В программе, разработанной Британским советом и Министерством иностранных дел РФ, в течение текущего года в России и Великобритании прошло более 500 культурных и образовательных мероприятий. По словам гендиректора Британского совета Мартина Дэвидсона, «перекрестный Год культуры Великобритании и России 2014-го помог укрепить связи в сфере культуры и образования, стал отправной точкой для зарождения новых масштабных совместных проектов, а также обратил внимание публики на наши общие культурные ценности».
XV фестиваль «Новое британское кино» стал одной из крупнейших акций перекрестного Года культуры. За время своего существования фестиваль, знакомящий российских зрителей с новинками британской киноиндустрии, прошел путь от камерного смотра режиссерских дебютов до одного из центральных событий в культурной жизни крупнейших городов России, а он успел побывать более чем в 20 городах. В разные годы гостями фестиваля были такие мастера, как Майкл Уинтерботтом, Хелен Миррен, Люк Тридуэй, Бен Уитли и Джеймс Марш.
Юбилейный фестиваль «Новое британское кино» открылся в Москве картиной «Невидимая женщина» знаменитого актера Рэйфа Файнса – английского Онегина, который представил фильм на премьерном показе в России и активно пообщался с журналистами на пресс-конференции. Двукратный номинант премии «Оскар» Рэйф Файнс, получивший известность благодаря таким фильмам, как «Список Шиндлера», «Английский пациент», «Онегин», «Залечь на дно в Брюгге», уже не в первый раз выступает в качестве режиссера. В 2011 году он успешно дебютировал с экранизацией пьесы Уильяма Шекспира «Кориолан». «Невидимая женщина» – это историческая драма о последних годах жизни Чарльза Диккенса и его отношениях с юной британской актрисой Элен (Нелли) Тернан, которую английский классик пригласил участвовать в постановке пьесы «Ледяная бездна» и полюбил всем сердцем. Главную роль сыграл сам Файнс, а его партнерами стали популярные английские актеры – Фелисити Джонс (Элен), Кристин Скотт Томас, Том Холлендер, Джон Кэвэна. Фильм высоко оценили критики: премьера «Невидимой женщины» с успехом прошла на кинофестивалях в Торонто и Нью-Йорке.
«Я был плохо знаком с творчеством Диккенса, впервые прочел его книгу, когда мне было 20 лет, – удивил журналистов на пресс-конференции Файнс. – Свою незаинтересованность в творчестве писателя связываю с культом Диккенса, которым мы окружены в Великобритании. Однако когда в мои руки попал сценарий о личной истории любви писателя, я был поражен. Не исключено, что в этой истории я узнал нечто, связанное с собой. Очень сложно справляться с «ранами близости» после утраты любимого человека. Поэтому для меня было важно задать себе и зрителям такие вопросы – как жить дальше, стоит ли примиряться с потерей?» О том, что каждый актер со временем начинает заниматься режиссурой, Рэйф Файнс говорил еще два года назад, когда приезжал в Москву с дебютным фильмом «Кориолан».
«Это естественный процесс, но замечу, что одинаково люблю заниматься режиссурой и быть актером. Я по-прежнему буду играть. Но в своих фильмах никогда больше сниматься не буду». Всем известно, что Рэйф Файнс любит русскую классику – Чехова, Достоевского, недавно он снялся в фильме Веры Глаголевой «Две женщины» по тургеневскому «Месяцу в деревне». Продолжая разговор о режиссуре, британский актер сказал: «Мне хотелось бы экранизировать «Вишневый сад» Чехова, но действие перенести в наше время. Мне интересно исследовать героев Чехова». И добавил, что его «мечтой всегда было сыграть князя Мышкина», но для этой роли «он уже стар». На вопрос журналистов о современном российском кинематографе Рэйф Файнс ответил, что ему нравятся фильмы Павла Лунгина, Андрея Звягинцева, ранние работы Александра Сокурова.
Гостями фестиваля в этом году помимо Рэйфа Файнса стали продюсер «Невидимой женщины» и «Филомены» Стивена Фрирза (обе картины номинированы на «Оскар») Габриэлла Тана, режиссер и монтажер Эндрю Хьюм, сценарист и режиссер Майкл Уайт. В программе фестиваля, состоящей из пяти разделов – «О свободе и поиске своего места в мире», «Об ответственности перед обществом», «О музыке и самовыражении», «О литературе и театре» и «О живописи и фотографии», – были представлены фильмы «Ритмично напевая» с Беном Уишоу в главной роли, «В Лейте светит солнце» Декстера Флетчера, «Боже, помоги девушке» Стюарта Мердока и «Снег в раю» Эндрю Хьюма, а также картины «X+Y», «Гордость» – о забастовке шахтеров 1984 года, «Опасная игра» – о Дональде Трампе. «Специальная документальная программа прошла в Центре документального кино. Зрители увидели фильм о легендарной женщине-фотографе «В поисках света: Джейн Боун», а также картину «Разные песни: Пит Фидж и Терри Биккерс» Питера Брумли и детектив «Репортер-мошенник» Ричарда Пэппиата и Тома Дженкинсона – сатиру на британскую желтую прессу.
Героем традиционной ретроспективной программы в Москве стал культовый британский режиссер Майк Ли с картиной «Уильям Тернер» о жизни знаменитого художника. Классик снял увлекательное кино про человека, который изобрел импрессионизм за полвека до французов. Внешне простой и даже старомодно снятый фильм умело увязывает пространство жизни с живописью и человеком. За роль живописца Тернера Тимоти Сполл получил приз на Каннском кинофестивале. Кроме «Тернера» на фестивале показали фильмы Майка Ли «Жизнь прекрасна» и «Кутерьма». К 450-летию со дня рождения Шекспира англичане показали подборку экранизаций пьес великого драматурга, среди которых фильм «Сейчас: добро пожаловать за кулисы», посвященный театральной постановке «Ричарда III», а также «Буря» в современной интерпретации режиссера Роба Кэрри. Кроме того, на фестивале была показана программа короткометражного и анимационного кино и проведена традиционная серия лекций и дискуссий на темы нового британского кино.