Влюбленный Брежнев и секс-символ СССР
На «Славянском базаре в Витебске» состоялся творческий вечер заслуженной артистки России Светланы Светличной
У истории с Анной Сергеевной было продолжение. Для показа «Бриллиантовой руки» по телевидению руководитель ЦТ Лапин приказал сцену вырезать, и какое-то время фильм демонстрировался без нее, пока картину не посмотрел сам Леонид Брежнев. Леонид Ильич «влюбился» в Анну Сергеевну, и когда ему на дачу привезли фильм вторично, уже без этой сцены, он сказал: «Ну-ка привезите мне с этой женщиной!» И сцену вернули.
«А я уверена: убрали бы из комедии Анну Сергеевну, – говорит актриса, – «Бриллиантовая рука» пострадала бы. Но, слава Богу, живы и «Бриллиантовая рука», и я».
Светлана Афанасьевна рассказывает про своих родителей – про папу военного, за которым семья ездила по стране и по заграницам, про маму, похожую на Любовь Орлову и мечтавшую о сцене. Про то, как любили дочку в семье и как быстро пролетела жизнь, в которой у нее был прекрасный муж, актер Владимир Ивашов, и два сына, но младшего – Олега, как и мужа, уже нет на свете. А сама Светличная стала прабабушкой, и правнука ее зовут Владимир Ивашов.
Дебютировала Светличная в картине Михаила Калика «Колыбельная». Позднее у этого же режиссера снялась в картине «Любить» – по автобиографическому рассказу Юрия Казакова. В фильме было четыре новеллы, они монтировались с кадрами, снятыми скрытой камерой, и были прокомментированы священником Александром Менем. Но картину положили на полку, а режиссер эмигрировал в США. Актриса показала зрителям эту короткометражку – о том, как грустна может быть любовь. Героиня Светличной приезжает на встречу с любимым в Москву с Дальнего Востока. Приткнуться им негде, и, поскитавшись по окрестностям на такси, незадачливый кавалер провожает девушку на поезд.
Однако новелла не закончилась на этом, рассказала Светличная. Год назад ей позвонил режиссер-документалист и сказал, что хочет снять встречу Светличной с прототипом ее героини из фильма «Любить» – филологом-шекспироведом. Сниматься предложили без гонорара. Повстречались они весной. Мария Дмитриевна оказалась седовласой, голубоглазой 80-летней дамой, благоухающей французскими духами. Светлана, как в фильме, вручила ей букет ландышей, и началась съемка. Беседовали в декорации купе поезда. Гостья рассказала об отношениях с Юрием Казаковым, об их путешествиях по Золотому кольцу, по заповедным местам охотников и рыбаков. Позднее режиссер смонтировал эти кадры с фрагментами новеллы «Любить». «А через месяц мы с Марией Дмитриевной посмотрели себя на экране, – рассказывает актриса. – И когда я думаю об этой истории, мне кажется, что если бы картина «Любить» не лежала на полке, у меня было бы много интересных предложений от режиссеров».
Но открыла Светлану для кинематографа Татьяна Лиознова, сняв ее в фильме «Им покоряется небо». Актрисе было 22 года, и она сыграла медсестру Нину Колчину, жену летчика-истребителя, героя Николая Рыбникова. Он погибает при испытании самолета МиГ-9, и она остается с девочкой на руках. «Мне доводилось хоронить родственников, и я знаю, каково это, – говорит Светличная. – В фильме «Им покоряется небо» есть сцена, когда Нина Колчина после похорон мужа приезжает к главному конструктору, которого играет Евгений Евстигнеев. И между ними происходит диалог о каких-то бытовых вещах. И вдруг она видит на столе модель самолета. И спрашивает: «На этом?» – «На этом». – «Подарите мне его». – «Не могу. Сейчас не могу». – «А когда? – «Через год». – «Хорошо, я подожду». Во время этого диалога я поняла, что большое горе – оно тихое, молчаливое, шепотное. У меня была встреча с вдовами летчиков в Монино, и они удивлялись, как я смогла так точно передать то, что эти женщины пережили в реальности. Позднее Татьяна Михайловна сняла меня в «Семнадцати мгновениях весны» в роли молчаливой Габи, которая любила советского разведчика. Мне было легко играть Габи, потому что Вячеслав Васильевич Тихонов был красавцем, а на меня очень действует красота».
«На нашем курсе учились Андрей Кончаловский, Андрей Смирнов, позднее появился Владимир Ивашов, которого все уже знали как Алешу Скворцова из «Баллады о солдате». Я не заметила, как влюбилась, и наш поцелуй в одном учебном этюде получился весьма натуральным. Я тут же позвонила маме в Мелитополь: «Наверное, я скоро выйду замуж». А Володя и в самом деле вскоре сказал: «Светка, я, кажется, тебя люблю». Мы поженились. И первое время жили с родителями Володи и его братьями в одной комнате в коммуналке. Спали на полу. Спросите, как я, выросшая в обеспеченной семье, жившая с родителями в Австрии, Венгрии, Прибалтике, согласилась на такие условия жизни? Ответ один – была влюблена.
Володя прекрасно пел романсы. Я любила в его исполнении песни на стихи Николая Рубцова, любила его «Журавлей».
В перерывах между показом фрагментов фильмов и рассказами о съемках Светлана Светличная читала стихи – Пушкина, Ахматовой, Волошина.