– Иван Акимович, чем живы в творчестве – после Славянского базара прошло несколько месяцев?
– Продолжаю заниматься космической тематикой: в честь наших белорусских космонавтов – Петра Климука, Владимира Ковалёнка и Олега Новицкого – делаю большой барельеф, который установят на одном из зданий на улице Космонавтов, в новом микрорайоне Минска. Закончил новый портрет Валентины Терешковой, сделал еще один портрет Олега Новицкого. Также готовлюсь к персональной выставке на родине – в городе Слониме Гродненской области. Как я люблю говорить, каждый день руки в глине, процесс продолжается, без любимой космической темы жить не могу.
– Как случилось, что вы так увлеклись этой темой?
– Благодаря Петру Ильичу Климуку и Анне Тимофеевне Гагариной, маме нашего первого космонавта. Его семья пригласила меня на родину, встречались мы с Анной Тимофеевной и в Звездном городке, и у меня в мастерской в Минске. Очень умная была женщина, всегда с удовольствием мне позировала, никогда ничего не подсказывала, только внимательно следила за процессом работы. Мы с ней подружились, и у меня остался огромный фотоархив, много набросков, этюдов. По просьбе Анны Тимофеевны я сделал целый мемориал, посвященный семье Гагарина, – его отцу, брату. Конечно, мне жаль, что из-за секретности не довелось познакомиться с самим Юрием Алексеевичем.
Первый скульптурный портрет Гагарина я лепил под звуки траурной музыки в день его похорон. Работал в своей мастерской в Художественном музее... Теперь он находится в музее на родине Гагарина. А сколько у меня всего портретов Юрия Гагарина – не сосчитать, много мелкой пластики.
У меня хранится огромное количество масок и автографов космонавтов, причем автографы не на бумаге, а в пластилине, я же сделал почти всю программу Интеркосмоса в Звездном городке. Постоянно ездил туда и работал с космонавтами и астронавтами, которые готовились к полету. Например, с Ярославом Гермашевским из Польши, Зигмундом Йеном из Германии, Владимиром Ремеком из Чехословакии, Фаркашем из Венгрии, Прунариу из Румынии. Многие приезжали в Минск, я делал эскизы, наброски, портреты, некоторым отливал бюсты в бронзе. Например, в честь 10-летия полета Йену и Быковскому в Потсдаме, а также Климуку и Гермашевскому в Витебске. Очень много моих работ, в том числе из мрамора, установлено в Ливане.
Сейчас моя мастерская стала народным художественным музеем, два года назад я подарил все работы Минску. Уверен, пройдет время, и то, что я сделал по космической тематике, народ будет изучать. Во-первых, мне нравится разговаривать с космонавтами, они контактные, рассказывают много интересного, устремлены в будущее. Например, меня интересует, есть ли жизнь на других планетах. Верю, что где-то есть еще планета, похожая на нашу, и рано или поздно, может, лет через 100 или 200, мы встретимся с ее обитателями.