САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Юрий ГРЫМОВ: Доброту убивает сам человек

Эта неординарная личность вполне может служить образцом человека, который «сделал себя сам»

В юности Юрий Грымов мечтал стать режиссером, но не был принят во ВГИК и «пошел в жизнь»: отслужил в армии, работал манекенщиком, снимал видеоклипы и рекламные ролики, за что получал призы на фестивалях, в том числе во Франции, Англии, Швейцарии. В 26 лет основал «Студию ЮГ», в 31 год – открыл Школу кино и телевидения, в которой около 500 выпускников получили дипломы.
Грымов поставил несколько спектаклей на московских сценах, в том числе «Дали» – в Театре им. Вахтангова, «Нирвану» на площадке Театра им. Маяковского, оперу «Царская невеста» в «Новой опере». Уже целый год с аншлагами в РАМТе идет его спектакль по культовому роману американского писателя Дэниэла Киза «Цветы для Элджернона».

С 1998-го Грымов занимается кинематографом. Снял 5 полнометражных фильмов, в том числе «Му-му» по повести Тургенева (призы от Минкультуры Франции «За лучший дебют года», «Кинотавра» – «За лучшее воплощение классического сюжета», «Ники» – «За лучшую операторскую работу» и др.); «Казус Кукоцкого» по роману Людмилы Улицкой (награда от «Ники» – «За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа»). 

Особенностью Юрия Грымова является то, что он одновременно занимается несколькими проектами, причем очень разными. Кроме театра и кино, педагогики устраивает персональные выставки фотографии, продюсирует ТВ-каналы и программы, ведет телепередачи; разработал фирменные стили более чем 50 компаниям. 

– Юрий Вячеславович, вы сейчас ставите спектакль для юных зрителей по Конан Дойлу «Затерянный мир». Чем вас привлекает работа над детскими проектами?

– На фоне того, что происходит с российским кинематографом на протяжении последних 15 лет, имею в виду и отсутствие проката, и низкое качество фильмов, и заброшенность детского кинематографа, с молодым поколением нужно немедленно начинать выстраивать отношения. Поколение 30-летних, которые воспитывались на программах канала ТНТ, в частности на кошмарной передаче «Дом-2», на драках нашего законодателя Жириновского, на его брани в адрес женщин, уже потеряно. Но за ними идет новое поколение. Сегодня нужно апеллировать к детям от 7 до 11-ти – именно в этот период они покинуты всеми. А сейчас их воспитывают американские фильмы.

– Но вы тоже любите американских авторов…

– Почему я не могу ставить иностранных авторов? Только о российской Бабе-яге я должен, что ли, рассказывать?! Взять «Поллианну» Элеоноры Портер... Это великая книга о становлении человеческой нравственности. Автор рассказывает, как это происходит в случае с маленькой девочкой. Но государство не поддержало наш проект… А материал «Затерянного мира» мне интересен тем, что появилась возможность вернуть на сцену романтику. «Затерянный мир», между прочим, первая в мире театральная постановка этого литературного произведения. 

Конан Дойла вообще трудно инсценировать. Как трансформировать на сцене старый Лондон и джунгли?!. Но мы все придумали – у нас «живые» динозавры. А главное, показаны романтические взаимоотношения между людьми и увлекательные приключения – то, чего так не хватает детям, когда они сидят в Интернете. Ребята забыли, что существует романтика в отношениях с противоположным полом, мечты о путешествиях, одержимость в профессии, увлеченность науками и фанатическая преданность ремеслу. В нашем спектакле показаны взаимоотношения папы и дочки, идет речь об ученых и путешественниках, мечтающих отыскать «затерянный мир», о мере ответственности за свою же мечту. В этом произведении герои, обнаружив динозавров, понимают, что о них не нужно рассказывать, иначе ящеров убьют и устроят из них парк развлечений. Дети должны понимать, что они поступают именно так по причине ответственности за найденный «затерянный мир».

– А что касается спектакля «Цветы для Элджернона», вы действительно считаете, что интеллект убивает чувствительность в человеке, доброту, нежность, которая так очевидна в Чарли, страдающем психическими отклонениями?

– Доброту убивает сам человек, если его развитие начинает идти неестественно. Мы же, когда растем, постепенно наполняемся знаниями о себе, своих родителях, доме, кошке, растениях, которые вдруг могут завянуть, если их не поливать. Когда в детстве заболеваем, то, выздоровев, становимся взрослее, потому что нами был пережит сложный момент в жизни. В спектакле человек в результате эксперимента становится умным моментально, воспринимает свои отношения с другими молниеносно, по принципу «если я тебя люблю, я тебя поцелую». Таких понятий, как «неудобно» или «неприлично при первой встрече», для него не существует. И здесь возникает вопрос: нужен ли вообще такой человек в нашем обществе?

В свое время я снимал «Казус Кукоцкого», где придумал фразу, вопреки Дарвину: «В России выживает серейший». Просто Дарвин со своей теорией «выживания сильнейшего» был выгоден буржуазии. На самом деле львы договариваются по поводу спаривания и продолжения рода, а инфузории-туфельки в засохшем болоте залезают друг на друга, чтобы тех, которые сверху, сдуло ветром и они улетели. Нужны ли нам в России яркие, самобытные люди? Думаю, что нет. Мы не готовы с этим мириться, в нас слишком много ханжеского. 

– В Совете по культурной политике продолжаете работать?

– Да, но только никому ничего не советую, потому что нас не собирают. Считаю, что культура не может быть на службе идеологии, это некий стержень, который должен сплачивать вокруг себя людей, а если культуру ставят на службу идеологии, то она и становится идеологией. Думаю, если бы Лев Толстой задумался об основах культурной политики государства, он не написал бы свои произведения. Я в этом уверен.

– Есть ли у вас глобальные дальние замыслы?

– «Трех сестер» по Чехову буду ставить. Подчеркиваю – в соавторстве с ним. Мне кажется, сегодня должно быть некое переосмысление классики, пусть это звучит высокопарно или кого-то смутит – пожалуйста, смущайтесь. Да, в русских людях ничего не изменилось со времен «Трех сестер», но жизнь-то вокруг все равно меняется – вот об этом и будет спектакль. Премьера запланирована на апрель. Актерский ансамбль – российские звезды.

– Связано ли что-то в вашей жизни с Белоруссией?

– Мне нравится Минск – красивый город, сохранивший, в отличие от Москвы, свое лицо.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Путин извинился перед жителями Харбина за жесткие меры безопасности из-за его визита
  2. Премьеру Словакии Роберту Фицо удалили мёртвые ткани
  3. Слуцкий: Свобода слова на Западе превратилась в миф
  4. В украинском Каневе нескольким депутатам раздали повестки прямо на сессии горсовета
  5. В ЕК заявили, что запрет на вещание четырех российских СМИ будет действовать до конца СВО
  6. Джабаров: Личная охрана Роберта Фицо могла быть в сговоре с нападавшим
  7. МО РФ: Российские военные за неделю освободили 12 населенных пунктов в Харьковской области
  8. В аэропорту Минеральных Вод произошел пожар
  9. Российским журналистам запретили использовать символику страны на Олимпиаде в Париже
  10. Минсельхоз: из-за аномальных заморозков погибли тысячи гектаров посевов
  11. Путин оставил слово за Макроном по войскам НАТО в Киеве: Я же не французский президент!
  12. WP: Starlink ВСУ вышли из строя в день наступления России под Харьковом
  13. Путин: правовая система Украины должна ответить на вопрос о легитимности Зеленского
  14. С дуба рухнули: Путин высказался о попытках Киева поставить России условия по урегулированию конфликта
  15. Путин призвал избавиться от лени и заниматься спортом "каждый божий день"

Политика

Владимир Путин: Китай, и Россия – это важные составляющие современной цивилизации

Стенограмма ответов Президента России на вопросы журналистов

МНЕНИЯ

Футбол строго режима

Павел Родионов

Украинцы буду играть под усиленным конвоем

Для кого мы транслируем спортивные праздники наших врагов?

Олег Зинченко

России запретили выход на международный лёд, а мы трусливо показываем Чемпионат мира по хоккею

Битва, которую нельзя проиграть

Татьяна Вахромеева

Россия вместе с Китаем борются за общие интересы

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также