САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Возвращение Марка Шагала

Музей Марка Шагала в Витебске был создан в 1991 году. Тогда же прошла его первая выставка, а в 1997-м в родительском доме художника открылась мемориальная экспозиция

До этого времени более полувека Шагал считался во всем мире французским художником. В Париж он приехал в 1923 году, получил французское гражданство и в 1985-м, на 98-м году жизни, умер в своем доме в Сен-Поль-де-Ванс, в Провансе. Отмечен наградами Франции. В Ницце расположен знаменитый музей «Библейское послание Марка Шагала».

Со дня открытия музея в Витебске здесь ежегодно проводятся Международные Шагаловские чтения, на которых много говорят о том, что именно витебские мотивы питали творчество гениального художника всю его жизнь.

Музей создавался сложно. Даже в России первая выставка Шагала прошла в 1987 году, а в Белоруссии в это время шла антишагаловская кампания. О том, что в Витебске существует мемориальный дом семьи Шагалов, в городе стали говорить лишь в 80-х, и благодаря усилиям витебской общественности, в частности председателя Шагаловского комитета, поэта Давида Симановича, помощи писателей Василя Быкова, Рыгора Бородулина, Андрея Вознесенского, вопрос с открытием музея удалось решить. Письмо о необходимости открыть Музей Шагала Д.С. Лихачев отправлял еще в ЦК КПБ. Непросто было сотрудникам установить контакты с семьей художника, но сейчас у них самые тесные связи с внучками Марка Шагала – Мерет и Беллой. Они помогают витебскому музею, и работы художника в экспозиции – это в основном их дары.

– Из Витебска в Москву Шагал уехал в 1920-м, а из Москвы в эмиграцию – в 1922-м, – рассказывает директор Музея Марка Шагала в Витебске Людмила Хмельницкая. – В эмиграции он написал автобиографию, которая и стала для нас основным источником информации. Чтобы определить свое место в мировом шагаловедении, мы решили заняться документальным исследованием 33 лет жизни Шагала в Витебске. У нас выходит «Бюллетень Музея Марка Шагала», который выкладываем на нашем сайте в Интернете. И, как показывает статистика, докладами активно пользуются исследователи и поклонники творчества художника, например ссылку на наши публикации находим в Торонтском сборнике. В начале этого года в серии «Книжная лавка Дома Шагала» вышла книга Гавриила Юдина «Музыкальная жизнь Витебска в первой четверти ХХ века». Из хроники видно, что детство и юность художника прошли в городе с культурными традициями.

– Расскажите, как собирались экспонаты для вашего музея?

– Мемориальных вещей у нас мало, но в музее подлинные вещи той эпохи. Мы изучали биографию Шагала, смотрели его работы, особенно помогла нам серия рисунков домашних предметов, которую он сделал в Париже. Он рисовал по памяти столы, стулья, лампы, коврики. Нам важно было попасть в социальный уровень, не сделать дом слишком богатым или бедным. Отец Шагала был простым рабочим, но семья не бедствовала, и когда мы собрали экспозицию, оказалось, что попали в цель. Ощущение правды отмечают все посетители музея. В 90-х мы провели раскопки во дворе дома, фундаменты еще трех деревянных домов, принадлежавших семье, не обнаружили, но нашли осколки посуды и теперь точно знали, фаянс или фарфор покупать в магазинах. А западные туристы уезжают, как правило, растроганными – они знают Шагала как очень богатого человека, обласканного славой, и удивляются, что он жил так бедно.

– Как вы восприняли фильм Александра Митты «Шагал – Малевич»?

– Не в восторге. Мне кажется, в картине «Гори, гори, моя звезда» гораздо больше сказано о Шагале, а главное – лиричнее и точнее. Хотя на статистике посещений музея премьера фильма сказалась – туристов больше стало.

– Когда я спросила у Леонида Бичевина, сыгравшего Шагала, в чем суть разногласий его героя с Малевичем во время работы в знаменитой художественной школе, организованной Шагалом в Витебске, он сказал – «борьба амбиций». А вы как считаете?

– Эти 3-4 года после 1918-го, когда здесь собралось созвездие выдающихся художников, были временем Витебского ренессанса. Судите сами – Добужинский, Пуни, Богуславская, Ермолаева, Коган, Лисицкий, Малевич. Они занимались с молодыми людьми, об этом можно прочитать в прессе того времени и в книге Александры Шатских «Витебск. Жизнь искусства. 1917-1922 годы». Именно здесь Казимир Малевич сформулировал свою философскую теорию – супрематизм, которая родилась у него еще до приезда в Витебск, когда он сделал «Черный квадрат» своим знаменем. Эль Лисицкий пообещал издать ее – тем и привлек Малевича. И в Витебске две брошюрки Малевича издали литографским способом.

А что касается борьбы амбиций Шагала и Малевича, тоже все очевидно. Малевич вместе с женой и дочкой Уной жил в училище, ученики видели его с утра до вечера. Он ставил с ними спектакли, рисовал вывески для города, оформлял трамваи и улицы. По их эскизам расписывали рабочую столовую и выпускали ткани для продажи. А Шагал был скучным комиссаром, который ежедневно по 3-4 часа сидел на заседаниях в РК партии и постоянно ездил в Москву выбивать деньги на училище. Так к кому же пойдут молодые люди? Конечно, к Малевичу.

Забот у Шагала оказалось больше, чем он ожидал. На комиссарство он согласился ради школы, но школа оказалась дополнительной нагрузкой. Шагал не мог реализоваться как художник, требовали забот и жена с ребенком. И со временем он стал ходить на заседания через день, потом отправлял зама, а в один прекрасный момент принял решение уехать.

– Расскажите, откуда пришли к Марку Шагалу его летающие люди?  

– Из еврейского фольклора, с которым в детстве в его среде знакомят всех детей. Но только в его голове эти сказки сварились в какую-то субстанцию, особенно после того, как он стал впитывать светскую культуру, вначале русскую – в Витебске и Петербурге, а потом – европейскую во Франции. Эти слои ассимилировались, и этот симбиоз мы получили в живописи художника. Знаете ли вы, что никто не может назвать ни учителя Шагала – Пэн научил его смешивать краски и с трепетом относиться к ремеслу художника, ни ученика – в мире культуры он остался Шагалом. Кстати сказать, он не был бы таким колористом, если бы остался жить в Москве или Петербурге. Как самоучка, он все брал из Лувра и парижских галерей.

– Красавица, с которой художник летает на самой знаменитой картине из Третьяковки, это Белла, его первая жена?

– Это персона, которая требует раскрытия, и мне хотелось бы заняться ее биографией. Шагал всегда подчеркивал, что Белла была его музой. Она, дочка богатых родителей, влюбилась в Шагала в 1909 году, когда он только собирался ехать в Париж. Она его выбрала. Отказывала женихам, пошла против воли родителей. Хотя что была европейская слава художника Марка Шагала для ее папы-ювелира?.. И я уверена, если бы Белла по неосторожности не влюбилась в того лохматого художника, мы услышали бы о ней как о писательнице или актрисе, она увлекалась сценой. Но она сознательно ушла в тень своего мужа, очень многое сделала для него, и все его достижения были ее достижениями. Неслучайно, когда друзья стали прочить мировую славу Шагалу и говорить, что когда-нибудь ему поставят памятник, Белла заявила: «Все памятники, которые поставят Шагалу, будут памятниками и мне». Вы видите два памятника художнику в Витебске – скульпторов Александра Гвоздикова в начале Покровской улицы и Валерия Могучего во дворе нашего музея. И это действительно памятники и Белле.

Белла умерла в 1944 году, похоже, от диабета, и второй женой художника стала Валентина Бродская, властная женщина, которая оградила его от фанатов и журналистов и создала все условия для творчества. Была его секретарем, вела переписку на всех языках.

– В вашем музее есть дивная серия иллюстраций Шагала к гоголевским  «Мертвым душам», как вы ее расцениваете?

– Эту серию нам подарили внучки Шагала – дар Фонда Иды и Марка Шагалов, их матери и дедушки. Бесконечно люблю эту серию за богатство содержания. Шагал делал эти иллюстрации в 20-е годы по заказу Амбруаза Воллара для французского издания, но издал книгу лишь в 1948 году Териад, и она получила приз Венецианской биеннале. Специально для этого издания «Мертвые души» были переведены на французский язык. И после этого началось триумфальное шествие иллюстраций по миру.

В России книга с предисловием Игоря Золотусского была издана в начале 2000-х, в крайне плохом полиграфическом исполнении. Кроме того, иллюстрации были неудачно расставлены по тексту, в то время как Шагал привязывал их к сюжету. В фондах нашего музея эта гоголевская сюита также имелась, но мы издали ее как серию подарочных открыток с цитатами из Гоголя лишь в 2009 году.
Витебск – Москва

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин: Нет гарантии, что Запад не использует ядерное оружие
  2. В России появилась новая схема экономической атаки через рынок жилья
  3. Владимир Зеленский отказался от помощи Запада в организации переговоров с Россией
  4. Александр Лукашенко помиловал 31 осужденного за преступления экстремистской направленности
  5. Союзные парламентарии обсудили вопросы разработки и реализации программ в области экологии
  6. На семинаре при Парламентском Собрании выработаны рекомендации по обеспечению экологической безопасности
  7. Александр Лукашенко предложил выдвинуть Трампа на Нобелевскую премию, если он прекратит войны
  8. Владимир Зеленский впервые с начала спецоперации прилетел в Венгрию
  9. Польша установит бетонные ежи на границе с РФ и Беларусью за три дня
  10. Вячеслав Володин: Пришло время политиков, которые думают о развитии своих стран и народов
  11. Владимир Джабаров: Условия Трампа по Украине не являются обязательными для России
  12. РИА: Владимир Путин может пообщаться с Трампом до инаугурации
  13. Александр Лукашенко показал мастер-класс на чемпионате по колке дров и презентовал белорусский топор
  14. Александр Лукашенко: Трамп -- это мощь!
  15. Министерство обороны: Россия освободила Кременную Балку в ДНР

Парламентское Собрание

Жанна Чернявская: «Наша работа – программная, целенаправленная»

В Санкт-Петербурге прошло заседание Комиссии Парламентского Собрания по природным ресурсам, экологии и охране окружающей среды

Политика

Дональд Трамп триумфально возвращается!

- Штаб Камалы сейчас полностью затих: пытаются найти светлые места на темной карте. Потому что даже такие традиционно синие, демократические штаты как Вирджиния, их в этот раз подвели, - эти слова репортера CNN отлично характеризуют выборы в США.

МНЕНИЯ

Хорош ли «пляшущий дед» Трамп для России?

Михаил Васильев

Мир вступил в период полной неопределенности


Освободители стали врагами

Павел Родионов

6 ноября – 81-я годовщина освобождения Киева от немецко-фашистских захватчиков. Однако в столице Украины никаких торжеств, разумеется, не будет.

Долго ли Слон будет терпеть Моську?

Валерий Чумаков

Израиль просто физически не сможет одолеть Иран. Без сторонней помощи.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также