САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Игорь УГОЛЬНИКОВ: Возвращать память о защитниках Отечества

Беспрецедентно само создание этого батальона по приказу Временного правительства в Петрограде 1917-го для поддержания духа русской армии. И столь же неоценима инициатива создания фильма о забытых героях Первой мировой. Фильм создан компанией Corner Work при поддержке Министерства культуры РФ и Российского военно-исторического общества.

О том, как создавался фильм и что вдохновляло его создателей, мы попросили рассказать автора идеи и генпродюсера «Батальона» Игоря Угольникова. 

– Первая мировая в России – «забытая» война, и забыта она была намеренно. Большевики, призывавшие к поражению, выполняли некую волю, которая тоже всем была понятна. Гражданская война была нужна им больше, чем «империалистическая». Считается также, что Первая мировая была выгодна Ротшильдам и Рокфеллерам для того, чтобы укрепить доллар. Именно эту схему сейчас навязывают нам в третий раз за 100-летие. Кому-то вновь хочется столкнуть русскую цивилизацию с европейской, а в том 1914-м было устроено именно столкновение цивилизаций. История повторяется, сегодняшние события в Европе, России, на Украине во многом схожи с нашей ситуацией из 1913-1914 годов. Мотивация почти та же.
В 1913 году подъем российского самосознания был огромен. Отлаженная промышленность, неимоверно успешное землеустройство. Зернопроизводители жаловались царю-батюшке, что мешок зерна у нас был дешевле коробка спичек. Кормили всю Европу, и было полное ощущение, что так и должно быть. Мало того, помножьте все это на православие, которым гордилась Российская империя, понимая, что это основа основ. И все это, как теперь говорят, «нашим партнерам» необходимо было разрушить – что они и сделали, самое удивительное, нашими же руками. Поэтому впоследствии большевики признали войну «империалистической», «несправедливой», и потому ее сознательно «забыли». 

– Нужно ли, на ваш взгляд, возвращать память о событиях Первой мировой?

– На этой войне погибли наши предки, мой прадед погиб, и я всегда чувствовал огромную несправедливость по отношению к его памяти. Так что возвращать память защитников Отечества – наша святая обязанность. Мы перебрали несколько сюжетов Первой мировой – и «атаку мертвецов», и Брусиловский прорыв, хотели даже показать жизнь одной семьи на протяжении 1914-1918 годов, но чувствовали – что-то не то, кино должно быть событийным, должен быть сюжет. И вот увидели хронику «Батальона смерти», прочитали книги, документы и поняли – вот она, идея. Важно было еще то, что женщины пошли на фронт поднимать боевой дух мужчин в надежде на победу. Проворные провокаторы нам говорят: «А что же вы кино снимаете – женщины-то бессмысленно погибли, оказались никому не нужны, о них забыли?» Им правильно ответил режиссер фильма Дмитрий Месхиев: «А зачем тогда детей рожать, если все равно все умрут?» 

– Что было самым сложным для вас во время работы над «Батальоном»?

– Все было сложно. Мы не имели возможности сравнить свою работу с каким-нибудь другим фильмом, потому что в нашей стране о Первой мировой снимали мало. И если реалии Великой Отечественной войны наш глаз, наше нутро воспринимает очень четко, в нас это ощущение живет с рождения, то Первую мировую войну мы не представляем ни по изображению, ни по костюмам, ни по вооружению. Не говоря о том, как люди были подстрижены, как говорили, какова была субординация и вообще, что творилось в те годы. 

Женский «батальон смерти», как его называли, был сформирован в 1917 году из девушек разных сословий. Дворянок, крестьянок, фабричных работниц, солдаток, казачек. Предварительно обучившись воинскому мастерству, женщины отправились на фронт. Воевали под Сморгонью, на территории нынешней Беларуси. Внутренние отношения в батальоне, в силу разного происхождения девушек, их верований и стремлений, были очень непростые, и конфликтов было немало, но фронтовые будни быстро уравняли всех. Также сложны были взаимоотношения девушек с Солдатским комитетом и Главным штабом, эти столкновения и составляют сюжет. Командир батальона Мария Бочкарева, которую сыграла Мария Аронова, совершила настоящий гражданский подвиг. Это была уникальная женщина, насколько сильная физически, настолько крепкая духовно, и очень эмоциональная. Простая крестьянка, она прошла через множество испытаний и разочарований в жизни, прежде чем осознала, что единственным смыслом ее существования может быть служение Отечеству. И она оправдала его в полной мере. Бочкарева – настоящая героиня. 

У нас снимались актеры из Москвы, Петербурга, Бреста и других городов. В роли графини Татищевой снялась Мария Кожевникова. В массовке были заняты 200 девушек, на протяжении съемок «батальон» никуда не разъезжался. Признаюсь, вначале я опасался, что будут проблемы со съемками сцены, где девушек стригут наголо, думал, откажутся. А они сказали – раз надо, значит надо. Сцену эту, где их стригут очень старой машинкой, сняли одним дублем. 

– Расскажите о тех, кто поддерживал вас на съемках. Известно, что в продвижении фильма участвовал Федор Бондарчук.

– Помимо Министерства культуры, Российского военно-исторического общества и других партнеров, работать над «Батальоном смерти» мне очень помог мой друг Константин Эрнст. Он серьезно помогал нам и с «Брестской крепостью», но там он увидел картину, когда она была завершена, а здесь мы взяли на вооружение многие его поправки по сценарию, и я теперь вижу, как он был прав. Как и в случае с «Брестской крепостью», мы сделаем ТВ-формат картины из четырех серий для Первого канала, где будут использованы хроники Первой мировой войны. А с Федором Бондарчуком мы давно хотели поработать вместе и по теме Первой мировой войны уже делаем киноальманах. За «Батальоном смерти» Федор внимательно наблюдал, я показывал ему весь материал, так мы объединили усилия в работе над фильмом. После его «Сталинграда» и моей «Брестской крепости» наш альянс, надеюсь, будет продуктивным. Очень надеюсь и на опыт Федора в организации проката картины, мне хочется, чтобы фильм прозвучал и его увидело как можно больше зрителей. 

– По Первой мировой у вас было задумано несколько проектов, можно узнать, что мы имеем на выходе?

– На выходе я хотел бы иметь фильм «Батальон смерти» хронометражем 135 минут. А документальные проекты мы делаем все время, в среднем раз в два месяца. Недавно выпустили документальный фильм «Черная рука» – о сербской террористической организации, благодаря которой Адольф Гитлер начал войну против Советского Союза не в мае 1941-го, как планировал, а 22 июня. Если бы начал в мае, жертв было бы больше.

– Вы спродюсировали два военных фильма, скажите, каким должен быть «правильный» военный фильм? И что, по-вашему, ни при каких обстоятельствах нельзя показывать в историческом фильме?

– Лет восемь назад мне как чиновнику Союзного государства принесли проект сценария под названием «Хатынь». Я знал, что деревню уничтожили не немцы, а полицаи. Прочитав сценарий, абсолютно честный, от которого волосы встают дыбом, я сказал: «Вот это снимать нельзя». Нельзя снимать, как люди, живущие в западноукраинском городке, приходят за 50 километров в белорусскую деревню Хатынь, чтобы убить своих соседей, которых хорошо знают. И не просто убить – а сделать это показательно. Они придумывали истязания для стариков, женщин и детей и фотографировали это. Показывать такое нельзя. 

Что касается военных фильмов, мне кажется, на нынешнем этапе можно было попытаться сделать кино об Отечественной войне 1812 года. Не лубочную картину с романсами, а серьезное, масштабное кино, как это сделал в свое время Сергей Федорович Бондарчук. Думаю, и о битве на Чудском озере, зная всю историю противостояния врагам, можно было снять достойное кино. Да мало ли о чем. 

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Алексей Оверчук и Дмитрий Мезенцев обсудили выполнение Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства
  2. Сергей Митин: Динамика приобретения техники предприятиями АПК сохраняется за счет господдержки
  3. Прорабатывается визит Лукашенко в Турцию
  4. Журналиста Олега Кашина* объявили в розыск
  5. Вячеслав Володин выразил соболезнования в связи с уходом из жизни генсека ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонга
  6. Умер генсек ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонг
  7. В Минской области стартовал трехдневный учебный сбор курсантов МЧС
  8. Путин обсудил с СБ обеспечение безопасности во время крупных мероприятий
  9. Зеленский допустил, что Украина не сможет вернуть силой утраченные территории
  10. Гершковича приговорили к 16 годам колонии
  11. Пленный сообщил, что солдаты ВСУ настроены ближе к РФ, но боятся преследования
  12. В СК предлагают сразу ставить на воинский учет при получении российского гражданства
  13. Открытие Олимпиады в Париже находится под угрозой срыва из-за забастовки
  14. Лукашенко обозначил задачи по сбору урожая в Беларуси
  15. Лукашенко: Ликвидаторы последствий урагана в Беларуси достойны госнаград

МНЕНИЯ

Во Львове убита главная укронацистка

Михаил Васильев

Фарион поплатилась за свою зоологическую ненависть ко всему русскому

Летите, соколы, летите

Павел Родионов

Новость, похожая на анекдот, пришла днях из зоны СВО.

О контроле за миграцией

Вячеслав Володин

Совершенствование миграционного законодательства имеет приоритетное значение для Государственной Думы.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также