САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Сказка рождественской ночи

В «Новой опере» состоялась мировая премьера «Щелкунчик. Опера» на музыку балета П.И. Чайковского

Старинный городок, полный предновогоднего очарования. В окнах домов сияют нарядные елки, видны роскошно накрытые столы, а на улице под хлопьями падающего снега носятся стайки детей, вышагивают взрослые горожане. И вдали в забавном предводителе детворы угадывается фигура волшебника Дроссельмейера (Андрей Бреус) – именно так начинается опера «Щелкунчик» постановщиков Аллы Сигаловой и Павла Каплевича в сценографии Николая Симонова в «Новой опере». 

И, надо сказать, когда зритель слышит пение Дроссельмейера, а потом и хор детей на мотив знаменитого «Марша оловянных солдатиков», он легко переключается с балетных ожиданий на оперные реалии. И следующая сцена – в зале дома советника Штальбаума с торжественными парадными лестницами и огромными часами – воспринимается вполне по оперным канонам. Дроссельмейер раздает детям яркие игрушки, и только Маша (Виктория Шевцова) выбирает необычную куклу – деревянного Щелкунчика. Дроссельмейер в опере становится одним из главных действующих лиц, и он не столько добрый крестный Маши, как в сказке Гофмана, сколько инфернальный распорядитель волшебной ночи, которую предстоит пережить девочке. 

Авторы признавались, что им непросто было взяться за постановку оперы, ведь балетный спектакль создавал легендарный хореограф Мариус Петипа, то есть все сцены были детально проработаны и ориентированы на балет. Но в то же время идея сделать из партитуры балета оперу «Щелкунчик» буквально лежала на поверхности. – Все связано с этой музыкой, – говорит один из постановщиков спектакля Алла Сигалова, – детство, родной Санкт-Петербург, запах кулис, сцена Мариинского театра, ожидание новогодних чудес – все это для меня магическое, манящее. 

Тем не менее создатели спектакля перераспределили действие между первым и вторым актами – в балете все события совершаются в первом акте, а второй, по сути, состоит из концертных номеров. 

По словам автора музыкальной редакции Игоря Кадомцева, «несколько номеров было перенесено из второго акта в первый, и в связи с этим сделаны сокращения». Раскрывая оперный потенциал сочинения, Кадомцев вместе с музыкальным руководителем спектакля Дмитрием Юровским использовали математический подход. К партитуре Чайковского прибавлялась вокальная партия, порой на музыку из других произведений композитора, по возможности сохранялась авторская оркестровка. Вновь сочиненной оказалась лишь ария Мышиного Короля. 

Впрочем, все эти секреты – для специалистов, а зрители оценили затейливые декорации, елку из алых шаров, изящные костюмы, особенно детские. А главное – они оценили компьютерную графику «сна Маши», в котором храбрый Щелкунчик (Алексей Неклюдов, Сергей Сатаров), превратившийся в прекрасного принца, с ее помощью победил Мышиного Короля. Оценили танцы кукол, особенно арабской (Александра Саульская-Шулятьева), в великолепных костюмах, и, конечно, финальную сцену, на которую высыпало множество детей-хористов. Настоящий утренник. Родители оценили динамичность и непродолжительность действа и, конечно, привели на сказку-оперу своих малышей. 

Поэтические тексты для арий, написанные поэтом Демьяном Кудрявцевым, порой забавны, но в основном соответствуют атмосфере самой волшебной сказки детства. Либретто написано Аллой Сигаловой. Балетных сцен в опере не обнаружите, несмотря на то что Сигалова – хореограф. Постановка приурочена к 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского – юбилей станет одной из главных музыкальных дат 2015 года.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Почти 600 национальных наблюдателей на выборах аккредитованы в Беларуси
  2. Вячеслав Володин: Наша задача — защитить страну и граждан от тех, кто предал наше государство, уехал и поливает грязью
  3. В Москве полиция начала проверку из-за изрисованного памятника Ахмату Кадырову
  4. Литва потратит деньги налогоплательщиков на ремонт забора на границе с Беларусью
  5. Лукашенко заявил, что отказ Дуды от совместного фото в Баку никто не заметил
  6. Вячеслав Володин: В бюджете есть средства, необходимые для выполнения всех социальных обязательств
  7. Глава Кореневского района Курской области на встрече с жителями начала рассказывать о своей медали
  8. Игорь Сергеенко: Попытки изолировать Беларусь на мировой арене терпят неудачу
  9. Беларусь и Казахстан проведут форум регионов
  10. Александр Лукашенко собрал 700 тысяч подписей за свое выдвижение кандидатом в президенты Беларуси
  11. Союзные парламентарии приняли участие в фестивале творчества инвалидов «Вместе мы сможем больше»
  12. Леонид Слуцкий Владимиру Путину: Надо делать все, чтобы участники СВО приходили во власть
  13. Лукашенко о футболе: Вся проблема у нас - это физическое состояние спортсменов
  14. Дмитрий Песков: Вопросов-раздражителей для обсуждения у России и США много
  15. Минсельхозпрод скорректировал минимальные экспортные цены на мясо и молочную продукцию

Парламентское Собрание

Парламентское собрание обсудит создание Медиакомпании Союзного государства

Заседание Комиссии Парламентского Собрания по информационной политике, информационным технологиям и связи состоится в Минске

Политика

Вячеслав Володин: Ушло время Байденов, Шольцев и Макронов

Председатель Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Председатель Госдумы встретился с Председателем Народной скупщины Республики Сербской (Босния и Герцеговина) Ненадом Стевандичем. Россия и Республика Сербская выступают за построение многополярного мира.

МНЕНИЯ

Пусть собаки-русофобы собственный хвост кусают

Олег Зинченко

Западный автопром заговорил о возвращении в Россию. А надо ли их пускать?

Трамп еще официально не вступил в должность, но уже вовсю строит свою будущую администрацию

Анатолий Заусайлов

Обожающий нестандартные ходы политик и миллиардер и тут не обошелся без шоковых для многих назначений. Америку ждет большая перезагрузка.

Запад опять за Гитлера

Михаил Васильев

Страны «цивилизованного мира» хором голосуют против героизации нацизма

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также