САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Дела семейные, военные, хоккейные...

Во Франции близится к завершению 67-й Каннский кинофестиваль 

Что ни говорите, а времена глобальных конфликтов сказываются и на самых блестящих праздниках, даже таких, как Каннский киносмотр. Вроде бы окружает тебя все то же самое – солнце, море, белые пароходы на горизонте. Блеск и гламур звезд на красной дорожке, фанаты на постах, обширные программы просмотров, пресс-конференции, презентации, вечеринки – вроде все то же самое, но вплетается в происходящее некая нота грусти. И отмечаешь сторонним оком, что и в самолете, летящем в Ниццу, было непривычно много свободных мест. И, как говорят киношники, драйва и куража среди публики не наблюдается… Впрочем, настроение объяснимое: в руководстве фестиваля грядут перемены – свой пост покидает многолетний его президент Жиль Жакоб.  

А открылся фестиваль скандальной премьерой Оливье Даана «Принцесса Монако» – о голливудской звезде Грейс Келли, которая предпочла служение семье звездной карьере. В этой роли снялась нынешняя звезда Голливуда Николь Кидман. На премьеру не приехали ни члены королевской семьи, ни американский прокатчик картины Харви Вайнштейн, требовавший перемонтажа картины, поскольку ему не хватало в ней драмы. Дети Грейс Келли назвали фильм «фарсом», и их не убедили слова режиссера о том, что он «снимал не байопик и стремился не просто следовать фактам, а смотрел на вещи немного глубже». Международная пресса фильм раскритиковала, впрочем, российский зритель может сверить свои впечатления с мнением критиков, фильм «Принцесса Монако» уже вышел в российский прокат. 

В дальнейшем программы предлагали к просмотру самые разные фильмы – «Мистер Тёрнер» Майка Ли (о великом английском живописце XIX века) и «Тимбукту» Абдеррахмана Сиссако (о гибельности фундаментализма) в основном конкурсе, «Тусовщица» Марии Амачукели (о девушках легкого поведения) и «Бежать» Филиппа Лакота (о политическом кризисе в Кот д’Ивуаре) в «Особом взгляде», но кто бы мог предположить, что через день после открытия фестиваля на Спецпоказе в кинозале раздастся громовое – 

«Ведь от тайги до британских морей 
Красная армия всех сильней!» – 

и документалистика в очередной раз заявит о своем праве первородства по сравнению с художественным кино.
Фильм «Красная армия» о советских хоккеистах снял молодой американский режиссер с русскими корнями Гэйб Польски, в прошлом хоккеист. Вместе с ним фильм представлял легенда советского хоккея Вячеслав Фетисов. Гэйб Польски родился в Америке, куда с Украины эмигрировали его родители. В детстве он познакомился с тренером, который обучил его советским приемам хоккея на льду. Картина Гэйба Польски сделана динамично. Автор рассказывает о знаменитой пятерке Фетисова, Ларионова, Касатонова, Крутова и Макарова, составившей костяк хоккейной команды. Показывает, как она развивалась на фоне успехов страны, как распалась с наступлением новых экономических отношений. В фильме появляются портреты вождей – Сталина и Хрущева, американских президентов Картера и Рейгана, Президента России Владимира Путина. Режиссер много работал с советскими архивными документами, записал интервью с игроками, заручился поддержкой Фетисова. Зрители тепло приняли картину, бурно приветствовали Вячеслава Фетисова, который сказал, что свое присутствие в Каннах ему хочется назвать «сном наяву».

Начало формы
      
В спецпоказах демонстрировались еще два знаковых фильма – документальный «Сирия: автопортрет» Оссамы Мохаммеда и Виам Симав Бердирксан и игровой «Собственники» казахского режиссера Адильхана Ержанова. Картины из тех, от которых стынет кровь. Основой фильма о Сирии стали кровавые кадры, выкладываемые в Youtube местными жителями, на них невозможно смотреть без содрогания. Через них немолодой режиссер, живущий с 2011 года во Франции, и молодая кинематографистка пытаются достучаться до мирового сообщества. Оссама Мохаммед называет свою молодую коллегу «новым лицом Сирии и свободного кино».

32-летний режиссер Адильхан Ержанов рассказывает о тщетной попытке молодых людей отстоять принадлежащий им по праву дом в казахстанской деревне. В результате этой «борьбы», под натиском «правоохранительных» органов все трое погибают. Показывая абсурдность происходящего, режиссер прибегает к жанру трагифарса, едкой сатиры, обрамляя действо фольклорной музыкой, исполняемой петрушками-персонажами, и вангоговскими пейзажами с подсолнухами. Главными темами фильма режиссер называет «жестокую действительность и детскую  радость». Картина действительно оставляет ощущение детского взгляда на безысходность творимого беззакония. Голос режиссера в данном случае в большей степени обращен к своим землякам, к ближайшему окружению. «Этот фильм является художественной попыткой, дающей обществу еще один шанс осознать, что обыденная, но жестокая действительность может сделать с людьми», – говорит режиссер.

Осталось сказать, что в спецпоказах зрителей ждет еще двухчасовой документальный фильм Сергея Лозницы «Майдан». А в «Каннской классике» в память о Первой мировой войне уже показана отреставрированная копия фильма Раймона Бернара «Деревянные кресты» (1932). Это экранизация романа Ролана Доржелеса. Раймон Бернар, специализирующийся на исторических картинах, снимал только ветеранов войны. Восстанавливая события боев в Шампани, «в руинах форта Помпель и хаосе Мон Корнийе», он часто натыкался на останки солдат, погибших в траншеях Первой мировой. Такое стремление к реализму превратило фильм в одно из первых послевоенных свидетельств о мировом конфликте. 

 Из 18 фильмов основного конкурса уже показали 10, по мнению критиков французского журнала Screen, на 1-м месте – «Mистер Тёрнер» Майка Ли, на 2-м – «Зимняя спячка» Нури Билге Джейлана, на 3-м – «Тимбукту» Абдеррахмана Сиссако, «Местный» Томми Ли Джонса и «Чудеса» Аличе Рорвахер. Исключая «Тёрнера» и  «Тимбукту», так как не видела, 1-е место отдала бы «Зимней спячке» – глубоко разработанной семейной саге, с логичными экскурсами в литературу Достоевского и Чехова. В занесенной снегами турецкой Каподоккии оказывается оторванным от мира отель, которым управляет местный состоятельный человек – бывший актер. Это он вступит в интеллектуальные разборки (фильм длится более трех часов) с молодой женой, своей разведенной сестрой, да и жителями, увы, из бедных. Но не видать на этом пути Адину (Халук Билгинер) успехов. Потому что пытается он разобраться в истоках мироустройства, ставящего людей на разные социальные лестницы, а посему – гори все синим пламенем, как у Настасьи Филипповны, – ненавистные деньги в печи. Сгорели – и, значит, их нет. Нет соблазнов, нет зависти, нет порочной страсти. Картина заставит думать, оценивать свои собственные поступки, свое отношение к деньгам и к близким людям. А делать это сегодня требуется всем. Нужно только очнуться от зимней спячки…

На 2-е место поставлю свежую, как порыв ветра, картину 33-летней Аличе Рорвахер «Чудеса», которая заставит задуматься о не менее важном – о корнях, о традициях, о воспитании детей, о счастье жить в семье. Герои Аличе – семья пчеловодов – живут в глухой  деревушке в Центральной Италии, в сказочной Тоскане. Молодые родители, не связанные бытом бессребреники, и три их девочки, старшей – 12. И это она, Джельсомина (Алехандра Лунгу), наставит на правильный путь семью, подаст инициативу принять участие в ТВ-конкурсе на семью, лучше всех сохраняющую традиции своей земли, победит и примет лавры победительницы и продолжательницы конкурса от телеведущей – ее играет Моника Беллуччи, самая красивая актриса современности. В этом фильме столько света и чудес, сколько может увидеть и ощутить в Италии лишь тот, кто способен чувствовать красоту.

Все это крепкие, прекрасные фильмы, так сказать, «каннские варианты». Но отдавать «Пальму» пока  не спешим. Ждем «Левиафана»…

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Белорусские пограничники задержали в Вороновском районе двух мужчин с беспилотниками
  2. Госдума ратифицировала соглашение с Алжиром о сотрудничестве в исследовании космоса
  3. Владимир Путин доволен развитием отношений Москвы и Астаны
  4. Александр Лукашенко прибыл с рабочим визитом в Казахстан на саммит ОДКБ
  5. В Севастополе продолжается отражение комбинированной атаки ВСУ
  6. Вячеслав Володин: Необходимо наполнить рынок профессиональными рабочими и не уповать на мигрантов
  7. Два человека погибли при ударе ВСУ тактическими ракетами в Курской области
  8. Владимир Путин проводит переговоры с Касым-Жомартом Токаевым
  9. Владимир Путин прибыл в Астану с двухдневным визитом
  10. Главная ёлка Беларуси засияет в Минске 10 декабря
  11. Итальянские наемники в рядах ВСУ пожаловались на отсутствие необходимого
  12. Economist: Потери Украины за время СВО могут составлять до 500 тысяч человек убитыми и ранеными
  13. СМИ: Не менее шести бомб было размещено на «Северных потоках»
  14. Совет Федерации одобрил закон о действии полиса ОСАГО на территории Беларуси
  15. Александр Лукашенко поучаствовал в неформальном обеде с семьей премьера Пакистана

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Мясорубка для ВСУ - на полных оборотах!

Михаил Васильев

Потери Вооруженных сил Украины в конфликте с Россией могут достигать полумиллиона

«Орешник» предлагают вырубить

Валерий Чумаков

В российской Википедии пытаются удалить статью о новом ракетном комплексе

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также