В мире тотального кинематографа
В Сочи проходит 25-й Открытый Российский кинофестиваль «Кинотавр»
На церемонии представили жюри двух конкурсных программ – в основном конкурсе председательствует Андрей Звягинцев, чуть больше недели назад ставший лауреатом 67-го Каннского фестиваля с фильмом «Левиафан», а в «Коротком метре» – Алексей Мизгирев. На фестивале также будет работать жюри кинопрокатчиков. Приз за вклад в киноискусство с формулировкой «За художественный язык, оказавший влияние на мировой кинематограф, и бескомпромиссную гражданскую позицию» вручили кинорежиссеру Александру Сокурову. Автор «Фауста» в кино сказал: «Здесь, на берегу моря, вдруг неожиданно понимаешь, что такое свобода. Фестиваль «Кинотавр» продолжит показывать кино молодое, а молодые люди будут понимать, что было, есть и останется главной ценностью нового российского общества – демократия. И всегда среди нас будут люди, которые не станут жалеть живота своего для того, чтобы отстаивать интересы культуры и интересы демократии нашей великой страны».
Фестиваль открылся программой конкурсных короткометражных фильмов, в которой зрители, помимо фильмов известных актеров Яны Трояновой и Григория Добрыгина, увидели остроумную ленту Андрея Андрианова «Киноман» – о настоящей зависимости героя от кинообразов. И если обратиться к высказыванию программного директора «Кинотавра» Ситоры Алиевой – «Мы живем в мире тотального кинематографа. Кино настолько проникло в умы людей, что даже психологи подтвердили: если раньше люди апеллировали к своим снам и мечтаниям, то сейчас, лежа на кушетке у психотерапевта, обращаются к кинематографическим образам», то «Киномана» можно назвать знаковым фильмом. Короткометражное кино вообще правит бал на 25-м «Кинотавре», и это вполне в русле мыслей мировых кинофорумов, достаточно вспомнить Канны – интерес к короткометражному кино огромен, программ становится все больше, и это понятно. Снимают «короткий метр» в основном молодые. И в этом году на «Кинотавре», рассказывает куратор программы Наталья Нусинова, представлено три типа авторского короткометражного фильма – «от чистого эксперимента «фестивального» кино до прикладных фильмов, снятых по заказу рекламодателей. А между этими полюсами – авторский «короткий метр», подаренный художниками как лот для благотворительных аукционов». Фильмы из программы Светланы Бондарчук – «Короткий метр. Благотворительность. Action!» – уже из частной коллекции – показали на второй день фестиваля. Режиссерами 5-8-минутных фильмов выступили Владимир Хотиненко («Кузнечик»), Федор Бондарчук («Саша»), Иван Вырыпаев («Исповедник») и другие мастера. Совершенно бесплатно. Поразительные, трогательные короткометражки о разных моментах нашей жизни вызывают у зрителей бурю чувств и непременно позитивный настрой. Все средства, вырученные на аукционах, идут на лечение больных детей. Впереди программы «Короткий метр. Реклама», эпиграфом к которой вполне можно взять эпатажное заявление Ивана Вырыпаева – «Весь этот мир – реклама», и фильмы арт-группы Провмыза, где художники Галина Мызникова и Сергей Проворов расскажут о стирании граней между разными видами и жанрами современного искусства.
Среди ретроспектив этого года особый интерес должна вызвать – «В мертвой петле», где покажут фильмы отечественных и зарубежных режиссеров о Первой мировой войне, снятые в 30-х, 60-х, 2010-х годах. Также покажут ретроспективы из жизни спорта – одна из них называется «И зимой летом небывалых ждать чудес». Зрители Сочи по-прежнему смотрят «Кино на площади» – фестиваль в постолимпийском Сочи также любим и актуален. Видели бы вы репетицию перед началом красной дорожки, – в этом году она сменила цвет с голубой на красную, – громовые овации сотрясали солнечный воздух перед Зимним театром. А когда на дорожке появились Александр Роднянский, Федор Бондарчук, Андрей Звягинцев, Елена Лядова, Вадим Абдрашитов и другие мастера российского кинематографа, овации зазвучали с удвоенной силой.
Ну и о конкурсе. Из 14 картин 8 сняты женщинами-режиссерами, и этот знак феминизации кинематографа также имеет международный блик. Женщины наступают. В первый же день мы посмотрели два «женских» фильма – социальную драму Натальи Мещаниновой «Комбинат «Надежда» – о беспросветной жизни молодежи в Норильске, где один день дует «серный ветерок», а другой – «хлорный». Молодежь много пьет, курит, матерится, и это, конечно, создает прецедент – приближается 1 июля, день запрета на мат в литературе и кино. Что будем делать? Оскоплять язык или обходиться нормативной лексикой? Александр Сокуров, которого нарек «гением» сам Андрей Тарковский, на своем мастер-классе сказал резкое «нет» мату на экране. И я голосую за его высказывание.
Второй «женский» фильм по мотивам пьесы Александра Володина «С любимыми не расставайтесь» сняла Оксана Бычкова, получавшая призы «Кинотавра». «Еще один год» – это пронзительная история любви с умело снятыми интимными сценами. Очаровательный фильм, снятый на актуальнейшую тему, – слишком многие во всем мире расстаются с любимыми… В конкурсе участвуют лишь несколько мастеров – Светлана Проскурина, Александр Котт, Рамиль Салахутдинов, остальные сняли по второму-третьему фильму, шестеро – дебютанты. Все настроены на открытия – смотрим молодое кино. Что-то будет…
В деловой части фестиваль заметно придвинулся к уровню международных кинофорумов. Так, в круглом столе Андрея Плахова «Киноиндустрия в Европе и в России»: национальные модели, общий рынок» будет участвовать компания Europen Film Promotion, европейцы расскажут, как они продвигают свое кино по миру. Представитель Eurimages расскажет о сотрудничестве России с этой компанией. Даниил Дондурей проведет круглый стол по актуальному кино. Состоится питчинг (представление новых проектов), конференция по кинообразованию в РФ. На фестивале работает кинорынок.
Поклонники Андрея Звягинцева ждут его мастер-класса, а также фильма «Левиафан», которым закроют «Кинотавр»
Сочи – Москва