САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Павел РЫЖЕНКО: Кому-то «Раша», а для меня – Святая Русь

16 июля 2014 года на 44-м году из жизни ушел потрясающий художник Павел Рыженко, русский реалист, мастер исторической картины. Уроженец Калуги, ученик народного художника СССР Ильи Глазунова

Он защитился в 1996 году в Российской академии живописи, ваяния и зодчества с дипломной картиной «Калка», в которой уверенно заявил о своем творческом кредо. Преподавал в академии. С 2007 года работал в Студии военных художников имени М.Б. Грекова.
Три года назад мне довелось побеседовать с художником на его выставке «Любимая Россия» в Центральном музее Вооруженных сил. Вниманию посетителей было представлено более 60 полотен, отражающих духовный путь России, пролегающий через разные эпохи. Рядом с дипломной работой «Калка» – цикл картин о Куликовской битве; картины «Тайна царёва», «Малюта», «Царёво молчание», «Смутное время», триптихи «Покаяние», «Царская Голгофа» и «Русский век». Зрителям были представлены уникальные работы – диорама «Брусиловский прорыв» и макет панорамы «Куликовская битва». С 2003 года у художника в разных вариантах прошло 14 выставок «Любимой России» в Москве.

– Павел Викторович, в разряд каких выставок ставите «Любимую Россию», какое значение она имеет для вас?

– Задумывая выставку, хотел создать пространство, на котором современный человек смог бы понять себя, идентифицировать, как сейчас говорят, определиться в национальной памяти. Чтобы он качнулся в сторону веры и сделал выбор между добром и злом. Выставка не призвана будоражить страсти в человеке, спецэффектов здесь нет, но в то же время, работая над картинами, я старался всколыхнуть в людях их генетическую память. Помните, в фильме «Урга» Никиты Михалкова тонко подмечен момент, когда водитель-дальнобойщик, случайно услышав вальс «На сопках Маньчжурии», вдруг остро понимает, что у него там, в русско-японскую войну, кто-то воевал.

И мне хотелось, чтобы на моей выставке восстанавливалась связь поколений, прерванная в 1917 году, чтобы выставка соединяла людей с самими собой, вдохновляла на жизнь, подобную жизни их предков. Мне хотелось, чтобы зрители почувствовали себя русскими людьми
– не аморфными россиянами, которые боятся произнести слово «русский».

– Как выбираете сюжеты для картин? Почему останавливаете внимание на тех или иных моментах и персонажах русской истории? Что, как правило, бывает импульсом?

– Ну скажите, какая русская история без Александра Невского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, Алексея Михайловича Тишайшего, отца Петра Первого, Ивана Васильевича Грозного, его опричника Малюты Скуратова, Федора Иоанновича, Николая II?.. А без «Царской голгофы», где речь идет о предательстве царя, как может такая выставка существовать?.. Вот «Зонтик», вот «Прощание с конвоем» – без верности этим идеалам как можно представить русскую историю?.. Мимо Гражданской войны тоже не пройдешь – зрителей я вожу по эпохам, как в машине времени, и им интересно.

– А как началось ваше существование как художника?

– Родом я из Калуги, папа – военный инженер. Оба деда были любителями живописи, пришли с фронта и писали в свое удовольствие. Мне ничего не прививали, но я в этой атмосфере рос, с младенчества видел их картинки, они мне нравились. А в 11 лет поступил в художественную школу при Суриковском институте и жил в интернате, так что семья для меня – понятие больше теоретическое. Поездки домой в неотапливаемых, тусклых электричках зимой вспоминаю, как фильм ужасов. А возвращение в интернат из теплого дома с чистой постелью, от мамы с папой, было для меня настоящей пыткой. Берешь портфель и пешочком восемь километров по железнодорожным путям, до вокзала в Калуге, жили мы в поселке 40 лет Октября. Первое время меня провожали, но проводы эти были ужасны для психики ребенка. Ездил я в две недели раз, только вроде боль от расставания с родителями утихнет – и снова рану растревоживаешь; постепенно стал ездить все реже.

После школы поступал в Суриковский институт, но меня сняли с экзаменов, сказав, что я дальтоник. Я от всей души пошел тогда в армию, отслужил и поступил к Илье Сергеевичу Глазунову в академию.

– Илья Глазунов, наверное, оказал на вас большое влияние?

– Думаю, да. Глазунов сформировал меня как личность. Я его очень люблю, уважаю, ценю общение с ним. Одиннадцать лет преподавал в его академии, но он же меня и уволил. Спросите – почему, отвечу – потому что я тоже личность, а Илья Сергеевич ревнив и, к сожалению, не понял, что надо гордиться тем, кого вырастил, а не душить его. Вот, допустим, великий артист современности Табаков понимает это и поддерживает своих птенцов. Для меня это очень больная ситуация, потому что я не считаю Глазунова посторонним, для меня это родной человек.

– И кто же формировал вас как художника?

– Серов. Суриков. Левитан. Из западных титанов – Рембрандт, из старых мастеров – Веронезе, Тициан, Веласкес великий, конечно же.

– Как вам мыслится воплощение замысла с панорамой «Куликовская битва»? Почему вообще именно эту страницу истории вы избрали для столь крупного проекта?

– Ответ лежит на поверхности. В России сейчас принято много шутить и громко смеяться шуткам. Причем вкусы у всех разные. Кто-то любит «Ледниковый период», кто-то – «Уральские пельмени», а кто-то – «Нашу Рашу». А я люблю Русь и, считаю, без любви к Руси невозможно никуда сдвинуться дальше. Русь! Я русский, и я люблю Россию. С моей точки зрения, современному человеку надо окунуться в эпоху Куликова поля, как в живую воду, чтобы выйти из нее другим человеком. Знаете, как в сказках кропили человека живой и мертвой водой. Для этого я и задумал установить на Куликовом поле панораму-памятник «Куликовская битва». Макет, как видите, готов, и работу можно разворачивать хоть завтра.

Панорама не имеет аналогов в мире, это будет насыпной курган под землей. Люди будут опускаться в музей «Куликовская битва», где будет все обустроено, даже ресторан будет. После осмотра музея они поднимутся на смотровую площадку панорамы и окажутся посреди поля Куликова прямо в сражении. Увидят полки ратников, Дмитрия Донского и Мамая, различат засадный полк, услышат ржание коней. Прямо перед ними будет колыхаться ковыль, а солнце будет двигаться по кругу.

– Вам хотелось бы иметь свой музей?

– Зрителям очень хочется, но в Москве это невозможно, потому что 80 процентов времени надо будет тратить на встречи с чиновниками. Я хотел бы открыть музей в Калуге.

– Над чем работаете в своих мыслях?

– Развиваю то, что сделано. Есть мысли о том, чтобы написать 5-6 картин, начав с тем Ветхого Завета, мученичества Христа, гонений христиан в Риме, дойти до современности и соединить все это с сегодняшним днем. И я знаю, как это сделать. Сегодняшнему дню будет посвящена только одна работа, но она будет тянуть по смыслу на все последние двадцать лет.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин и спикер Национальной ассамблеи Пакистана подписали соглашение о межпарламентском сотрудничестве
  2. Владимир Путин на саммите ОДКБ рассказал о характеристиках «Орешника» и сравнил его с ядерным оружием
  3. В Госдуме обсудили поддержку разработчиков беспилотных технологий и искусственного интеллекта
  4. Центробанк представил варианты изображений для купюры в 1000 рублей
  5. Владимир Джабаров: Зеленский нуждается в продолжении конфликта с РФ, это его единственный шанс выжить
  6. Александр Лукашенко: Искусственный интеллект может погубить человечество
  7. Александр Лукашенко принимает участие в саммите ОДКБ в Астане
  8. В Астане открылась сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ
  9. Школы протестировали детей мигрантов на знание русского языка
  10. В Киеве после утренней атаки случился транспортный коллапс
  11. ЦБ может повысить ключевую ставку в декабре
  12. В МИД Беларуси выразили обеспокоенность травлей белорусов в Польше
  13. Сергей Лавров на вопрос об ударах ATACMS по РФ: Терпение России заканчивается
  14. Александр Лукашенко призвал вывести партнерство с Мавританией на новый уровень
  15. Владимир Путин и Касым-Жомарт Токаев договорились укреплять стратегическое партнерство

Парламентское Собрание

От развития Союзного государства должны выиграть люди

Вызовы и испытания только сплачивают союз России и Беларуси.

Политика

Миссию наблюдателей от СНГ на выборах президента Беларуси возглавит Сергей Лебедев

На выборах президента Республики Беларусь миссию наблюдателей от СНГ возглавит Генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев. Автор Юлия Толкачева

МНЕНИЯ

Запад собирается воевать до последнего украинца

Анатолий Заусайлов

США настаивают на снижении возрастного порога при мобилизации на Украине

Мясорубка для ВСУ - на полных оборотах!

Михаил Васильев

Потери Вооруженных сил Украины в конфликте с Россией могут достигать полумиллиона

«Орешник» предлагают вырубить

Валерий Чумаков

В российской Википедии пытаются удалить статью о новом ракетном комплексе

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также