Друзья и коллеги актрисы поделились воспоминаниями.
Если вам доводилось бывать в зрительном зале, перед которым выступала Римма Васильевна, то вы навсегда запомнили ноту предельной правдивости и искренности, с которой актриса вела разговор, подчеркнуто называя вещи своими именами и всегда заканчивая его под бурю оваций. Зрители чутко улавливали главную тему – заботу о сохранении нравственных опор нации, подлинных культурных ценностей и духовных достижений.
Творческий диапазон актрисы необычайно широк – после ролей героических женщин в «Бабьем царстве», «Журавушке», «Вечном зове», после классических эпизодов, как в «Покровских воротах», за которые актрису стали называть королевой эпизода, появление в роли ведьмы Дарьи Шульц в «Дозорах» можно рассматривать как победу над временем. Мне довелось участвовать в пресс-конференциях с актрисой на фестивалях «Зеркало» в Иванове и «Литература и кино» в Гатчине. Предлагаем вниманию читателей монологи Риммы Марковой.
Об актерстве
Рада сказать, что я востребована и все время снимаюсь – в ролях то бабушек, то тетушек, и в каждой работе звучит отголосок того, как сегодня живут наши люди. Я много езжу по стране, вижу, что происходит, и безумно страдаю из-за этого. Мы даже с дочерью ссоримся. Она считает, что я должна пить кефир и нюхать цветы, но я так не могу. Неугомонной была всегда, с того самого момента, как мы с братом Лёней (народный артист СССР Леонид Марков. – Н. К.) приехали в Москву. Родилась я в деревне, бабушки-дедушки были неучи дремучие, только папа окончил четыре класса. Когда он служил в армии, прославился умением пересказывать фильмы, делал это так ловко, что ребята скидывались ему на кино, когда он шел в увольнение. Это умение папы подметил худрук драмтеатра в Саратове, увидел в нем актера и взял его в труппу. Вскоре и мы с братом вышли на сцену в детских ролях, мне было шесть лет, Лёне – четыре, вот так и приобщились к искусству. Все бы хорошо, но Поволжье голодало тогда, это был 31-й год. Не дай Бог вам знать, что это такое!.. Мы погибали с братом, вместо волос у Лёни на голове была корка. Мы ели очистки, кору деревьев, мама варила кости, которые собирала перед мясокомбинатом. Уходя на работу в театр, папа проволокой прикручивал кастрюлю к потолку, и в ней над лампой варились кости. Однажды Лёня хотел ложечкой зачерпнуть варево – мы же голодные были – и капнул на лампу, всё задымилось, не знаю, как только мы не сгорели!.. Вскоре пришли родители. Лёня трясся от страха, потому что наш папа считал, что в воспитании нельзя обойтись без наказаний. А поскольку я с детства была бандиткой и, едва отец начинал расстегивать ремень, орала так, что перепонки лопались, я успокоила Лёню: «Не бойся, скажу, что это я». И вот отец спрашивает: «Кто?!» Отвечаю, как на расстреле: «Я!» Ну, конечно, отхлестал, не без этого. Орала громко, а ничего не сделаешь... Мама наша была художником-гримером, парики, косы делала. А провинциальные актеры, чтобы не надоесть зрителям, разъезжали со своими программами по России – Саратов, Вологда, Кинешма, Иваново, Ашхабад. Во время войны мы с Лёней учились в школе в Вологде, потом поступили в студию при театре, и Лёня сразу начал играть на сцене. Кроме ручки, мы в руках ничего не держали, а все из наших знакомых, кто ушел на фронт, погибли... Вот чего стоит то, что мы живем сегодня. И меня возмущает, что народ-победитель живет хуже побежденного. Я как могу пытаюсь помочь выжить пожилым актерам. Актеры – публичные люди, им нужно всегда хорошо выглядеть, быть хорошо одетыми. Не дело, когда подходят к тебе за автографом, а ты в лапсердаке. А актеры наши потрясающие!..
О русских традициях
Как же сейчас все наелись ширпотреба американского, даже в Гатчине многие вывески сделаны на английском. Когда губернатор Иванова Михаил Мень приглашал меня на фуршет, я его спросила – а что это такое? И сказала, что «фуршеты» придумали за границей, чтобы гости поели стоя и побыстрее уходили. А я не лошадь, сказала, и стоя есть не могу. Убила его, конечно, этим признанием. Но что поделать, я всегда помню, что мы добрая нация и у нас другие традиции. Если приглашаем гостей, всё вываливаем на стол. Еще и детям своим говорим: «Не трогай, это гостям». Если хотите, чтобы гости пообщались, накройте стол, посадите их. Вот тогда мы и наговоримся вдоволь, и попоем. Если хотите, такими заявлениями я протестую против американизации нашего общества. Почему мы оглядываемся на Запад?! У нас своя культура, музыка, литература, пусть с нас берут пример, с нашей культуры. Наша культура – крепость для всего мира. А посмотрите, что сейчас делается на нашей эстраде! Полуголые, непричесанные артисты поют аппендицитом, не дал Господь голоса, а все равно лезут на сцену, ну что это такое?! Смотрю, и Сергей Зверев, парикмахер, накрашенный, весь в перстнях – и он запел. Вот я и спрашиваю – почему уничтожают нашу культуру?! Не будет культуры – не будет государства. Это сказал еще Дмитрий Лихачев. Чем выше культура нации – тем выше нравственность.
О телевидении
А что нам показывают по телевизору? Как расчленять, убивать, травить?! Я ненавижу ТВ, но вы меня часто там видите, вот и сейчас только что сидела перед камерой. Когда звонят, я им говорю: «Зачем вы меня приглашаете? Вы же знаете, я ненавижу вас, вы – самая преступная организация! Вы зомбируете наших детей и их молодых матерей, из-за вас мы теряем уже второе поколение. Я буду вас крушить!» Отвечают: «Крушите» – и всё записывают, а потом выбрасывают, что им не подходит. В Нью-Йорке нет ничего подобного, программы, которые они нам присылают, предназначены для стран третьего мира, а мы их пропагандируем. И такая меня берет обида, такая злость внутри разгорается, что я даже в церкви пожаловалась: «Батюшка, что мне делать? Злюсь, как собака!» А он ответил: «Это не злость, а гнев ваш, потому что вы – наша совесть». И люди на улице подходят ко мне и благодарят: «Спасибо за вашу жизненную позицию». А какая моя позиция – помогать надо друг другу и хранить всё свое, начиная с меню, борщ надо есть, а не заморские кушанья. А для детей сохранить право на образование, здоровье, труд.
О детях
Посмотрите, у нас же носятся 2 миллиона беспризорников. Не государственное ли это дело? Нет, у нас предпочитают платить миллионы евро тем, кто пинает мяч. А детей не спасают. Мне много что надо сказать нашим властям, успею ли, мне уже 86 лет исполнилось... Но я не успокаиваюсь, и вы не успокаивайтесь. Думайте о детях, это сегодня главное. Мне приходилось выступать во многих регионах, в том числе в Твери, Курске, на Сахалине. Не скрою, эти выступления даются мне кровью. Я все время призываю: «Проснитесь! Куда мы идем – к лаптям?! Образование сделали роскошью! Протестовать надо! Все зависит от нас самих, не надейтесь, что кто-то о нас позаботится, не ждите дармовой помощи. Действуйте!»
О Мордюковой
Мы с Нонной Викторовной Мордюковой дружили всю жизнь. Мы ровесницы, обе 1925 года, и нас с ней постоянно пытались сталкивать. Например, звонят мне: «Есть роль только для вас». Через минуту узнаю, что от нее уже отказалась Мордюкова. «И почему нас сравнивают, потому что мы с одного конского завода, что ли?! – спрашивала я Нонну. – Мы разные, что могу я, не можешь ты, и наоборот. Например, ты сможешь Родину-мать сыграть?» Мордюкова: «Смогу». Я: «Нет, все смеяться будут, а во мне есть что-то героическое». Но гены сказывались, поэтому мы и дружили с ней. Мы иронизировали друг над другом, подкалывали друг друга. Она была прекрасным рассказчиком, любила и меня слушать: «Римка, это просто невозможно!..» Да, мы дружили, но если вы думаете, что мы не собачились, вы ошибаетесь… Как же мне ее не хватает!..
О ролях
Всегда хотела Вассу Железнову сыграть. Ей же по пьесе сорок всего, она мечтала о мужике, а ее играли старухи – Пашенная, Бирман. Вот Инна (Чурикова) недавно сыграла – одно наслаждение. Как она играет! И все как там играют!.. А увидите вы меня скоро в роли олигарха в детективе, снимаюсь у Сергея Гинзбурга на Первом канале.