36 ММКФ: Красная армия всех сильней
С 19 по 28 июня в столице проходит 36-й Московский международный кинофестиваль
Почетный приз «За высочайшее мастерство и выдающийся вклад в мировой кинематограф» вручили Глебу Панфилову, автору выдающихся фильмов, в которых правда истории всегда была представлена во всей ее сложности и многозначности. Глеб Панфилов возглавляет в этом году жюри основного конкурса, в котором наряду с немецкой актрисой Франциской Петри, блиставшей в 2012 году в Венеции в фильме Кирилла Серебренникова «Измена», работают режиссеры Леван Когуашвили из Грузии и Абдеррахман Сиссако из Мавритании – выпускники ВГИКа – и продюсер из Франции Лоран Данилю. Фильмы Когуашвили и Сиссако – «Свидания вслепую» и «Тимбукту» – зрители увидят в программах «Восемь с половиной» и «Божественная эйфория».
Фестиваль открылся документальной лентой молодого американского режиссера Гэйба Польски «Красная армия», с успехом показанной недавно в Каннах. Польски, сын киевских эмигрантов, увлекавшийся хоккеем, снял фильм о самом успешном коллективе в истории спорта – хоккейном клубе ЦСКА. Повествование идет от лица капитана команды Вячеслава Фетисова. Фильм хорошо был принят московской аудиторией, Никита Михалков отметил мастерство молодого режиссера, который сумел разговорить членов команды, показав на экране, как сложно людям вспоминать драматические события прошлого. Фильм отмечен исследовательским духом, он показывает, как социальные и культурные перемены в СССР влияли на взлеты и падения хоккейной команды ЦСКА. А главное – картина полна доброго отношения к стране, с которой связан корнями автор. Вячеслав Фетисов, прославленный советский спортсмен, один из лучших хоккеистов в истории, ныне политик, почувствовал себя звездой на этом вечере. «Для меня это был новый опыт, такого movie star, – сказал он. – Проход по красной дорожке, множество интервью. Этот фильм – не только об истории моей страны и моей команды, это еще и кино о том, как же так вышло, что в закрытой стране, за «железным занавесом», родился самый свободный хоккейный стиль».
Если говорить о соотношении сильных и посредственных фильмов в конкурсе, то оно такое же, как на крупных международных фестивалях. В фаворе у прессы оказывается тройка-пятерка фильмов, которые в результате и получают награды. Другое дело, что «имена», по традиции, уходят в Канны, а «чистое искусство» – в Венецию, но эти фестивали вдвое старше Москвы, и традиции их покрепче. Потому и московский конкурс не так силен, и отборщикам приходится выбирать из того, что осталось. Обидно? Конечно. И впору задать вопрос: а так ли это невозможно, чтобы новый фильм Дарденнов, Ханеке или Джейлана оказался в конкурсе Москвы?
Основной конкурс пока не самая сильная сторона ММКФ. Из того, что уже показано на фестивале, – «Хардкор диско» (Польша) – все та же проблема отцов и детей, «Круговерть» (Франция) – нечто о поисках любви, голландский «Репортер» – драма неприкаянной жизни, «Свет моих очей» (Турция, Франция) – психологический опус о человеке, теряющем зрение, – фаворита выделить трудновато. Пожалуй, интереснее всего – экранизации. Молодой режиссер Кадзуёси Кумакири в «Моем мужчине» на фоне ужасов стихийных бедствий рассказывает историю японской Лолиты. Виктория Трофименко в «Братьях» (Украина) анализирует актуальную тему вражды между кровными родственниками, а известный английский фотограф и режиссер Антон Корбейн повествует нам, откуда берутся чеченские террористы на Западе. Там кинематографисты, похоже, всерьез взялись за тему Чечни и совсем скоро расскажут нам, как все было на самом деле. Только что в Каннах французский режиссер Мишель Хазанавичюс показал в конкурсе наивную сказку «Поиск» – о событиях 1999 года в Чечне, и вот пожалуйста – в Москве смотрим боевик о том, как немецкая и американская разведки гоняются за чеченским террористом (Григорий Добрыгин), приехавшим в Гамбург, по их мнению, за большими деньгами своего отца, русского военного чина, хранящимися в банке. Как выясняется, отец изнасиловал 15-летнюю чеченку, умершую при родах этого самого «террориста».
Заканчивается все плохо, хорошему чеченцу не удается отправить «грязные» деньги ненавистного отца в благотворительные фонды Чечни и найти новую жизнь. В фильме заняты замечательные актеры, достаточно сказать, что свою последнюю роль в нем сыграл Филипп Сеймур Хоффман, но от привкуса клюквы не отделаться.
Что впереди?.. Россию в конкурсе представляют картины Владимира Тумаева «Белый ягель» и Валерии Гай Германики «Да и да».
По традиции, силен конкурс документального кино, в котором, кажется, не останется без внимания жюри картина ливанского режиссера Зейны Даккаш «Дневник Шахерезады» – потрясающие своим откровением признания узниц ливанской тюрьмы, попавших туда за сопротивление домашнему насилию. По-прежнему уникальна внеконкурсная программа «Свободная мысль». Всего внеконкурсных программ на ММКФ – 20, и это именно то, что выгодно отличает наш фестиваль от других. «Восемь с половиной», «Сделано в Китае», «Русский след», «Ателье», «Божественная эйфория» хорошо известны киноманам, билетом на них разжиться очень трудно. Вне конкуренции в этом году «Спецпоказы» – с новым фильмом «Мы тебя любим, мерзавец», весьма автобиографическим, приехал на фестиваль Клод Лелуш. У знаменитого фотографа Жака Камински, которого играет французский рок-певец Джонни Холлидей, пять дочерей и несколько жен. Дочери незнакомы между собой, ненавидят папашу, пишут о нем разоблачительные книги, а он, зная о смертельной болезни, страдает еще и от этого, страстно желая объединить семью. И делает это роковым образом. Но, несмотря на трагедию, финал фильма светел. Любимые женщины Жака Камински приезжают в его дом в предгорьях Альп, и вся воспетая им природа, птицы и домашние животные, все, что было живо на его фотографиях, радуется вместе с людьми. В этой же программе – документальная картина Вима Вендерса «Соль земли» – об уникальном бразильском фотографе Себастьяне Сальгадо, показавшем жизнь людей в самых недоступных местах земли.
Внимание всех в «Восьми с половиной», конечно, привлек скандальный фильм Абеля Феррары «Добро пожаловать в Нью-Йорк» – еще об одном «мерзавце», банкире Деверо, претенденте на пост президента Франции, и при этом любителе оргий и пикантностей в сексе, угодившем в тюрьму по причине нападения на чернокожую горничную отеля. Играет богача со всей откровенностью Жерар Депардье, причем не «столько желая понять, сколько быть похожим на этого персонажа». Кого же? Конечно, Стросс-Кана, говорят, он уже подал в суд на создателей фильма. В этой же программе фильм Дэвида Маккензи «Меченый» – о том, как в британских тюрьмах работают с неуправляемыми молодыми преступниками.
В рамках фестиваля в посольстве Италии состоялась презентация российско-итальянского фильма Серджо Бассо «Приключения маленьких итальянцев». В Доме кино, по традиции, демонстрируются программы российских игровых, документальных и анимационных фильмов. Будет показано немало картин из программ недавнего «Кинотавра». «Левиафана» не будет, вместо него программу открыли фильмом Михаила Сегала «Кино про Алексеева» – с Александром Збруевым в главной роли.