САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Виктор СУХОРУКОВ: Сниматься лысым больше не буду

Волна всероссийской кинематографической славы захлестнула Виктора Сухорукова после фильмов «Брат» и «Брат-2», спустя почти два десятилетия после окончания артистом ГИТИСа

За это время он много что пережил в жизни – театральную славу питерского актера, играющего в спектаклях Петра Фоменко, драму падения на дно жизни и радость воскресения, снялся в знаковых фильмах Алексея Балабанова. Но именно Виктор Багров, старший брат Данилы, поднял актера на пьедестал. Сцена на острове Мурано в Венеции говорит сама за себя. 

Актер Сухоруков прогуливался по набережной, наслаждаясь солнечным днем и полной затерянностью в туристической толпе. И вдруг истошный вопль «Вик-тор, Вик-тор!..» остановил его. Из кафе выскочил официант и, мешая сербские и русские слова, взволнованно стал говорить, как ему нравятся фильмы про «Брата», как он влюблен в его героя и в самого артиста и как счастлив, что увидел его в окно закусочной, в которой работает как эмигрант. Надо сказать, у Сухорукова глаз-алмаз, лучше любого критика разложит по полочкам свои творческие достижения. 

Твердо знает пятерку лучших фильмов, в тонкостях объяснит сложности взаимоотношений с гением Балабановым, порадуется признанию Говорухина и всегда найдет единственно верную манеру поведения в тех обстоятельствах, в которых находится. Вот почему, несмотря на то что на экраны вышло несколько фильмов с его участием – «Овечка Долли была злая и рано умерла» Алексея Пиманова, «Небесный верблюд» Юрия Фетинга, «Орлеан» Андрея Прошкина и «Охрана» Александра Прошкина, «Уикенд» Станислава Говорухина, документальный фильм об Осипе Мандельштаме Ромы Либерова, особой радости не испытывает. 

– Интересен разве что фильм о Мандельштаме, где играю поэта за кадром, – говорит Виктор Сухоруков. Жанр определить сложно – здесь и компьютерная графика, и мультипликация, и документалистика. Я читаю стихи, рассказываю о жизни поэта, а на экране идут кадры, снятые в Армении и Петербурге. Они искусственно состарены под старые фото. Думаю, это будет сенсация. В мистическом триллере «Орлеан» играю ни много ни мало – совесть, которая преследует героев в разных обличьях и не дает им покоя. Снимали в Крыму, во время референдума, и я своими глазами убедился, что люди – от простого рабочего до бизнесмена – были счастливы видеть себя в России. «Овечка Долли» – фэнтези, переходящая в мелодраму, в которой молодые люди оказываются во времени молодости своих родителей. И понимают, что совсем их не знают: вернувшись в свое время, решают исправить ошибки родителей. Играю профессора Громозеку, изобретателя машины времени из 80-х годов, жаждущего встречи с молодыми коллегами. Я там с красивой шевелюрой – и решил, что больше не буду сниматься лысым. 

– Можно ли считать роль Павла I в картине «Бедный, бедный Павел» переломным моментом в вашей кинобиографии? 

– Не думаю, еще в 1989 году я сыграл главную роль в фильме Юрия Мамина «Бакенбарды». В 90-м познакомился с Алексеем Балабановым и сыграл в его картинах «Счастливые дни» (фильм показали в Каннах), «Замок» по мотивам Кафки, «Про уродов и людей». Снялся в роли заключенного Зуева, которому доверили роль Ленина в «Комедии строгого режима», а в 1997-1999 годах, когда снялся в «Брате» и «Брате-2», узнал, что такое популярность. Так что какие переломы, просто царя, можно сказать, сыграл в первый раз. А появился мой «Бедный, бедный Павел» в 2002 году. Помощница режиссера Виталия Мельникова Татьяна Бузян дружила с моей подружкой Наташей Дуловой, и Наташа предложила попробовать меня на роль Павла. Бузян с сомнением отнеслась к предложению, но все же пригласила меня на встречу с Мельниковым. Я был очень взволнован, у меня горели щеки, поднялась температура, я махал руками, изображая Павла истеричным солдафоном. С Виталием Мельниковым мы проговорили 45 минут, и, смотрю, режиссер тоже разволновался, хлопнул ладошкой по кожаному дивану и сказал: «Ну что, Татьяна, будем считать, что Павел у нас есть». Через несколько дней меня пригласили на встречу с Олегом Ивановичем Янковским. И до моего прихода Мельников, оказывается, сказал Татьяне: «Посмотрим, примет ли его Янковский». Мы доверительно поговорили, Олег Иванович курил свою вишневую трубочку и в итоге сказал: «Выбор правильный». Так началась моя история с Павлом. А картины «Брат» и «Брат-2» очень любят до сих пор. Роль Виктора Багрова Алексей писал специально для меня, так что не считаю ее особым актерским достижением. Фильм, конечно, выстрелил, коли даже в Америке 3-е издание продают, там картина называется «На пути домой». Что так задело людей? А то, что в фильме говорится о любви к Родине, показан герой, который любит мать, отца, брата, за товарища постоит. Там хороший сюжет, много интересной музыки, есть тайна. И сделана картина виртуозно. – По какому принципу выделили пятерку своих лучших фильмов 

– «Комедия строгого режима», «Про уродов и людей», «Бедный, бедный Павел», «Остров», «Агитбригада «Бей врага!»? 

– А разве вы не чувствуете, насколько они разные, в них можно разглядеть творческий диапазон актера Сухорукова – и гротеск, и сентиментальность, и склонность к мелодраматизму. Эти пять фильмов – как справочник моих возможностей: сатирическая «Комедия», мистическая драма «Про уродов и людей», историческое кино про царя, а как заставляет перевоплощаться роль в «Острове»!.. И какая образность – нет в этих картинах актера Вити Сухорукова, только мои персонажи. Очень люблю картину «Агитбригада «Бей врага!». Образом Никанора Калинкина я передавал привет своим кумирам. Всем солдатам, контуженым бригадирам и трактористам, начиная от Николая Крючкова и Петра Алейникова и кончая Георгием Юматовым и Евгением Урбанским, Роланом Быковым, Евгением Леоновым, Юрием Никулиным. Они учили меня актерству, воспитывали человека, а самое главное, внушили любовь к профессии и к Родине. 

– Недавно на «Золотом орле» вы были отмечены за роль следователя в картине Говорухина «Уикенд» – как вам игралось в роли человека такой профессии? Приходилось ли сталкиваться с ними в жизни? 

– Никогда с ними не сталкивался, и, слава богу, это все равно что со стоматологом встречаться. Но мой персонаж – современный Порфирий Петрович. Что говорить, я работал с уникальными режиссерами. С Алексеем Балабановым мы сделали пять картин и расстались. Он перестал меня снимать, причину я так и не нашел, но всегда могу сказать, что у меня был великий режиссер современности – Балабанов. А со Станиславом Говорухиным до фильма «Не хлебом единым» мы не встречались, он потом признался, что были у него сомнения. Две недели молча общался со мной, наблюдал, как я себя веду. И когда мы уже были на съемках в Приморской области и под конец поехали в экспедицию на Халиловский комбинат, он поднял рюмочку и за меня. Говорухин – суперпрофессионал, сниматься в его картинах «Не хлебом единым» и в «Пассажирке» было счастьем. 

– Как относитесь к байопикам, которые стали столь популярны? 

– Если биография интересна, почему нет. Зрителям всегда интересны картины про золушек и гадких утят, что ж говорить о биографиях великих людей. В «Звезде эпохи» – о Серовой – у меня был эпизодик, в «Екатерине Фурцевой» Хрущев, которого я сыграл, весьма основателен. Снимался я и в «Пути лидера» – о Назарбаеве. Это блистательная трилогия, в которой точно показан лидер, особенно в первом фильме «Небо моего детства», когда Назарбаев поехал учиться на Украину. Я играю педагога училища, в котором готовили казахских специалистов для строительства Карагандинского металлургического комбината. В фильме и сам Назарбаев снимался. Киноэпопею эту полезно посмотреть молодым. 

– Ставите ли вы в особый ряд фильмы, в которых присутствуют пушкинские и шукшинские мотивы? 

– В «Последней дуэли» сыграл полковника Галахова, которого придумала Наталья Бондарчук. В этой картине великолепен Сергей Безруков в роли Пушкина, да и мой Галахов, считаю, неплох. Что касается «Бакенбардов», это, конечно, сатирическая комедия, там Пушкин только знак, на самом деле под его именем зарождается военизированная организация. Что касается Шукшина, с удовольствием играю его чудиков, например, в фильме «Крепкий мужик», играл и в спектаклях по его рассказам. Вообще Шукшина люблю, очень жалею о том, что сегодня его подзабыли. 

– Как вы думаете, почему все-таки актер Сухоруков сегодня недостаточно востребован в кино? 

– Все актеры приписаны к агентствам, существует корпорация кастинг-директоров, а так как я никому не принадлежу, оказываюсь на обочине киноиндустрии. Но я не отчаиваюсь, Господь как будто за мной присматривает – не волнуйся, Сухоруков, сегодня театральная жизнь намного интересней, вот и работай. Я работаю в трех государственных театрах, хотя числюсь в труппе Театра Моссовета, где играю императора Домициана в «Римской комедии», Порфирия Петровича в спектакле «РРР» – по «Преступлению и наказанию», царя Федора Иоанновича в «Царстве отца и сына» по мотивам Алексея Толстого. В Театре на Малой Бронной играю «Тартюфа», в Театре имени Вахтангова – «Улыбнись нам, Господи!». В театральном агентстве «Свободная сцена» с большим успехом идет «Старший сын» Вампилова, где играю Сарафанова-старшего. С этим спектаклем мы не раз были в Минске. А «Римская комедия», поставленная к юбилею Георгия Тараторкина, идет с таким успехом, что пришлось обратиться к режиссеру постановки Павлу Хомскому с просьбой удлинить поклоны, настолько публика в ажитации.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Песков: Никаких подвижек к переговорному процессу нет
  2. Орбан: Европе нужен мир
  3. Путин: Москва настаивает на выводе ВСУ из 4 новых регионов
  4. Путин и Орбан обсудили возможные пути урегулирования конфликта на Украине
  5. Путин назвал переговоры с Орбаном насыщенными и полезными
  6. Ушаков: Орбан не передавал посланий от Зеленского Путину
  7. Орбан опубликовал фото с Путиным и призвал к заключению мира на Украине
  8. Беларусь обвинила Украину в подготовке диверсий на границе
  9. В Беларуси выпустят прямоугольные монеты
  10. Столтенберг: Орбан не представляет НАТО в Москве, а только свою страну
  11. Песков: Переговоры Путина и Орбана будут продолжаться столько, сколько потребуется
  12. МО РФ: Совокупные потери ВСУ за неделю превысили 13,5 тысячи человек
  13. Орбан: Венгрия скоро станет единственной страной в Европе, которая сможет вести диалог со всеми
  14. Прибывший в Москву Орбан проведет переговоры с президентом России Владимиром Путиным
  15. Орбан не координировал свой визит в Москву с Еврокомиссией

Парламентское Собрание

Геннадий Лепешко: Есть противоядие фальсификации истории

В то время как на Западе жонглируют фактами в угоду конъюнктуре, в наших странах свято чтут память о героях. 

Политика

После саммита ШОС Владимир Путин ответил на вопросы журналистов

Приводим официальную стенограмму пресс-конференции

МНЕНИЯ

Не нужен им берег турецкий

Михаил Васильев

Российским депутатам запретили без разрешения ездить за границу

Россия ничего не теряет от выхода из ПА ОБСЕ

Владимир Джабаров

Возврат туда возможен, когда эта организация вернётся к нормальной работе.

Орбаноистерия

Олег Зинченко

Русофобы забились в конвульсиях, узнав, что премьер-министр Венгрии приехал к Путину

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также