В преддверии 100-летия «Щуки» в Москве, в институтском дворике был открыт первый памятник Евгению Вахтангову, великому реформатору театра, основателю Студенческой драматической студии, в 1921 году преобразованной в 3-ю студию МХТ, а в 1926-м – в Театр им. Евгения Вахтангова. Об актере и режиссере Вахтангове говорят, что он изменил облик европейского театра ХХ и ХХI века. «Он дал корни театру будущего, будущее и воздаст ему», – последователи говорят об учителе его словами, сказанными о Мейерхольде. Автор памятника – молодой скульптор Алексей Игнатов, на его открытии присутствовал министр культуры России Владимир Мединский.
Настроение торжеству было задано выступлением оркестра курсантов Военного университета. Первокурсники исполнили песню на мотив вальса из «Принцессы Турандот», выступил ректор Щукинского института Евгений Князев, поделились своими эмоциями именитые выпускники – Василий Лановой, Александр Ширвиндт, Леонид Ярмольник, Александр Филиппенко, Наталья Селезнева, Евгений Герасимов. Среди гостей были Константин Райкин, Юлия Рутберг, Ирина Лачина, Александр Олешко. На церемонии присутствовал Евгений Сергеевич Вахтангов – внук великого реформатора сцены. В завершение торжества студенты 4-го курса прочитали письмо самого мэтра к ученикам, полное вахтанговского мироощущения.
В Театральной галерее на Малой Ордынке открылась выставка «От простого к сложному». Экспозиция прослеживает этапы развития школы – от первой лекции Евгения Вахтангова 23 октября 1914 года в любительском кружке до открытия института. Открывают выставку фигуры Евгения Вахтангова и его учителей – Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко. Посетители познакомятся с множеством цитат мэтров – Бориса Щукина, Юрия Завадского, Владимира Этуша, Александра Ширвиндта, Вениамина Смехова, Анастасии Вертинской, Нины Руслановой, все они учились в «Щуке».
В первом зале воссоздана атмосфера студии – это обыкновенная комната в квартире, разделенная занавесом на сцену и зал с разномастными стульями. Фотографии студийцев, письмо Евгения Вахтангова ученикам, цитаты, аудиоматериалы с голосами Бориса Щукина, Цецилии Мансуровой, Рубена Симонова перенесут вас в далекий 1914 год. На стендах можно увидеть студенческий билет Андрея Миронова и черновики Юрия Любимова, фотографии первых спектаклей. Экспозиция второго зала рассказывает о театре, который родился из студии. На огромных фотографиях зал Театра им. Евгения Вахтангова, запечатленный в период до 1941 года и в современном виде. История постановок представлена эскизами костюмов и декораций, фотографиями.
И, конечно, одним из важных предъюбилейных событий стал мультимедийный видеомост Москва – Кишинев – Тбилиси, который прошел в МИА «Россия сегодня». В нем участвовали ректор Театрального института им. Бориса Щукина Евгений Князев, деканы режиссерского и актерского факультетов Михаил Борисов и Мария Оссовская, народная артистка РСФСР Нина Дорошина и ведущая актриса Театра сатиры Алена Яковлева. Щукинцам удалось пообщаться со своими коллегами и выпускниками из Кишинева, Тбилиси, Нью-Йорка.
С первым словом об альма-матер выступил ректор Евгений Князев. Он сказал о том, что выпускники Щукинского института – актеры и режиссеры – работают по всему миру. Училище для всех них когда-то стало «трамплином, позволившим ступить на сцену и понять, в чем смысл жизни». Евгений Владимирович заметил, что щукинцы не боятся числа «13» – 13 февраля 1883 года родился Евгений Вахтангов, и рассказал, что к юбилею капитально отремонтировали училище, а готовя торжественный вечер, старались как можно больше узнать об истоках вахтанговской школы. К юбилею в училище выпустили два увесистых тома, в которых запечатлели летопись жизни в училище, а с 2006 года – в институте, рассказали о выпусках и выпускниках.
«Объединив лучшее из того, чего достиг МХАТ в реалистическом искусстве, и новаторы Мейерхольд и Таиров в своем поиске, Вахтангов создал удивительный сплав фантастического реализма – в гротеске, острейшей форме, выразительности и глубине, – с пристрастием говорил о школе завкафедрой режиссуры Михаил Борисов. – Параллельно отмечаем 50-летие нашей кафедры, основанной первым ректором Щукинского училища Борисом Захавой, и нам приятно сознавать, что вахтанговское направление прижилось и дает свои плоды в странах ближнего зарубежья и на других континентах. Все новаторы мира используют его. Известно, что и Ли Страсберг прибег к нему, когда Михаил Чехов приехал в Америку. Поэтому мы вправе сегодня сказать, что благодаря внедрению принципов Вахтангова в американскую театральную школу изменилось лицо Голливуда и самой этой школы». Но прежде всего в Щукинском училище изменяли лицо театров в союзных республиках. Одним из принципов преподавания было открытие национальных студий – молдавских, осетинских, карачаево-черкесских, актеры и режиссеры из союзных республик приезжали на стажировки.
Необыкновенно эмоциональными были выступления актрис. Народная артистка РСФСР Нина Дорошина, актриса «Современника», известная широкому зрителю по характерной роли Надюхи в фильме «Любовь и голуби», преподает в училище 30 лет и называет его вторым домом. «Самое прекрасное в моей жизни связано с училищем», – сказала Нина Михайловна, рассказывая о своих однокурсниках и преподавателях. Михаил Борисов назвал Нину Дорошину «уникальным педагогом», который «просто вгрызается в студентов и взрывает их и себя изнутри, добиваясь результата». «Всегда говорю своим студенткам: не пропустите, у вас есть редкая возможность перенять профессию, понять ее сущность. Вы получите хорошую эмоциональную тренировку, Нина Дорошина – актриса вулканического темперамента».
Ведущая актриса Театра сатиры Алена Яковлева, для которой училище «династийная история» (и отец Юрий Яковлев, и дочь учились именно здесь), сказала, что дня не проходит, чтобы она о нем не вспомнила. Коллеги помогают – в «Сатире» две трети коллектива – щукинцы. И буквально все говорили о доброжелательной атмосфере в училище, об уважительном отношении педагогов к ученикам и учеников к педагогам, о верности идеалам отцов-основателей и духе дружбы.
Николай Свентицкий, директор Тбилисского русского драматического театра им. А.С. Грибоедова, президент Международного культурно-просветительского союза «Русский клуб», реализовавший более 150 культурных проектов, целью которых было улучшение отношений между Россией и Грузией, предложил искать новые формы взаимодействия между театральными деятелями. Он рассказал о своих встречах в Москве с вахтанговцами, о том внимании, которое проявили по отношению к грибоедовцам Михаил Ульянов и Владимир Этуш. Среди новых начинаний, как было отмечено, могут быть совместные фестивали, мастер-классы, стажировки грузинских актеров в Москве. В качестве реального проекта обсудили летний семинар педагогов Щукинского института на Черноморском побережье.
Тепло вспоминали годы учебы в Щукинском заслуженная артистка Молдавии Вера Мереуце, режиссер, доцент Молдавской академии музыки, театра и изобразительных искусств Нелли Козару, актриса театра и кино Сильвия Берова, известная российскому зрителю как Бэла из фильма Станислава Ростоцкого «Герой нашего времени». С особым вниманием слушал их Евгений Князев, однокурсник Нелли Козару, который преподавал в одной из молдавских студий. Худрук и главный режиссер Кишиневского молодежного драмтеатра «С улицы Роз» Юрий Хармелин поблагодарил москвичей за видеомост, а щукинцев за то, что они сохранили «самую живую театральную школу в неприкосновенности». В самом деле это дорогого стоит. Евгений Князев тут же пригласил Юрия на режиссерскую конференцию. Вахтанговская школа продолжает развиваться.