Одним из основателей студии был режиссер-документалист, открыватель и первопроходец «православного кино», педагог Борис Карпов (1936-1997). Недавний вечер в Доме русского зарубежья, в киноклубе «Русский путь» состоялся в его честь. С кинопортрета в зал смотрит человек удивительно притягательной внешности – в облике Бориса Леонидовича Карпова, оставившего этот мир в 60 лет, мужественность и красота сочетаются именно в тех пропорциях, которые наблюдаем на живописных полотнах, изображающих русских витязей. Режиссер эпического размаха снял более 40 лент, многие из которых вошли в золотую коллекцию советской и российской кинодокументалистики, на вечере зрители увидели фрагменты из фильмов – «Слово об одной русской матери» (1966), «Русская православная церковь сегодня» (1968), «Под благодатным Покровом» (1989) и фильм 1965 года – «Сергей Есенин».
Открыл вечер президент киноклуба, режиссер-документалист Сергей Зайцев. Первое слово он предоставил народному артисту России Николаю Бурляеву, который уже более 20 лет возглавляет кинофорум «Золотой витязь», а с 2010 года руководит одноименным Славянским форумом искусств. Вела вечер лауреат фестиваля «Русское зарубежье», режиссер-документалист Татьяна Карпова, вдова Бориса Леонидовича.
– Борис Карпов был первым, это потом появились мы, его последователи, – сказал Николай Бурляев. – И именно ему, первому из русских режиссеров-документалистов, на «Золотом витязе» вручили Золотую медаль им С.Ф. Бондарчука. Он первым снял фильм о Русской православной церкви, еще до «Андрея Рублева» Тарковского, когда было не принято говорить о православии, первым заговорил о тайных силах, которые уничтожают жизнь планеты, и первым, вместе с женой Татьяной, провел в 1990 году в Радонеже православный фестиваль. Я помню потрясающий приз Клыкова – позолоченная скульптура Сергия Радонежского, который вручили на этом фестивале Борису Леонидовичу за фильм «Под благодатным Покровом».
Татьяна Михайловна поведала, что эпиграфом к жизни и творчеству ее мужа была есенинская строка, которая звучит в фильме «Сергей Есенин»: «Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла». И этим действительно объясняется вся жизнь художника-патриота, сердце которого было полно боли за русский народ; подобно Мусоргскому, он разумел народ «как великую личность, одушевленную единой идеей», и постоянно вел борьбу с ненавистниками народа и самой России. Татьяна Карпова рассказала о фильме «Слово об одной русской матери», посвященном Епистимии Федоровне Степановой, 90-летней кубанской казачке, потерявшей на разных войнах девять сыновей.
Упомянула другие фильмы – об академике Курчатове, авиаконструкторе Илюшине, художнике Шилове, режиссере Сергее Бондарчуке, о хранителе пушкинских мест Семене Степановиче Гейченко… Карпов был завсегдатаем букинистических магазинов, искал книги по истории России и Русской православной церкви. «Тяга к церкви, – говорит Т. Карпова, – всегда была в его сознании. В фильме о русской матери был кадр, когда Епистимия Федоровна выходит из храма и крестится на него. От Бориса требовали – «выбросьте», он отказался. Все так и осталось, и фильм получил «Золотую нимфу» в Монте-Карло. В 1968 году по заказу Святейшего Патриарха Алексия I Борис Карпов снимает для заграницы фильм «Русская православная церковь сегодня».
«Это была веха на его пути, фильм стал зерном, из которого проросло многое, – рассказывает Татьяна Михайловна. – Для меня он как художественная энциклопедия, неудивительно, что фильм стал так популярен. 5 сеансов в день в кинотеатре, очереди на улице. Люди открывали для себя мир Церкви и русской истории, и это было так радостно». На вечере выступили соратники Бориса Карпова – бывший директор студии «Отечество» Дмитрий Зотов, режиссеры Ирина Ульянова, Виктор Шкурко, Валерий Демин. Зотов, работавший вместе с Карповым на студии ЦСДФ, рассказал, как они создавали студию «Отечество».
Вокруг Бориса Карпова сразу же образовался коллектив единомышленников, на студию пришел режиссер Николай Ряполов – с темой человека на Земле. В портфеле Карпова появилось несколько негосударственных заказов. И если в течение первого года удалось сделать лишь 4 фильма, то в следующем году случился прорыв – 44 фильма. «Студия успешно работала все годы, – говорит Дмитрий Зотов, – и, несмотря на то что сейчас второй год наши заявки не проходят в Минкультуры, творческий костяк студии – Борис Лизнев, Борис Криницын, Виктор Шкурко, Антон Васильев, Татьяна Карпова, Ирина Ульянова, Надежда Феденистова – действующий. И мы с чистым сердцем можем сказать, что «дело» Бориса Леонидовича живет, мы не сдаемся». Завершился вечер показом фильма «Сергей Есенин», построенного на крупных планах фотографий Есенина, соединении его стихов, проникновенно прочитанных Алексеем Консовским, с тревожной музыкой Александра Холминова. У зрителей возникает ощущение общения с живым поэтом. Незабываемы первые кадры, где в хронике появляется живой Есенин. Он смотрит в зал, прямо на нас, мимо нас, в вечность. И образ Бориса Карпова остается в нашем воображении навсегда связанным с мятежным поэтом.