САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

В мире тотального кинематографа

В Сочи проходит 25-й Открытый Российский кинофестиваль «Кинотавр»

На церемонии открытия президент фестиваля Александр Роднянский напомнил, что в начале 1990-х «Кинотавр» был основан  Марком Рудинштейном как альтернативный кинопрокат. «Через 25 лет мы говорим всерьез, без преувеличения, о том, что российский кинематограф – это реальность. Большое количество фильмов конкурсной программы фестиваля заслуживает пристального внимания аудитории. В российском кинематографе живы и развиваются те замечательные традиции, которые сделали его уникальным культурным явлением, – сказал Александр Роднянский. – Иными словами, живы авторы. Собственно, для того и существует «Кинотавр», чтобы каждый раз напоминать, что кинопроцесс утверждает право человека на высказывание».
    
На церемонии представили жюри двух конкурсных программ – в основном конкурсе председательствует Андрей Звягинцев, чуть больше недели назад ставший лауреатом 67-го Каннского фестиваля с фильмом «Левиафан», а в «Коротком метре» – Алексей Мизгирев. На фестивале также будет работать жюри кинопрокатчиков. Приз за вклад в киноискусство с формулировкой «За художественный язык, оказавший влияние на мировой кинематограф, и  бескомпромиссную гражданскую позицию» вручили кинорежиссеру Александру Сокурову. Автор «Фауста» в кино сказал: «Здесь, на берегу моря, вдруг неожиданно понимаешь, что такое свобода. Фестиваль «Кинотавр» продолжит показывать кино молодое, а молодые люди будут понимать, что было, есть и останется главной ценностью нового российского общества – демократия. И всегда среди нас будут люди, которые не станут жалеть живота своего для того, чтобы отстаивать интересы культуры и интересы демократии нашей великой страны».
    
Фестиваль открылся программой конкурсных короткометражных фильмов, в которой зрители, помимо фильмов известных актеров Яны Трояновой и Григория Добрыгина, увидели остроумную ленту Андрея Андрианова «Киноман» – о настоящей зависимости героя от кинообразов. И если обратиться к высказыванию программного директора «Кинотавра» Ситоры Алиевой – «Мы живем в мире тотального кинематографа. Кино настолько проникло в умы людей, что даже психологи подтвердили: если раньше люди апеллировали к своим снам и мечтаниям, то сейчас, лежа на кушетке у психотерапевта, обращаются к кинематографическим образам», то «Киномана» можно назвать знаковым фильмом. Короткометражное кино вообще правит бал на 25-м «Кинотавре», и это вполне в русле мыслей мировых кинофорумов, достаточно вспомнить Канны – интерес к короткометражному кино огромен, программ становится все больше, и это понятно. Снимают «короткий метр» в основном молодые. И в этом году на «Кинотавре», рассказывает куратор программы Наталья Нусинова, представлено три типа авторского короткометражного фильма – «от чистого эксперимента «фестивального» кино до прикладных фильмов, снятых по заказу рекламодателей. А между этими полюсами – авторский «короткий метр», подаренный художниками как лот для благотворительных аукционов». Фильмы из программы Светланы Бондарчук – «Короткий метр. Благотворительность. Action!» – уже из частной коллекции – показали на второй день фестиваля. Режиссерами 5-8-минутных фильмов выступили Владимир Хотиненко («Кузнечик»), Федор Бондарчук («Саша»), Иван Вырыпаев («Исповедник») и другие мастера. Совершенно бесплатно. Поразительные, трогательные короткометражки о разных моментах нашей жизни вызывают у зрителей бурю чувств и непременно позитивный настрой. Все средства, вырученные на аукционах, идут на лечение больных детей. Впереди программы «Короткий метр. Реклама», эпиграфом к которой вполне можно взять эпатажное заявление Ивана Вырыпаева – «Весь этот мир – реклама», и фильмы арт-группы Провмыза, где художники Галина Мызникова и Сергей Проворов расскажут о стирании граней между разными видами и жанрами современного искусства.  
    
Среди ретроспектив этого года особый интерес должна вызвать – «В мертвой петле», где покажут фильмы отечественных и зарубежных режиссеров о Первой мировой войне, снятые в 30-х, 60-х, 2010-х годах. Также покажут ретроспективы из жизни спорта – одна из них называется «И зимой летом небывалых ждать чудес». Зрители Сочи  по-прежнему смотрят «Кино на площади» – фестиваль в постолимпийском Сочи также любим и актуален. Видели бы вы репетицию перед началом красной дорожки, – в этом году она сменила цвет с голубой на красную, – громовые овации сотрясали солнечный воздух перед Зимним театром. А когда на дорожке появились Александр Роднянский, Федор Бондарчук, Андрей Звягинцев, Елена Лядова, Вадим Абдрашитов и другие мастера российского кинематографа, овации зазвучали с удвоенной силой.
    
Ну и о конкурсе. Из 14 картин 8 сняты женщинами-режиссерами, и этот знак феминизации кинематографа также имеет международный блик. Женщины наступают. В первый же день мы посмотрели два «женских» фильма – социальную драму Натальи Мещаниновой «Комбинат «Надежда» – о беспросветной жизни молодежи в Норильске, где один день дует «серный ветерок», а другой – «хлорный». Молодежь много пьет, курит, матерится, и это, конечно, создает прецедент – приближается 1 июля, день запрета на мат в литературе и кино. Что будем делать? Оскоплять язык или обходиться нормативной лексикой? Александр Сокуров, которого нарек «гением» сам Андрей Тарковский, на своем мастер-классе сказал резкое «нет» мату на экране. И я голосую за его высказывание.
    
Второй «женский» фильм по мотивам пьесы Александра Володина «С любимыми не расставайтесь» сняла Оксана Бычкова, получавшая призы «Кинотавра». «Еще один год» – это пронзительная история любви с умело снятыми интимными сценами. Очаровательный фильм, снятый на актуальнейшую тему, – слишком многие во всем мире расстаются с любимыми… В конкурсе участвуют лишь несколько мастеров – Светлана Проскурина, Александр Котт, Рамиль Салахутдинов, остальные сняли по второму-третьему фильму, шестеро – дебютанты. Все настроены на открытия – смотрим молодое кино. Что-то будет…
    
В деловой части фестиваль заметно придвинулся к уровню международных кинофорумов. Так, в круглом столе Андрея Плахова «Киноиндустрия в Европе и в России»: национальные модели, общий рынок» будет участвовать компания Europen Film Promotion, европейцы расскажут, как они продвигают свое кино по миру. Представитель Eurimages расскажет о сотрудничестве России с этой компанией. Даниил Дондурей проведет круглый стол по актуальному кино. Состоится питчинг (представление новых проектов), конференция по кинообразованию в РФ. На фестивале работает кинорынок.

Поклонники Андрея Звягинцева ждут его мастер-класса, а также фильма «Левиафан», которым закроют «Кинотавр»
Сочи – Москва
      
     

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Москалькова рассказала, как идет диалог по обмену пленными
  2. Из украинского плена вернули 95 российских военнослужащих
  3. Беларусь вводит безвизовый режим для 35 стран ЕС
  4. Матвиенко рассказала, как ее пытались обмануть мошенники
  5. Азовцы* анонсировали турне по Европе
  6. Алаудинов пообещал наказать украинцев, расстрелявших российского военного
  7. На Украине заявили, что Киев использует коридор через Беларусь для подготовки терактов в РФ
  8. Международная федерация бодибилдинга вернула россиянам и белорусам их флаг и гимн
  9. Путин: необходимо перейти к более широкому внедрению цифрового рубля
  10. «Демократичный» донос: на латвийку пожаловались за выступление на «Славянском базаре»
  11. В Кремле прокомментировали взаимоотношения Путина и Трампа
  12. ВСУ начали использовать новое средство поражения живой силы
  13. Минэнерго заявило о возможных отключениях электричества из-за жары на юге страны
  14. В России впервые установили управление БПЛА через космический спутник
  15. В России запустят сервис знакомств с проверкой долгов и алиментов

Парламентское Собрание

БРИКС обгоняет Большую семёрку по росту ВВП

Гегемоны превращаются в аутсайдеров

МНЕНИЯ

Не «друг», не «враг» и не «так»

Валерий Чумаков

Кандидат в Президенты США Дональд Трамп назвал идущего с ним в паре кандидата в вице-президенты

Сыграли против себя

Татьяна Вахромеева

Дональд Трамп  - о том, куда Америку завела политика ее руководства.

Надо идти до конца

Олег Зинченко

На войне как на войне

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также