САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Игорь УГОЛЬНИКОВ: Возвращать память о защитниках Отечества

Беспрецедентно само создание этого батальона по приказу Временного правительства в Петрограде 1917-го для поддержания духа русской армии. И столь же неоценима инициатива создания фильма о забытых героях Первой мировой. Фильм создан компанией Corner Work при поддержке Министерства культуры РФ и Российского военно-исторического общества.

О том, как создавался фильм и что вдохновляло его создателей, мы попросили рассказать автора идеи и генпродюсера «Батальона» Игоря Угольникова. 

– Первая мировая в России – «забытая» война, и забыта она была намеренно. Большевики, призывавшие к поражению, выполняли некую волю, которая тоже всем была понятна. Гражданская война была нужна им больше, чем «империалистическая». Считается также, что Первая мировая была выгодна Ротшильдам и Рокфеллерам для того, чтобы укрепить доллар. Именно эту схему сейчас навязывают нам в третий раз за 100-летие. Кому-то вновь хочется столкнуть русскую цивилизацию с европейской, а в том 1914-м было устроено именно столкновение цивилизаций. История повторяется, сегодняшние события в Европе, России, на Украине во многом схожи с нашей ситуацией из 1913-1914 годов. Мотивация почти та же.
В 1913 году подъем российского самосознания был огромен. Отлаженная промышленность, неимоверно успешное землеустройство. Зернопроизводители жаловались царю-батюшке, что мешок зерна у нас был дешевле коробка спичек. Кормили всю Европу, и было полное ощущение, что так и должно быть. Мало того, помножьте все это на православие, которым гордилась Российская империя, понимая, что это основа основ. И все это, как теперь говорят, «нашим партнерам» необходимо было разрушить – что они и сделали, самое удивительное, нашими же руками. Поэтому впоследствии большевики признали войну «империалистической», «несправедливой», и потому ее сознательно «забыли». 

– Нужно ли, на ваш взгляд, возвращать память о событиях Первой мировой?

– На этой войне погибли наши предки, мой прадед погиб, и я всегда чувствовал огромную несправедливость по отношению к его памяти. Так что возвращать память защитников Отечества – наша святая обязанность. Мы перебрали несколько сюжетов Первой мировой – и «атаку мертвецов», и Брусиловский прорыв, хотели даже показать жизнь одной семьи на протяжении 1914-1918 годов, но чувствовали – что-то не то, кино должно быть событийным, должен быть сюжет. И вот увидели хронику «Батальона смерти», прочитали книги, документы и поняли – вот она, идея. Важно было еще то, что женщины пошли на фронт поднимать боевой дух мужчин в надежде на победу. Проворные провокаторы нам говорят: «А что же вы кино снимаете – женщины-то бессмысленно погибли, оказались никому не нужны, о них забыли?» Им правильно ответил режиссер фильма Дмитрий Месхиев: «А зачем тогда детей рожать, если все равно все умрут?» 

– Что было самым сложным для вас во время работы над «Батальоном»?

– Все было сложно. Мы не имели возможности сравнить свою работу с каким-нибудь другим фильмом, потому что в нашей стране о Первой мировой снимали мало. И если реалии Великой Отечественной войны наш глаз, наше нутро воспринимает очень четко, в нас это ощущение живет с рождения, то Первую мировую войну мы не представляем ни по изображению, ни по костюмам, ни по вооружению. Не говоря о том, как люди были подстрижены, как говорили, какова была субординация и вообще, что творилось в те годы. 

Женский «батальон смерти», как его называли, был сформирован в 1917 году из девушек разных сословий. Дворянок, крестьянок, фабричных работниц, солдаток, казачек. Предварительно обучившись воинскому мастерству, женщины отправились на фронт. Воевали под Сморгонью, на территории нынешней Беларуси. Внутренние отношения в батальоне, в силу разного происхождения девушек, их верований и стремлений, были очень непростые, и конфликтов было немало, но фронтовые будни быстро уравняли всех. Также сложны были взаимоотношения девушек с Солдатским комитетом и Главным штабом, эти столкновения и составляют сюжет. Командир батальона Мария Бочкарева, которую сыграла Мария Аронова, совершила настоящий гражданский подвиг. Это была уникальная женщина, насколько сильная физически, настолько крепкая духовно, и очень эмоциональная. Простая крестьянка, она прошла через множество испытаний и разочарований в жизни, прежде чем осознала, что единственным смыслом ее существования может быть служение Отечеству. И она оправдала его в полной мере. Бочкарева – настоящая героиня. 

У нас снимались актеры из Москвы, Петербурга, Бреста и других городов. В роли графини Татищевой снялась Мария Кожевникова. В массовке были заняты 200 девушек, на протяжении съемок «батальон» никуда не разъезжался. Признаюсь, вначале я опасался, что будут проблемы со съемками сцены, где девушек стригут наголо, думал, откажутся. А они сказали – раз надо, значит надо. Сцену эту, где их стригут очень старой машинкой, сняли одним дублем. 

– Расскажите о тех, кто поддерживал вас на съемках. Известно, что в продвижении фильма участвовал Федор Бондарчук.

– Помимо Министерства культуры, Российского военно-исторического общества и других партнеров, работать над «Батальоном смерти» мне очень помог мой друг Константин Эрнст. Он серьезно помогал нам и с «Брестской крепостью», но там он увидел картину, когда она была завершена, а здесь мы взяли на вооружение многие его поправки по сценарию, и я теперь вижу, как он был прав. Как и в случае с «Брестской крепостью», мы сделаем ТВ-формат картины из четырех серий для Первого канала, где будут использованы хроники Первой мировой войны. А с Федором Бондарчуком мы давно хотели поработать вместе и по теме Первой мировой войны уже делаем киноальманах. За «Батальоном смерти» Федор внимательно наблюдал, я показывал ему весь материал, так мы объединили усилия в работе над фильмом. После его «Сталинграда» и моей «Брестской крепости» наш альянс, надеюсь, будет продуктивным. Очень надеюсь и на опыт Федора в организации проката картины, мне хочется, чтобы фильм прозвучал и его увидело как можно больше зрителей. 

– По Первой мировой у вас было задумано несколько проектов, можно узнать, что мы имеем на выходе?

– На выходе я хотел бы иметь фильм «Батальон смерти» хронометражем 135 минут. А документальные проекты мы делаем все время, в среднем раз в два месяца. Недавно выпустили документальный фильм «Черная рука» – о сербской террористической организации, благодаря которой Адольф Гитлер начал войну против Советского Союза не в мае 1941-го, как планировал, а 22 июня. Если бы начал в мае, жертв было бы больше.

– Вы спродюсировали два военных фильма, скажите, каким должен быть «правильный» военный фильм? И что, по-вашему, ни при каких обстоятельствах нельзя показывать в историческом фильме?

– Лет восемь назад мне как чиновнику Союзного государства принесли проект сценария под названием «Хатынь». Я знал, что деревню уничтожили не немцы, а полицаи. Прочитав сценарий, абсолютно честный, от которого волосы встают дыбом, я сказал: «Вот это снимать нельзя». Нельзя снимать, как люди, живущие в западноукраинском городке, приходят за 50 километров в белорусскую деревню Хатынь, чтобы убить своих соседей, которых хорошо знают. И не просто убить – а сделать это показательно. Они придумывали истязания для стариков, женщин и детей и фотографировали это. Показывать такое нельзя. 

Что касается военных фильмов, мне кажется, на нынешнем этапе можно было попытаться сделать кино об Отечественной войне 1812 года. Не лубочную картину с романсами, а серьезное, масштабное кино, как это сделал в свое время Сергей Федорович Бондарчук. Думаю, и о битве на Чудском озере, зная всю историю противостояния врагам, можно было снять достойное кино. Да мало ли о чем. 

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. МИД РФ: Ввод Западом контингента на Украину станет прямой конфронтацией с РФ
  2. Владимир Джабаров: ОДКБ остаётся востребованной структурой, хоть Запад это и не признаёт
  3. В Кремле отреагировали на информацию о планах Запада оккупировать Украину
  4. В Беларуси определили перечень алкоголя для свободного ввоза
  5. Внешняя разведка: Запад хочет поделить Украину между Румынией, Польшей, Германией и Британией
  6. Киргизия и Беларусь будут сотрудничать в сфере железнодорожного транспорта
  7. Дмитрий Песков ответил Байдену, осудившему ответные удары РФ
  8. Губернатор Кировской области доложил Владимиру Путину о росте экономики региона
  9. Вячеслав Володин провел совещание по подготовке к Парламентского Собрания
  10. Российские войска освободили Воровское и Раздольное в ДНР
  11. Сергей Лавров назвал гендиректора ЮНЕСКО соучастницей информвойны против РФ
  12. Леопард Порш из РФ прижился в Минске и съедает 6 кг мяса в день
  13. Ольга Германова предлагает разработать сборник патриотических песен для школьников
  14. С начала недели очередь грузовиков из Беларуси в Польшу выросла на 225 единиц
  15. Премьер Японии заявил о желании заключить мирный договор с Россией

Парламентское Собрание

Депутаты Парламентского Собрания обсудят вопросы волонтерской деятельности в Союзном государстве

В Минске пройдет заседание Комиссии Парламентского Собрания по труду, социальной политике и здравоохранению

Политика

Владимир Путин представил ракетное «меню» для Киева и его начальников: "Орешник" лишь начало

Лидерам стран-участниц Организации Договора о коллективной безопасности российский президент рассказал о продемонстрированном Россией супероружии.

МНЕНИЯ

Iолки-моталки или Страсти по букве «Ё»

Олег Зинченко

Есть повод вспомнить самую гонимую букву русского языка.

Запад собирается воевать до последнего украинца

Анатолий Заусайлов

США настаивают на снижении возрастного порога при мобилизации на Украине

Мясорубка для ВСУ - на полных оборотах!

Михаил Васильев

Потери Вооруженных сил Украины в конфликте с Россией могут достигать полумиллиона

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также