САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

С «Карнавалом» по жизни

Творческие вечера лауреата Госпремии России, народной артистки России Ирины Муравьевой часто похожи на пресс-конференции, на которых зрители наряду с журналистами задают актрисе массу вопросов.

Во всяком случае, именно так было в Гатчине на ХХ фестивале «Литература и кино». Сокрушительную славу актрисе принес оскароносный фильм «Москва слезам не верит», где она сыграла заводную Людмилу – завоевательницу Москвы советских времен. Популярны были с ее участием фильмы «Карнавал» и «Самая обаятельная и привлекательная». Театральную карьеру актриса начала в Центральном детском театре, более 10 лет отдала сцене Театра им. Моссовета и вот уже более 20 служит в Малом театре.

Становление московской школьницы Ирины Муравьевой, мечтавшей стать учительницей начальных классов, пришлось на времена театрального бума 60-х. Театр на Таганке, «Современник», Театр им. Маяковского, Театр им. Моссовета… 

– Худруки строили театры каждый по своим принципам, и с этих трибун можно было услышать слово правды, увидеть жизнь – настоящую, а не ту, что пропагандировалась сверху. Театр отвечал на все чаяния человеческой души, и я поняла, что хочу быть на сцене и дарить залу высокие идеалы, – рассказывает актриса. 

Первое поступление было неуспешным, приняли ее только на второй год – в студию при Центральном детском театре (ныне РАМТ). Училась у педагогов Школы-студии МХАТ, выходила на сцену в массовках, играла эпизоды. В первых ролях проявилась как травести – сыграла Шуру Тычинкина и Федю Дружинина в пьесах Сергея Михалкова. Играла Виолу в «Двенадцатой ночи» Шекспира, Любку Шевцову в «Молодой гвардии», Ворону в «Снежной королеве», грузинскую царевну в сказке «Чинчрака». Несбыточной мечтой казались артистке роли в пьесах Островского и Чехова.

– Я всегда знала, что ЦДТ – только начало моей театральной карьеры. Мне не хотелось после ролей мальчиков и девочек играть их сестер, старших сестер, потом мам, бабушек и однажды услышать от юного зрителя: «Мне понравился спектакль «Сын полка» и особенно понравился старичок, который играл маленького мальчика». 

Настоящей школой для актрисы стала работа в Театре им. Моссовета. На сцене блистали настоящие звезды – Любовь Орлова, Вера Марецкая, Ростислав Плятт, Фаина Раневская… Ирина Муравьева сыграла Грушеньку в «Братьях Карамазовых», играла в пьесах современных авторов. Именно в это время снялась в фильме «Москва слезам не верит» и других картинах. Кризис среднего возраста настиг Ирину именно в этом театре, она решила покинуть сцену. Снималась в это время в картине своего мужа Леонида Эйдлина «Эта женщина в окне», где исполняла песни Шварца на слова Окуджавы. 

– Да, я ушла из театра вообще. Но очень скоро поняла, что совершила ошибку. К счастью, последовало приглашение из Малого театра, на сцене которого я и сыграла те роли, о которых мечтала в Детском театре, – Раневскую в «Вишневом саде», Гурмыжскую в «Лесе», Аркадину в «Чайке».  Сейчас играю Матрену во «Власти тьмы», Мамаеву в «На всякого мудреца довольно простоты», Филумену Мартурано в пьесе Эдуардо де Филиппо, готовим премьеру по французской пьесе «8 разгневанных женщин», зрители помнят, наверное, фильм по ней с Катрин Денев. У меня там роль экзальтированной бабушки, которая сидит весь спектакль в инвалидной коляске, но иногда вскакивает и выбегает из нее. И тогда все вокруг начинают восклицать: «Так ты ходишь?!» С театром вообще с самого начала были связаны все мои желания и устремления. 

На вопрос корреспондента «СВ» о том, какую роль Малый театр сыграл в ее творческой судьбе, актриса ответила:

– Счастлива, что служу на сцене этого театра. Всегда вспоминаю слова Михаила Царева, руководившего нашим театром долгие годы. Он сравнивал Малый театр с огромным кораблем, который идет своим курсом. И когда начинают дуть новые ветры, кораблю вроде как следует разворачиваться и менять курс. Потом ветры начинают дуть в другую сторону – опять разворачиваться?!. Нет, говорил Царев, пусть корабль спокойно идет вперед. С кем бы вы ни пришли в наш театр – с детьми, родителями, друзьями, можете быть уверены: со сцены никогда – ни намеком, ни жестом – не оскорбят зрителя. Спектакли могут быть хуже или лучше, но честность по отношению к тому, кто приходит в зал, неизменна. Классика никого не обманет.

В год 65-летия Победы в ВОВ мы с театром плавали на пароходе по Волге, давали благотворительные концерты в разных городах. Пели песни военных лет, я тоже участвовала. Тема войны очень важна для моей семьи. Папа, окончив в 1941 году школу, добровольцем пошел на фронт. Был радистом, связистом, переводчиком, дошел до Берлина. А маму он встретил в Германии, куда ее угнали немцы из Белоруссии. Она жила в прислугах в немецкой семье. Стирала, готовила. Папа освободил ее от гнета. А муж мой с родителями пережил блокаду Ленинграда. Его отец, военврач, трудился в госпитале, расположенном в Александро-Невской лавре, и на его паек семья с трудом выживала. Потом с дистрофией их все-таки эвакуировали в Сибирь. Так что 9 Мая – главный праздник в моей семье. 

– Ирина Вадимовна, расскажите о съемках фильма «Москва слезам не верит».

– Это было счастливейшее время в жизни нашей троицы – Алентовой, Рязановой и моей. Владимир Меньшов долго добивался, чтобы мы снимались в таком составе. Радостные, счастливые, бежали мы каждый день на съемки, зная, что там будет фонтанировать идеями наш руководитель и мы вместе с ним будем сочинять фильм. Но по большому счету, это детище Владимира Меньшова, он отвечает за каждую сцену. 

Рождался фильм непросто. Именно в это время начался поиск авторского кино, и история покорения Москвы провинциалками, где ненавязчиво пропагандировался правильный образ жизни, была неактуальна. Неслучайно сценарий долгое время лежал на «Мосфильме» и его никто не брал. Меньшов доделал его и снял фильм, который никому из начальства не понравился, – «Опять про Золушку, неинтересно». А народ стоял в очередях, чтобы посмотреть картину. Затем Американская киноакадемия выдвинула «Москву…» на «Оскар» в номинации «Лучший зарубежный фильм». Но поскольку Голливуд далеко, это событие нас как бы не касалось. А фильм получил «Оскар». Тогда стали говорить: «Американцы сделали это специально – выбрали самый плохой фильм – мол, смотрите, какие ужасные фильмы снимают в СССР».

Конверт и статуэтку на торжественной церемонии вручили сотруднику посольства, и фигурка долгое время стояла в кабинете директора «Мосфильма». В 90-е годы «Мосфильм» постигла мерзость запустения, кино не снималось, по обшарпанным коридорам гулял ветер. И однажды, рассказывают, по ним шел Меньшов и в распахнутую дверь кабинета увидел своего «Оскара». Посмотрел – никого нет, взял фигурку и унес домой. Не знаю, правда ли это. Но «Оскар» сейчас находится у него. 

А по Москве ходил такой анекдот: узнав о вручении «Оскара», из Москвы в Голливуд отправили телеграмму – «Москва в слезах. Не верит». Ну а нам вскоре дали Госпремию и согласились – «Ладно, фильм хороший».

Муравьева рассказывает, как вообще сложился ее альянс с кино. Правилам поведения перед камерой ее обучил Самсон Самсонов, в фильме которого «Чисто английское убийство» она дебютировала. Прокололась лишь с озвучанием. Режиссер спросил: «Ты озвучиваешь быстро?» «Никогда не озвучивала», – честно призналась артистка, и чтобы не рисковать, озвучить ее роль поручили Алле Будницкой. А как выяснилось, у Ирины просто талант – «лихо» попадать в точку, она озвучивала мультяшных персонажей, в основном лягушек и коз. Артист, с которым вместе озвучивала мультфильмы, так и прощался с ней у ворот «Мосфильма»: «Ну, до следующих коз». Много записывалась на радио.

– В кино играла в основном Людок, Нинок, Зинок, приехавших покорять Москву. Например, был такой фильм «Артистка из Грибова», где девушке, ставшей артисткой, не хватило характера, чтобы вести творческую жизнь в Москве. Очень не хотела я сниматься в фильме Геральда Бежанова «Самая обаятельная и привлекательная». Несерьезная какая-то история – героиня работает в КБ, «хочет замуж» и т.д. Автор сценария Анатолий Эйрамджан имел успех с предыдущим фильмом и поставил условие, чтобы на съемках артисты не привносили ничего своего. А собралась компания свободолюбивых людей, начались претензии, я, конечно, не скандалила, но автора успокаивали, помню, с помощью врачей. Доходило до смешного. Снимаем. Абдулов говорит: «Надя, здравствуй!» Режиссер – «Здравствуй, Надя!» Или – «Пойдем, Надя». – «Надя, пойдем». В конце концов фильм получился, и в нем даже осталась шутка, придуманная Абдуловым. А я спустя годы как-то посмотрела картину по телевизору в гостиничном номере, и она мне понравилась.  

А в «Карнавал» к Татьяне Лиозновой я попала на съемках «Мы, нижеподписавшиеся» во время Олимпиады. Татьяна Михайловна сказала, что хочет снимать меня в «Карнавале». Я согласилась. Танцевать было легко. У нас снимался коллектив, отпочковавшийся от ансамбля Игоря Моисеева, они меня и научили. А кататься на роликах научила циркачка. Собственно, я изображала девушку, которая учится кататься на роликах. А пела в фильме Жанна Рождественская. 

Петь Ирина Муравьева и сама любит. На творческом вечере вышла на сцену под собственное исполнение песни «Позвони». Кроме того, исполнила песни Окуджавы из мелодрамы «Эта женщина в окне», «Мой милый» Марка Минкова, «Гололед» Юрия Милютина. И аплодировали ей не меньше, чем после фрагментов из популярных фильмов.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также