САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Марина РАЗБЕЖКИНА: Спокойные времена непродуктивны для искусства

Российский кинодокументалист Марина Разбежкина считает, что для кинематографиста очень важна среда

Та самая, которой ей так не хватало, когда в 2003 году она окончательно переехала в Москву из Казани. Поэтому она рада за своих учеников из Школы «Режиссура документального кино и документального театра», которую ведет вместе с худруком Театр.doc Михаилом Угаровым: восемь выпусков их образовали эту самую среду и варятся в ней, помогая друг другу.

Марина Разбежкина – автор игровых фильмов «Время жатвы» и «Яр», десятков документальных лент, отмеченных призами отечественных и зарубежных фестивалей. Ее ученики – постоянные участники и призеры Артдокфеста – так, в прошлом году лучшим полнометражным фильмом на фестивале был признан «Последний лимузин» ее ученицы Дарьи Хлесткиной. А сама педагог показала свой новый фильм «Оптическая ось».
Сегодня Марина Разбежкина – гость «СВ».

– Марина Александровна, столь резкая смена жизненных ориентиров в России в течение последних десятилетий документалистам была в помощь или наоборот?
    
– Мне, как и всякому человеку, хочется жить в спокойные времена, но в России никогда не было «застоев», непродуктивных для искусства, тем более для документалистики. Вот почему кинематографисты благополучных стран снимают в основном в странах третьего мира или у нас. Сложные ситуации в стране для документалистов всегда оборачиваются мощным материалом. И дело не столько в актуальной тематике, сколько в фокусе взгляда. Вот в позапрошлом году на Артдокфесте победил фильм моего студента о вездеходчиках Камчатки. Мы хорошо помним, какими героями представляли вездеходчиков в советские времена. Сейчас эти парни на экране погружены в свой быт, в свою нелегкую, но абсолютно «человеческую» жизнь. И это не означает, что они изменились, просто в 60-70-х была потребность в героях, а сейчас важно разглядеть частного человека.

– Как вы формулируете задания своим ученикам?

– Мы не занимаемся знаменитыми людьми, мы снимаем тех, о ком мало кто узнает, если мы их не снимем. Каждый год посвящен у нас отдельной теме, например такой исчезающей реальности, как заводы. Знаете ли вы, что слова «рабочий» уже нет в словарях многих стран мира? В скандинавских странах на высокотехнологичных производствах трудятся операторы, а не рабочие. И в нашей стране мы не можем остановить технологический прогресс. У нас он, конечно, задерживается, потому что мы отстаем лет на 50 от общего процесса.

На Артдокфесте-2013 был замечательный фильм нашей выпускницы Дарьи Хлесткиной «Последний лимузин», который я продюсировала. О том, как на ЗИЛе сделали лимузины на заказ, а потом от них отказались. По Красной площади на параде прошли другие машины. Мы увидели потрясающих специалистов, которых уже немного осталось, и временщиков-гастарбайтеров. Увидели прекрасную женщину-бригадира, которая всю жизнь проработала на заводе. Какая высочайшая у нее мера ответственности за дело! Съемки «Последнего лимузина» могу сравнить с киноэкспедицией в тундру, где изучают исчезающую народность. Также в течение двух лет мы работали еще над темой фермеров.

– Ваши студенты активно участвуют в Артдокфесте…

– Артдокфест был заявлен как фестиваль независимого кино и в этом смысле с самого начала не менялся. Другое дело, что меняется сам стиль кинематографа, потому что если в документальном кино ты не попадаешь в современность, ты проигрываешь. Поэтому фильмы, которые сегодня сняты с «оптикой» начала 2000-х, выглядят старыми. Никогда жизнь не менялась так стремительно, как меняется в XXI веке. Фильм рождается из драмы человеческой жизни. Когда говорим о драме, не обязательно подразумевать, что кто-то умер или кого-то зарезали. Может быть драма отсутствия контакта со временем. Сейчас это сплошь и рядом происходит.

– В программах Артдокфеста немало фильмов о жизни людей дна, чем объясните этот интерес? Взять хотя бы фильмы вашей ученицы Мадины Мустафиной «Милана» и «Еще чуток, мрази».

– Не понимаю, когда с пренебрежением говорят – зачем вы занимаетесь людьми дна? Нам важно ответить на вопрос, почему люди живут так, а не иначе. Для меня драма этой девочки, живущей на улице, не меньшая драма, чем какой-нибудь девочки из интеллигентной семьи. Террор по отношению к детям есть во всех слоях общества, и в нашем обществе знают об этом, но предпочитают «не заглядывать за стенку». А за стенкой мама с хорошим образованием может унижать своих детей, и это куда более страшно, чем унижение, которому подвергает свою 7-летнюю дочь пьяная 24-летняя деваха-мать. Нам кажется, что мы знаем, как живут эти люди, на самом деле мы просто проходим мимо них. И для меня очень важно с помощью камеры заглянуть внутрь этой жизни и увидеть, что происходит с этими людьми в каждую секунду времени. На мой взгляд, это сегодня самое интересное.

У нас запрещено оценивать человека, которого мы снимаем, говорить – это плохая девочка, а это – хорошая женщина. Считаю это высокомерием со стороны культурной среды, где априори «хорошей» считается наша жизнь.

– Не за нарушение ли этого запрета вы критиковали Ирину Васильеву, режиссера фильма «Ку-ку, или Две беды»?

– Нет, там другая история. Дело в том, что долгое время центром моего наибольшего интереса была деревня, из деревни были мои дедушка с бабушкой. И я долго шла к тому, чтобы пережить «состояние почвенничества» и абсолютно уйти от него. Шукшин в конце жизни написал очерк, где рассказывает о том, как он пытается попасть в больницу к своему товарищу, а дежурная со скандалом его не пускает. «Как же так, – спрашивает Шукшин, – она же вышла из того народа, который я люблю и из которого вышел сам?! Что происходит с этим народом, почему он стал таким озверевшим?»

А фильм «Две беды» получился интеллигентской игрушкой. Ты приезжаешь в заброшенную деревню, где живут два забавных мужика, острых на слово, и ты очень хочешь их полюбить, напитаться от них народной мудростью. Но в какой-то момент они становятся другими, настолько мерзкими, что рядом с ними уже невозможно существовать. Так расскажи, почему невозможно, покажи, как меняется у тебя к ним отношение, как это страшно на самом деле. А вместо этого ты начинаешь в кадре пускать мыльные пузыри.

Антон Павлович Чехов любил загадывать, какой будет жизнь через 100-200 лет, в вашем фильме «Оптическая ось» крупным планом показаны люди с фотографий начала XX века, и они так похожи на нас.

– Фотографию считаю одним из самых сильных искусств – куда точнее кинематографа. Из-за границы всегда везу книги по фотографии, старые снимки. А русского фотографа Максима Дмитриева (1858-1948), на век которого пришлись все войны, революции и «гулаги», я очень люблю. Он не был арестован, но большинство работ его было уничтожено. Но все же осталось много пластин начала XX века. Это был один из первых фотографов-реалистов. Люди на его фотографиях производят на меня магнетическое впечатление – это они разглядывают нас, а не мы их. Из этого впечатления у меня родился замысел картины «Оптическая ось». 100 лет на самом деле очень маленький отрезок времени, и он не очень изменил нас. И самый мощный сюжет в фильме – о старике, который делает деревянную ложку. Для меня он – абсолютный Микеланджело. Просто в качестве камня здесь выступает дерево.

– Это правда, что 16-летним подростком вы не боялись осваивать тайгу, жили там по два месяца?

– Я прочитала книги Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах» и решила посмотреть, что сохранилось в этих местах с XIX века. Ходила по Керженцу, куда сбежали после раскола первые старообрядцы, ходила одна, что очень важно: в одиночестве быстрее учишься понимать незнакомых тебе людей, разговаривать с ними, рассматривать незнакомую тебе жизнь. По этому принципу устроена и моя школа: на съемки, хоть на Камчатку, выпускаю студентов по одному, они должны сталкиваться с жизнью без всякой защиты.

– Связано ли что-то в вашей жизни с Беларусью?


– Кино я стала снимать после перестройки, когда ликвидировали «первые отделы», не допускавшие к режиссуре людей без диплома об окончании кинематографического вуза. Мне было 40, и первым фестивалем, на который я поехала, стал Фестиваль женского кино в Минске. Там я познакомилась со многими кинематографистами и обрела, что называется, среду…

Говорят, в ближайшее время документалистика победит во всех видах искусства, что скажете?

– Знаю, что документальный кинематограф никуда не исчезнет, несмотря на то что жизнь ставит нас в трудные условия – денег нет, паблисити, экрана, ТВ нет. Трудная ситуация, но мы выживем, потому что умеем бороться как никто.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Украинским банкам и ломбардам запретили принимать беспилотники и тепловизоры
  2. В Латвии арестовали мужчину за возложение цветов к демонтированному советскому памятнику
  3. Евлаш: ВСУ планируют применять F-16 вместе со старой авиацией
  4. Минобороны: Российские военные уничтожили очередной американский танк Abrams
  5. В Финляндии предложили «запретить или ограничить доступ России к Калининграду»
  6. В Петербурге планируют построить аналог МЦК
  7. Швеция отвергла идею Китая о расследовании ЧП на «Северных потоках»
  8. «Белпочта» предложила белорусам бесплатно отправить ветеранам открытки ко Дню Победы
  9. Захарова: Киев открыто готовится к новой атаке на Крымский мост
  10. Путин и Рахмон провели телефонный разговор
  11. В России планируют ввести штрафы до 2 млн рублей за незаконную продажу сим-карт мигрантам
  12. Лукашенко высоко оценил готовность белорусской ПВО
  13. Подписано соглашение о сотрудничестве между Обнинском и Гомелем
  14. Комитет Госдумы одобрил поправки, согласно которым иноагенты не могут участвовать в выборах
  15. На Украине начнут призывать больных ВИЧ и раком

Политика

Блинкену в Китае преподали очередной урок

Госсекретарь США Энтони Блинкен посетил Поднебесную

МНЕНИЯ

Время расплаты

Анатолий Заусайлов

Западные кредиторы требуют от Незалежной возврата долгов

Украинский генерал признал, что им не победить

Михаил Васильев

Замначальника ГУР отказался от идеи «возвращения к границам 1991 года»

Салют будто маленькое конфетти

Юлия Новицкая

Близится великий праздник для всех россиян (и не только для них) - День Победы

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также