Фильм посвящен подвигу женского батальона под командованием Марии Бочкаревой во время Первой мировой войны. Беспрецедентно само создание этого батальона по приказу Временного правительства в Петрограде 1917-го во имя поддержки духа русской армии. И столь же неоценима инициатива создания фильма о «забытых» героях в год 100-летия начала Первой мировой. Фильм создан компанией Corner Work при поддержке Министерства культуры РФ и Российского военно-исторического общества.
Презентация началась с показа нескольких сцен из фильма, в которых девушки проходят военную науку, учатся драться в рукопашной, ведут настоящий бой. В массовке – 200 девушек, во время съемки все они жили в военно-полевых условиях и так сплотились, что это их единение отлично передает экран. Впечатление от сцен очень яркое, прежде всего от игры Марии Ароновой, исполнительницы роли командира батальона Марии Бочкаревой.
Открыл презентацию министр культуры РФ Владимир Мединский. «Нам известно немало талантливых военно-исторических фильмов, включая «Спасти рядового Райана», снятых по вымышленным или полувымышленным историям, – сказал он. – Картина «Батальон смерти» абсолютно исторична, такое женское подразделение было единственным в мировой истории. Все в этой картине – от имен героинь, деталей военной формы, оружия, а особенно историко-политических нюансов – достоверно. Эти удивительные женщины отдали свои жизни во имя Отечества, но до сих пор о них мало кому известно, иностранцы вообще ничего не знают о женском батальоне. Поэтому посмотреть эту картину должно как можно больше зрителей».
– Собственно, еще во времена съемок фильма «Брестская крепость» мы с креативным продюсером Евгением Айзиковичем задумывались об истоках Второй мировой войны, – сказал Игорь Угольников на презентации, – и для нас было совершенно очевидно, что Вторая мировая – это незаконченная Первая. Мы все знаем, что Первая мировая является «забытой» войной, и забыта она была намеренно. Но на этой войне погибли наши предки, мой прадед погиб, и я всегда чувствовал огромную несправедливость по отношению к его памяти. Мой дед не хотел говорить про прадеда – своего отца, ему было больно, так что возвращать память защитников Отечества – наша святая обязанность. Что касается «Батальона смерти», мы перебрали несколько идей Первой мировой, пока не увидели хронику «Батальона смерти». Для нас важно было то, что женщины пошли на фронт поднимать боевой дух мужчин в надежде, что в войне можно победить.
Конечно, мы не имели возможности сравнить свою работу с каким-нибудь другим фильмом, потому что о Первой мировой снималось мало кино. И если реалии Великой Отечественной наш глаз воспринимает очень четко, в нас это ощущение живет с рождения, то Первую мировую войну мы не представляем ни по изображению, ни по костюмам, ни по вооружению. Не говоря о том, как люди были подстрижены, как говорили, какова была субординация, и вообще, что творилось в те годы. Женский «батальон смерти», как его называли, был сформирован в 1917 году из девушек разных сословий: дворянок, крестьянок, фабричных работниц, солдаток, казачек. Предварительно обучившись воинскому мастерству, женщины последовали на фронт, чтобы поддержать дух русской армии. Воевали под Сморгонью, на территории нынешней Белоруссии. Внутренние отношения в батальоне, в силу разного происхождения девушек, их верований и стремлений, были очень непростые, и конфликтов было немало, но фронтовые будни быстро дали понять, что на фронте все равны. Также сложны были взаимоотношения девушек с Солдатским комитетом и Главным штабом, эти столкновения и составляют сюжет. Командир батальона Мария Бочкарева совершила настоящий гражданский подвиг. Это была уникальная женщина, насколько сильная физически, настолько крепкая духовно и очень эмоциональная. Простая крестьянка, она прошла через множество испытаний и разочарований в жизни, прежде чем осознала, что единственным смыслом ее существования может быть служение Отечеству.