САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Кристина ФЛУТУР: У каждой из чеховских героинь свои крылья

Кто бы мог подумать, что молодая румынская актриса Кристина Флутур

...получившая два года назад в Каннах приз за лучшую женскую роль в фильме Кристиана Мунджиу «За холмами», на сцене Национального театра «Раду Станка» в трансильванском городе Сибиу переиграла всего Чехова и даже предстала перед зрителями в роли принцессы Турандот. Кристина играла также в пьесах Шекспира, Стейнбека, Ионеско, а в 2009 году фантасмагорический спектакль украинского режиссера Андрея Жолдака «Жизнь с идиотом» – по рассказу Виктора Ерофеева, с ее участием, закрывал театральный фестиваль «Балтийский дом» в Санкт-Петербурге. 

Обо всем этом актриса рассказала «СВ» на 21-м Минском международном кинофестивале «Лiстапад», на котором была членом жюри конкурса «Молодость на марше». 

– Кристина, изменилось ли что-то в вашей жизни после триумфа в Каннах?

– Да, многое изменилось – и в профессиональном, и в личном плане. Например, я стала активно заниматься кино, чего раньше не делала. Сразу после съемок в картине «За холмами» я сыграла Сашу в постановке «Платонова» по Чехову. Потом снималась в мини-сериале на Французском телевидении, а сейчас занята в международном кинопроекте. До постановки «Платонова», года за четыре, я играла в нашем театре Нину Заречную в «Чайке».

– Чехов – таинственный автор, не все тайны открывает даже своим соплеменникам, какие струны затронул он в вашей душе – душе иностранки?

– Собственно встречи с Чеховым происходили у меня на протяжении всей творческой жизни, начиняя со студенчества, когда я сыграла Ирину в «Трех сестрах». А потом играла и Любовь Андреевну Раневскую в «Вишневом саде».

– Саша, Нина Заречная, Ирина, Раневская – согласитесь, Чехов понимал в женщинах больше своих собратьев по перу, они все такие разные и в чем-то неуловимо схожи, в чем, по-вашему?

– В спектакле все зависит от того, чего хочет режиссер. Сейчас часто случается так, что мы берем классическую пьесу и делаем постановку, максимально приближая ее к современной жизни. Например, Нина Заречная была у нас крайне амбициозной молодой особой, которая мечтала стать великой актрисой. Поэтому главным в ней была не чистота и невинность, о которых пишет Чехов, а ее желание славы. Чеховские героини действительно все очень разные, и если сравнить Нину с Сашей, то для моей Саши, а я стараюсь для каждой героини найти свой подход, наиболее важным, это подчеркивал и режиссер, было то чувство безопасности, которое ей давала семья, дом. Думаю, это чувство было сильнее любви, которую она испытывала к мужу. 

– Поняли ли вы что-то особенное о русских женщинах, переиграв стольких чеховских героинь?

– Скажу сразу, я старалась видеть этих героинь не как русских женщин в традиционном их понимании, а пыталась находить что-то универсальное, интернациональное в их характерах, что было бы близко женщине любой страны. Думаю, это одна из наиболее важных черт великих писателей, и такого, как Чехов, – несомненно, когда он берет конкретную ситуацию, происходящую в конкретную эпоху в конкретной стране, но при этом так раскрывает характеры и таким образом развязывает конфликт, что это имеет общечеловеческое значение. Так, чтобы через свою «русскость» эти женщины стали понятны мировому зрителю. Вот, например, Ирина – у нее есть мечта, но недостаточно сил, чтобы вырваться из надоевшей ей жизни. Реальность оказывается сильнее ее мечты, и она остается повязанной по рукам и ногам в этом же круге. В то время, как у Нины есть внутренняя сила, которая позволяет ей вырваться, даже если результат будет не таким, как она ожидала. У нее есть силы для того, чтобы сделать свою мечту путеводной звездой, поставить перед собой как цель и идти к ней. А объединяет всех чеховских женщин, которых я играла, то, что автор показывает, что именно дает героине крылья, и для каждой из них эти крылья – нечто другое. А еще меня необыкновенно привлекает в чеховских героинях страстность их натур, это так близко мне. 

– Ну а другие авторы – они вам также были близки?

– Шекспировского «Отелло», где я была Дездемоной, мы тоже играли в современной версии, а Ионеско и так достаточно близок к нашему времени. В хорошей классической пьесе всегда много оттенков значения, и когда вы ставите ее на сцене, вы не можете показать все, нужно выбирать то, что для вас наиболее важно. Например, в «Турандот» наиболее важным моментом для нас были отношения между отцом и дочерью – очень близко к психоанализу. Очень многое как актриса я получила, работая над инсценировкой романа Стейнбека «Благостный четверг». 

– Вы сказали, что недавно ушли из театра, почему? 

– В прошлом году я переехала в Бухарест и еще не нашла работу. Кроме того, сейчас снимаюсь в разных странах, много путешествую, и у меня нет времени, чтобы играть в театре. Родители мои не имели никакого отношения к театру и кино, так что сейчас играю и путешествую за всю свою семью. 

– Ваш дебют в кино состоялся в фильме Кристиана Мунджиу «За холмами», как он нашел вас?

– Мне нравится, как вы сказали, потому что я верю, что истории и персонажи именно «находят» актеров. Потому что это означает, что в это время и в этом месте нужны были вы – и только вы. Все случилось через кастинг, человек, который проводил его, увидел меня на фестивале в Бухаресте и сфотографировал. Показал фотографию режиссеру, и он захотел меня увидеть. Он сказал, что в моих глазах уловил то, что искал в этой героине. 

– Трудно ли было сниматься, картину даже смотреть непросто, такие драматические события происходят с вашей героиней?

– Алина – тяжелый персонаж, а съемки – это такой процесс, в котором сочетается одновременно и напряженная работа, и некая легкость творчества. Кристиан был невероятно спокоен на съемках, мы с ним прекрасно ладили. Нам было легко общаться, и мне не нужны были никакие дополнительные объяснения. Но в то же время Алина, персонаж очень требовательный, немало мучила меня, потому что хотела получить все и сразу. 

– Скажите, а эта история с изгнанием дьявола из прихожанки, окончившаяся трагически, действительно произошла в реальности в одном из румынских монастырей?

– Да, события фильма основаны на реальной истории, но все детали и диалоги, конечно, выдуманы.

– А насколько, по-вашему, характерны подобные истории для монастырей вообще?

– Экзорцизм – обряд изгнания дьявола – официально запрещен церковью, но люди все равно приходят к священникам и просят помочь, в монастырях это распространенная практика. Но главная проблема нашей картины в том, что Алина не была одержима дьяволом, как и не была больна психически. Она – обычный человек, с реальными мыслями и чувствами, переживший в детстве страшную жизненную драму. Об этом мы говорили с режиссером в самом начале съемок. Но многие зрители, глядя фильм, почему-то думают, что она одержима или больна.

– Поясните, что с ней произошло в жизни. 

– Представьте ситуацию – вы маленькая девочка, у вас есть мама, папа и брат, и однажды, придя домой, вы видите, что ваш отец повесился. Вы видите его под потолком… После этого мать отправляет вас в приют и не хочет даже навещать, как будто вас больше не существует. А вы знаете, что коммунистические приюты были фактически адом, там было много агрессии и непристойностей. А потом вы вдруг находите девочку примерно вашего возраста, у которой похожая травма, и вам с ней хорошо и легко общаться. Вы привязываетесь к ней до такой степени, что не можете без нее дышать. Потом вы уезжаете на заработки в другую страну, а когда возвращаетесь, видите, что ей больше не нужны. Драма: у вас нет кислорода, как вы еще можете реагировать? Вы изо всех сил боретесь за жизнь, как тот  аквалангист, у которого закончился запас кислорода. Вы становитесь агрессивной, потому что хотите выжить. Такой я ее и сыграла.

– Как вам понравился Минск, фестиваль «Лiстапад»?

– Еще не так много видела, но за покупками уже сходила. 

– Через театр вы оказались так тесно связаны с Россией, а были к этому предпосылки?

– Родилась я в Яссах, на границе с Молдовой, где ощущалось сильное русское влияние. Я и русский язык начинала учить, потому что хотела учиться в Москве, где такая известная актерская школа. Но в результате окончила актерскую студию в Трансильвании, в Клуже. 

– Если бы вас сейчас пригласили в Россию – с фильмом или спектаклем, вы бы приехали?

– Конечно, политические стереотипы меня мало волнуют. Для того чтобы понять, что происходит в стране, нужно туда поехать, пожить там какое-то время, пообщаться с людьми, только тогда можно делать выводы. Кстати, подобный вопрос мне задавали и в Беларуси…

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также