стол и говорят – «Ты – родной» – это удивительно. И это самый большой бонус тебе, главное – ничего не испортить. В этом театре есть удивительная актриса, заслуженная артистка Беларуси Зинаида Петровна Зубкова, ангел во плоти, она охранит вас от всех напастей. Потрясающий народный артист СССР Геннадий Степанович Овсянников, сыгравший генерала в «Свадьбе», и весь коллектив великолепный, как старшее, так и младшее поколение. Было одно удовольствие с ними работать. 

– От кого вы получили такой мощный музыкальный заряд? 

– В детстве занимался в фольклорном коллективе Елены Краснопевцевой «Веретенце». Мы много ездили по деревням, бывали в этнографических экспедициях, где собирали старинные песни, а после выступали с ними. Тогда я научился играть на рожке, освоил кларнет и гитару, а также флейту, балалайку, чарангу, гусли. Вместе с ансамблем ездил на фольклорные фестивали в России, на гастроли в Германию, Францию, Испанию, Англию, США. 

– Имеет ли какое-то отношение к фильму «Доктор» Булгаков? 

– Лишь как автор, описавший молодого доктора в такой же сложной ситуации в «Морфии». В своем фильме мы постоянно снимали доктора, это был монолог, который в процессе съемок превратился в пьесу. А параллельно у меня шли переговоры о постановке булгаковского «Морфия» в театре, и получалось так, что я полдня снимал «Доктора», а потом размышлял над «Морфием». Помню, как мой педагог по фольклору Елена Александровна говорила, что если хотя бы один из нас продолжит ее дело, она победила. Мы избрали разные профессии, кто-то стал математиком, кто-то композитором, а я, как видите, иду по пути своего педагога.

– У вас есть любимые режиссеры? 

– Рязанов и Данелия. Вообще их много. Но главный, наверное, Параджанов – человек, открывший в себе Космос Бога.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Раскрыты активы проходящего по делу парка «Патриот» генерала
  2. Провалившая гендерный тест боксерша потребовала перестать оскорблять ее
  3. Лебедев: ВС РФ ударили по аэродрому для F-16 в Николаевской области
  4. Александр Лукашенко освободил от должности посла Беларуси в ОАЭ
  5. Белорусские военные примут участие в совместных учениях в России
  6. Путин оценил идею дать участникам СВО проходить реабилитацию с женами
  7. Посол Беларуси в РФ Рогожник встретился с госсекретарем Союзного государства Мезенцевым
  8. Вячеслав Володин: Из 90 пунктов Послания Президента выполнено больше половины
  9. Директор парка «Патриот» Вячеслав Ахмедов задержан по делу о мошенничестве
  10. Гетта: Сегодня в Азове состоялось торжественное открытие бюста выдающегося флотоводца, святого праведного воина Федора Федоровича Ушакова
  11. В Госдуму внесен законопроект о бесплатном питании для всех школьников
  12. Владимир Путин провел встречу с Валентиной Матвиенко и Вячеславом Володиным
  13. Подполье сообщило об уничтожении солдат ВСУ у вокзала в Сумах
  14. Владимир Джабаров: МОК вернулся к мрачным практикам времен фашистской Олимпиады
  15. В Молдове от укусов ос умер депутат правящей партии PAS

Политика

Если у домов сорвало крышу - починят. Если у воров — посадят

В Мозырском районе Александр Лукашенко проверил ход работ по устранению последствий разгула стихии

МНЕНИЯ

Дифирамб о боссе спела вдруг Пелоси

Олег Зинченко

Экс-спикер Палаты представителей США предложила поставить Байдена в ряд величайших президентов своей страны

Организаторов Олимпиады в Париже накрыло скорбное бесчувствие

Олег Зинченко

Бах и компания перестали реально воспринимать происходящее

Серебряный заезд Золотого

Анатолий Заусайлов

Белорусы на Олимпиаде опережают по числу наград многие сборные, в том числе, и Украину

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также