САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

С «Карнавалом» по жизни

Творческие вечера лауреата Госпремии России, народной артистки России Ирины Муравьевой часто похожи на пресс-конференции, на которых зрители наряду с журналистами задают актрисе массу вопросов.

Во всяком случае, именно так было в Гатчине на ХХ фестивале «Литература и кино». Сокрушительную славу актрисе принес оскароносный фильм «Москва слезам не верит», где она сыграла заводную Людмилу – завоевательницу Москвы советских времен. Популярны были с ее участием фильмы «Карнавал» и «Самая обаятельная и привлекательная». Театральную карьеру актриса начала в Центральном детском театре, более 10 лет отдала сцене Театра им. Моссовета и вот уже более 20 служит в Малом театре.

Становление московской школьницы Ирины Муравьевой, мечтавшей стать учительницей начальных классов, пришлось на времена театрального бума 60-х. Театр на Таганке, «Современник», Театр им. Маяковского, Театр им. Моссовета… 

– Худруки строили театры каждый по своим принципам, и с этих трибун можно было услышать слово правды, увидеть жизнь – настоящую, а не ту, что пропагандировалась сверху. Театр отвечал на все чаяния человеческой души, и я поняла, что хочу быть на сцене и дарить залу высокие идеалы, – рассказывает актриса. 

Первое поступление было неуспешным, приняли ее только на второй год – в студию при Центральном детском театре (ныне РАМТ). Училась у педагогов Школы-студии МХАТ, выходила на сцену в массовках, играла эпизоды. В первых ролях проявилась как травести – сыграла Шуру Тычинкина и Федю Дружинина в пьесах Сергея Михалкова. Играла Виолу в «Двенадцатой ночи» Шекспира, Любку Шевцову в «Молодой гвардии», Ворону в «Снежной королеве», грузинскую царевну в сказке «Чинчрака». Несбыточной мечтой казались артистке роли в пьесах Островского и Чехова.

– Я всегда знала, что ЦДТ – только начало моей театральной карьеры. Мне не хотелось после ролей мальчиков и девочек играть их сестер, старших сестер, потом мам, бабушек и однажды услышать от юного зрителя: «Мне понравился спектакль «Сын полка» и особенно понравился старичок, который играл маленького мальчика». 

Настоящей школой для актрисы стала работа в Театре им. Моссовета. На сцене блистали настоящие звезды – Любовь Орлова, Вера Марецкая, Ростислав Плятт, Фаина Раневская… Ирина Муравьева сыграла Грушеньку в «Братьях Карамазовых», играла в пьесах современных авторов. Именно в это время снялась в фильме «Москва слезам не верит» и других картинах. Кризис среднего возраста настиг Ирину именно в этом театре, она решила покинуть сцену. Снималась в это время в картине своего мужа Леонида Эйдлина «Эта женщина в окне», где исполняла песни Шварца на слова Окуджавы. 

– Да, я ушла из театра вообще. Но очень скоро поняла, что совершила ошибку. К счастью, последовало приглашение из Малого театра, на сцене которого я и сыграла те роли, о которых мечтала в Детском театре, – Раневскую в «Вишневом саде», Гурмыжскую в «Лесе», Аркадину в «Чайке».  Сейчас играю Матрену во «Власти тьмы», Мамаеву в «На всякого мудреца довольно простоты», Филумену Мартурано в пьесе Эдуардо де Филиппо, готовим премьеру по французской пьесе «8 разгневанных женщин», зрители помнят, наверное, фильм по ней с Катрин Денев. У меня там роль экзальтированной бабушки, которая сидит весь спектакль в инвалидной коляске, но иногда вскакивает и выбегает из нее. И тогда все вокруг начинают восклицать: «Так ты ходишь?!» С театром вообще с самого начала были связаны все мои желания и устремления. 

На вопрос корреспондента «СВ» о том, какую роль Малый театр сыграл в ее творческой судьбе, актриса ответила:

– Счастлива, что служу на сцене этого театра. Всегда вспоминаю слова Михаила Царева, руководившего нашим театром долгие годы. Он сравнивал Малый театр с огромным кораблем, который идет своим курсом. И когда начинают дуть новые ветры, кораблю вроде как следует разворачиваться и менять курс. Потом ветры начинают дуть в другую сторону – опять разворачиваться?!. Нет, говорил Царев, пусть корабль спокойно идет вперед. С кем бы вы ни пришли в наш театр – с детьми, родителями, друзьями, можете быть уверены: со сцены никогда – ни намеком, ни жестом – не оскорбят зрителя. Спектакли могут быть хуже или лучше, но честность по отношению к тому, кто приходит в зал, неизменна. Классика никого не обманет.

В год 65-летия Победы в ВОВ мы с театром плавали на пароходе по Волге, давали благотворительные концерты в разных городах. Пели песни военных лет, я тоже участвовала. Тема войны очень важна для моей семьи. Папа, окончив в 1941 году школу, добровольцем пошел на фронт. Был радистом, связистом, переводчиком, дошел до Берлина. А маму он встретил в Германии, куда ее угнали немцы из Белоруссии. Она жила в прислугах в немецкой семье. Стирала, готовила. Папа освободил ее от гнета. А муж мой с родителями пережил блокаду Ленинграда. Его отец, военврач, трудился в госпитале, расположенном в Александро-Невской лавре, и на его паек семья с трудом выживала. Потом с дистрофией их все-таки эвакуировали в Сибирь. Так что 9 Мая – главный праздник в моей семье. 

– Ирина Вадимовна, расскажите о съемках фильма «Москва слезам не верит».

– Это было счастливейшее время в жизни нашей троицы – Алентовой, Рязановой и моей. Владимир Меньшов долго добивался, чтобы мы снимались в таком составе. Радостные, счастливые, бежали мы каждый день на съемки, зная, что там будет фонтанировать идеями наш руководитель и мы вместе с ним будем сочинять фильм. Но по большому счету, это детище Владимира Меньшова, он отвечает за каждую сцену. 

Рождался фильм непросто. Именно в это время начался поиск авторского кино, и история покорения Москвы провинциалками, где ненавязчиво пропагандировался правильный образ жизни, была неактуальна. Неслучайно сценарий долгое время лежал на «Мосфильме» и его никто не брал. Меньшов доделал его и снял фильм, который никому из начальства не понравился, – «Опять про Золушку, неинтересно». А народ стоял в очередях, чтобы посмотреть картину. Затем Американская киноакадемия выдвинула «Москву…» на «Оскар» в номинации «Лучший зарубежный фильм». Но поскольку Голливуд далеко, это событие нас как бы не касалось. А фильм получил «Оскар». Тогда стали говорить: «Американцы сделали это специально – выбрали самый плохой фильм – мол, смотрите, какие ужасные фильмы снимают в СССР».

Конверт и статуэтку на торжественной церемонии вручили сотруднику посольства, и фигурка долгое время стояла в кабинете директора «Мосфильма». В 90-е годы «Мосфильм» постигла мерзость запустения, кино не снималось, по обшарпанным коридорам гулял ветер. И однажды, рассказывают, по ним шел Меньшов и в распахнутую дверь кабинета увидел своего «Оскара». Посмотрел – никого нет, взял фигурку и унес домой. Не знаю, правда ли это. Но «Оскар» сейчас находится у него. 

А по Москве ходил такой анекдот: узнав о вручении «Оскара», из Москвы в Голливуд отправили телеграмму – «Москва в слезах. Не верит». Ну а нам вскоре дали Госпремию и согласились – «Ладно, фильм хороший».

Муравьева рассказывает, как вообще сложился ее альянс с кино. Правилам поведения перед камерой ее обучил Самсон Самсонов, в фильме которого «Чисто английское убийство» она дебютировала. Прокололась лишь с озвучанием. Режиссер спросил: «Ты озвучиваешь быстро?» «Никогда не озвучивала», – честно призналась артистка, и чтобы не рисковать, озвучить ее роль поручили Алле Будницкой. А как выяснилось, у Ирины просто талант – «лихо» попадать в точку, она озвучивала мультяшных персонажей, в основном лягушек и коз. Артист, с которым вместе озвучивала мультфильмы, так и прощался с ней у ворот «Мосфильма»: «Ну, до следующих коз». Много записывалась на радио.

– В кино играла в основном Людок, Нинок, Зинок, приехавших покорять Москву. Например, был такой фильм «Артистка из Грибова», где девушке, ставшей артисткой, не хватило характера, чтобы вести творческую жизнь в Москве. Очень не хотела я сниматься в фильме Геральда Бежанова «Самая обаятельная и привлекательная». Несерьезная какая-то история – героиня работает в КБ, «хочет замуж» и т.д. Автор сценария Анатолий Эйрамджан имел успех с предыдущим фильмом и поставил условие, чтобы на съемках артисты не привносили ничего своего. А собралась компания свободолюбивых людей, начались претензии, я, конечно, не скандалила, но автора успокаивали, помню, с помощью врачей. Доходило до смешного. Снимаем. Абдулов говорит: «Надя, здравствуй!» Режиссер – «Здравствуй, Надя!» Или – «Пойдем, Надя». – «Надя, пойдем». В конце концов фильм получился, и в нем даже осталась шутка, придуманная Абдуловым. А я спустя годы как-то посмотрела картину по телевизору в гостиничном номере, и она мне понравилась.  

А в «Карнавал» к Татьяне Лиозновой я попала на съемках «Мы, нижеподписавшиеся» во время Олимпиады. Татьяна Михайловна сказала, что хочет снимать меня в «Карнавале». Я согласилась. Танцевать было легко. У нас снимался коллектив, отпочковавшийся от ансамбля Игоря Моисеева, они меня и научили. А кататься на роликах научила циркачка. Собственно, я изображала девушку, которая учится кататься на роликах. А пела в фильме Жанна Рождественская. 

Петь Ирина Муравьева и сама любит. На творческом вечере вышла на сцену под собственное исполнение песни «Позвони». Кроме того, исполнила песни Окуджавы из мелодрамы «Эта женщина в окне», «Мой милый» Марка Минкова, «Гололед» Юрия Милютина. И аплодировали ей не меньше, чем после фрагментов из популярных фильмов.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Володин: в этом году в рамках депутатского проекта будет построено 6 пришкольных бассейнов и ледовая арена
  2. Силовики нашли и освободили итальянского бизнесмена, похищенного в Москве
  3. Погранслужба Украины признала, что ВСУ укрепляют границу с Беларусью
  4. Арина Соболенко снялась с Уимблдонского турнира из-за травмы
  5. Мезенцев назвал 80-летие освобождения Беларуси особой датой для России
  6. Жара до 37 градусов ожидается в большинстве регионов центральной России
  7. Россия освободила село Степовая Новоселовка в Харьковской области
  8. Крутой: Беларусь ведет огромную совместную работу с Россией по патриотическому воспитанию молодежи
  9. Путин обсудил с Фальковым развитие инженерных школ в России
  10. Против Гордона* возбуждено уголовное дело за призывы убить президентов России и Беларуси
  11. Джабаров: Увлекшись русофобией, президент Франции Эммануэль Макрон упустил события у себя дома
  12. В Кремле прокомментировали концентрацию войск Украины на границе с Беларусью
  13. Крутой и Мезенцев возложили цветы к Могиле Неизвестного солдата
  14. В Москве и Подмосковье вырастут тарифы на ЖКХ
  15. Гетта: Сегодня мы чествуем ветеранов боевых действий

Парламентское Собрание

В первом чтении принят законопроект об ужесточении миграционной политики в России

МВД получит право самостоятельно принимать решение о выдворении нарушителей-иностранцев из страны, сейчас это возможно только через суд

МНЕНИЯ

Канье пошел ва-банк

Сергей Андреев

Популярный американский репер прилетел в Москву несмотря на отмену всего русского на Западе

«Ястреб» из Жлобина

Анатолий Заусайлов

Юный хоккейный талант из Беларуси может стать звездой НХЛ

Старики-разбойники делят США

Михаил Васильев

Глядя на дебаты Трампа и Байдена, жалко в первую очередь саму Америку

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также