Не припомнить такого аншлага на фильме закрытия, какой был на «Левиафане» лауреата Канн Андрея Звягинцева на 25-м «Кинотавре». Зал в целом доброжелательно воспринял остросоциальную драму Звягинцева, хотя не обошлось и без критики. Тема «Левиафана» – противостояние человека и государственной машины – остро волнует режиссеров, представляющих фильмы в конкурсе «Кинотавра». Как по-разному можно противостоять этой «машине», обращаясь к опыту библейского Иова, мастерски показывает Звягинцев, председатель конкурсного жюри 25-го «Кинотавра».
Распределение призов в этом году было максимально взвешенным. Фаворитом кинотаврской публики стал фильм Юрия Быкова «Дурак» – острое публицистическое высказывание о том же самом столкновении человека с госмашиной, и все ждали, как жюри Звягинцева оценит эту работу. «Дураку», снискавшему диплом Гильдии кинокритиков, жюри вручило приз за сценарий – именно такой получил сам Звягинцев в Каннах. «Дурак» Юрия Быкова – сантехник Дима (прекрасная работа Артема Быстрова) обнаруживает трещину в несущей стене общежития, которое, по всем расчетам, должно рухнуть в течение ночи, вступает в тяжбу с городскими чиновниками. На чаше весов – 800 человеческих жизней, цена которым, убеждает фильм, грош. Чиновники, погрязшие в коррупции, со страстью, превосходящей гоголевских собратьев из «Ревизора», начинают спасать свои шкуры. Сцена ночного заседания в кабинете главы управы (Наталья Суркова) и решения, принятые отцами города, вызывают ужас. Кстати, фильм «Дурак» режиссер посвятил памяти Алексея Балабанова. И, как ни странно, это было единственное упоминание имени гениального режиссера на главном отечественном фестивале современного кино.
Признаться, приз за лучшую мужскую роль публика готова была отдать Артему Быстрову – быковскому «дураку», но получил его Алексей Филимонов из картины Оксаны Бычковой «Еще один год» по мотивам пьесы Александра Володина «С любимыми не расставайтесь». Да, появилась еще одна версия на тему знаменитой пьесы – актеры нового поколения разыгрывают вечный сюжет свежо и романтично, со всеми реалиями циничной современной жизни. И Алексей Филимонов создает образ, мгновенно воскрешающий в памяти зрителей киногероев, умудрившихся потерять в этой жизни своих «единственных»…
Тема Левиафана не оставляла в покое публику «Кинотавра» – фильмы Наталии Мещаниновой «Комбинат «Надежда» и Ивана И. Твердовского «Класс коррекции» (приз за лучший дебют) вновь концентрировали внимание на разрушении человеческих связей, на необъяснимой жестокости молодых, на острейшей теме отцов и детей. В «Комбинате «Надежда» норильская молодежь гибнет в беспросвете безделья и разврата, алкоголь и безудержный мат – это их аура. Будущего нет. Фильм излишне натуралистичен и, вероятно, поэтому, несмотря на остроту темы, не снискал наград. Чего не скажешь о «Классе коррекции», снятом по одноименной книге детского психолога Екатерины Мурашовой. Всем известны классы для «проблемных» детей в школах, но не все представляют, что творится в этих «гетто», где под одну гребенку стригут детей с разными заболеваниями, обучая их по одной программе. Обрубая тем самым им путь к получению профессии и самостоятельному существованию.
Проблемам молодых, их поискам самоидентификации, а главное, поискам любви посвящена картина Нигины Сайфуллаевой «Как тебя зовут» (диплом «За легкое дыхание»). Фильм полон молодой страсти, бурлящих искренних чувств, разочарований, надежд – очень точные штрихи к портрету поколения 17-летних.
Не обошлось без сцен из жизни гламура, показанных в картине Анны Меликян «Звезда» (приз за режиссуру). В 105-й раз нам убедительно показали, что богатые тоже плачут, болеют страшными болезнями, рождаются звездами и умело торят путь на Олимп. Литовская актриса Северия Янушаускайте даже получила приз за лучшую женскую роль, сыграв светскую львицу, познавшую вкус жизни и истинных человеческих привязанностей, лишь оказавшись на дне жизни. Любопытно, но слишком много хитросплетений, надуманностей, случайностей и совпадений. Роль 15-летнего подростка в картине сыграл Павел Табаков, которого приехали поддержать звездные родители Олег Табаков и Марина Зудина.
Главные призы – Гран-при основного жюри и «Слон» критиков, редкостное совпадение, ушли Александру Котту, режиссеру фильма «Испытание». И здесь тоже чувствуется рука Звягинцева. «Испытание» – экспериментальный фильм, высокохудожественная лента, снятая Леваном Капанадзе (приз лучшему оператору) без единого диалога героев – только звуки казахской степи. В одиноком доме живет юная героиня со своим отцом – водителем грузовика и не ведает, что рядом полигон, на котором готовятся к испытанию водородной бомбы. Середина XX века. Но испытание состоится в финале картины, а до того зрители проведут полтора часа, окунувшись в мир красоты степи, в мир переживаний прелестной девочки (Елена Ан), связанных с ее взаимоотношениями с недальновидным отцом и двумя поклонниками – русским фотографом и местным пареньком. Страшный параллельный мир, существующий рядом с миром героини, постоянно врывается в ее жизнь, но не нарушает гармонии. Даже тогда, когда забирает ее отца…
Страшный взрыв настигнет молодых людей в момент их объяснения в любви – не словами, а с помощью детской игры «в ниточки». И клубящийся гриб, сметающий все на своем пути, будет последним видением в их жизни… Кадры завораживающей красоты. Я спросила Александра Кота: «Разве смерть и красота могут стоять в одном ряду?» И он ответил: «Да». Режиссер не надеется на широкий прокат, но если на спецпоказах или в артхаусных залах у вас будет возможность посмотреть «Испытание» – посмотрите непременно. В конце концов Александр Котт прав: «Кино – это изображение».