САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Сказка рождественской ночи

В «Новой опере» состоялась мировая премьера «Щелкунчик. Опера» на музыку балета П.И. Чайковского

Старинный городок, полный предновогоднего очарования. В окнах домов сияют нарядные елки, видны роскошно накрытые столы, а на улице под хлопьями падающего снега носятся стайки детей, вышагивают взрослые горожане. И вдали в забавном предводителе детворы угадывается фигура волшебника Дроссельмейера (Андрей Бреус) – именно так начинается опера «Щелкунчик» постановщиков Аллы Сигаловой и Павла Каплевича в сценографии Николая Симонова в «Новой опере». 

И, надо сказать, когда зритель слышит пение Дроссельмейера, а потом и хор детей на мотив знаменитого «Марша оловянных солдатиков», он легко переключается с балетных ожиданий на оперные реалии. И следующая сцена – в зале дома советника Штальбаума с торжественными парадными лестницами и огромными часами – воспринимается вполне по оперным канонам. Дроссельмейер раздает детям яркие игрушки, и только Маша (Виктория Шевцова) выбирает необычную куклу – деревянного Щелкунчика. Дроссельмейер в опере становится одним из главных действующих лиц, и он не столько добрый крестный Маши, как в сказке Гофмана, сколько инфернальный распорядитель волшебной ночи, которую предстоит пережить девочке. 

Авторы признавались, что им непросто было взяться за постановку оперы, ведь балетный спектакль создавал легендарный хореограф Мариус Петипа, то есть все сцены были детально проработаны и ориентированы на балет. Но в то же время идея сделать из партитуры балета оперу «Щелкунчик» буквально лежала на поверхности. – Все связано с этой музыкой, – говорит один из постановщиков спектакля Алла Сигалова, – детство, родной Санкт-Петербург, запах кулис, сцена Мариинского театра, ожидание новогодних чудес – все это для меня магическое, манящее. 

Тем не менее создатели спектакля перераспределили действие между первым и вторым актами – в балете все события совершаются в первом акте, а второй, по сути, состоит из концертных номеров. 

По словам автора музыкальной редакции Игоря Кадомцева, «несколько номеров было перенесено из второго акта в первый, и в связи с этим сделаны сокращения». Раскрывая оперный потенциал сочинения, Кадомцев вместе с музыкальным руководителем спектакля Дмитрием Юровским использовали математический подход. К партитуре Чайковского прибавлялась вокальная партия, порой на музыку из других произведений композитора, по возможности сохранялась авторская оркестровка. Вновь сочиненной оказалась лишь ария Мышиного Короля. 

Впрочем, все эти секреты – для специалистов, а зрители оценили затейливые декорации, елку из алых шаров, изящные костюмы, особенно детские. А главное – они оценили компьютерную графику «сна Маши», в котором храбрый Щелкунчик (Алексей Неклюдов, Сергей Сатаров), превратившийся в прекрасного принца, с ее помощью победил Мышиного Короля. Оценили танцы кукол, особенно арабской (Александра Саульская-Шулятьева), в великолепных костюмах, и, конечно, финальную сцену, на которую высыпало множество детей-хористов. Настоящий утренник. Родители оценили динамичность и непродолжительность действа и, конечно, привели на сказку-оперу своих малышей. 

Поэтические тексты для арий, написанные поэтом Демьяном Кудрявцевым, порой забавны, но в основном соответствуют атмосфере самой волшебной сказки детства. Либретто написано Аллой Сигаловой. Балетных сцен в опере не обнаружите, несмотря на то что Сигалова – хореограф. Постановка приурочена к 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского – юбилей станет одной из главных музыкальных дат 2015 года.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Глава СК поручил возбудить дело после обращения участника СВО из Ставрополя
  2. Четверть миллиона украинцев приехали в Беларусь с февраля 2022 года
  3. Все заложники освобождены в ходе штурма ИК-19 под Волгоградом
  4. Жозеп Боррель признал, что ЕС является частью конфликта на Украине
  5. Появились фото и имена предполагаемых захватчиков колонии в Суровикине
  6. Польские силовики избили и вытеснили на границу с Беларусью пятерых беженцев
  7. Путин заявил, что глава ФСИН доложил ему о ситуации в волгоградской колонии №19
  8. Представитель Ватикана Анте Йозич рассказал, что Папа Римский часто интересовался, как дела у Александра Лукашенко
  9. ВСУ взяли ответственность за атаку на паром в порту Кавказ на Кубани
  10. Заключенные колонии №19 в Волгоградской области захватили заложников
  11. Сергей Митин рассказал об инициативе по возрождению лекарственного растениеводства
  12. Александр Лукашенко на встрече с Апостольским нунцием: Европе нужен новый мир
  13. Владимир Джабаров: Запад не оставляет попыток открыть против России «второй фронт» на Кавказе
  14. Пашинян и Путин договорились о встрече для обсуждения двусторонней повестки
  15. Наталья Кочанова: Образование - основа социальной политики нашего государства

Парламентское Собрание

Елена Афанасьева: Сегодня наши воины, как и 81 год назад, мужественно сражаются с укронацистской нечистью на Курской земле

Ежегодно 23 августа отмечается День воинской славы России — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве

Политика

Владимир Путин – об отношениях с Азербайджаном: Говорим на одном языке

Сотрудничество России и Азербайджана развивается успешно, у двух стран много направлений для совместной работы. Также Москва готова помочь Баку и Еревану в заключении мирного договора. Об этом заявил Владимир Путин на переговорах с Ильхамом Алиевым.

МНЕНИЯ

Удар в спину

Анатолий Заусайлов

Британия и Франция угрожали напасть на СССР еще в 1940-м году

В годовщину Курской битвы уничтожены сотни нацистов

Михаил Васильев

У вторгшихся на территорию России «укров» нулевые шансы на победу, а шансы на спасение тают с каждым днем

Тех, кто действует по лекалам Третьего Рейха, ждет та же участь, что и фашистов в годы Великой Отечественной войны

Вячеслав Володин

81 год назад советские войска разгромили немецко-фашистских захватчиков в Курской битве

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также