САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Дела семейные, военные, хоккейные...

Во Франции близится к завершению 67-й Каннский кинофестиваль 

Что ни говорите, а времена глобальных конфликтов сказываются и на самых блестящих праздниках, даже таких, как Каннский киносмотр. Вроде бы окружает тебя все то же самое – солнце, море, белые пароходы на горизонте. Блеск и гламур звезд на красной дорожке, фанаты на постах, обширные программы просмотров, пресс-конференции, презентации, вечеринки – вроде все то же самое, но вплетается в происходящее некая нота грусти. И отмечаешь сторонним оком, что и в самолете, летящем в Ниццу, было непривычно много свободных мест. И, как говорят киношники, драйва и куража среди публики не наблюдается… Впрочем, настроение объяснимое: в руководстве фестиваля грядут перемены – свой пост покидает многолетний его президент Жиль Жакоб.  

А открылся фестиваль скандальной премьерой Оливье Даана «Принцесса Монако» – о голливудской звезде Грейс Келли, которая предпочла служение семье звездной карьере. В этой роли снялась нынешняя звезда Голливуда Николь Кидман. На премьеру не приехали ни члены королевской семьи, ни американский прокатчик картины Харви Вайнштейн, требовавший перемонтажа картины, поскольку ему не хватало в ней драмы. Дети Грейс Келли назвали фильм «фарсом», и их не убедили слова режиссера о том, что он «снимал не байопик и стремился не просто следовать фактам, а смотрел на вещи немного глубже». Международная пресса фильм раскритиковала, впрочем, российский зритель может сверить свои впечатления с мнением критиков, фильм «Принцесса Монако» уже вышел в российский прокат. 

В дальнейшем программы предлагали к просмотру самые разные фильмы – «Мистер Тёрнер» Майка Ли (о великом английском живописце XIX века) и «Тимбукту» Абдеррахмана Сиссако (о гибельности фундаментализма) в основном конкурсе, «Тусовщица» Марии Амачукели (о девушках легкого поведения) и «Бежать» Филиппа Лакота (о политическом кризисе в Кот д’Ивуаре) в «Особом взгляде», но кто бы мог предположить, что через день после открытия фестиваля на Спецпоказе в кинозале раздастся громовое – 

«Ведь от тайги до британских морей 
Красная армия всех сильней!» – 

и документалистика в очередной раз заявит о своем праве первородства по сравнению с художественным кино.
Фильм «Красная армия» о советских хоккеистах снял молодой американский режиссер с русскими корнями Гэйб Польски, в прошлом хоккеист. Вместе с ним фильм представлял легенда советского хоккея Вячеслав Фетисов. Гэйб Польски родился в Америке, куда с Украины эмигрировали его родители. В детстве он познакомился с тренером, который обучил его советским приемам хоккея на льду. Картина Гэйба Польски сделана динамично. Автор рассказывает о знаменитой пятерке Фетисова, Ларионова, Касатонова, Крутова и Макарова, составившей костяк хоккейной команды. Показывает, как она развивалась на фоне успехов страны, как распалась с наступлением новых экономических отношений. В фильме появляются портреты вождей – Сталина и Хрущева, американских президентов Картера и Рейгана, Президента России Владимира Путина. Режиссер много работал с советскими архивными документами, записал интервью с игроками, заручился поддержкой Фетисова. Зрители тепло приняли картину, бурно приветствовали Вячеслава Фетисова, который сказал, что свое присутствие в Каннах ему хочется назвать «сном наяву».

Начало формы
      
В спецпоказах демонстрировались еще два знаковых фильма – документальный «Сирия: автопортрет» Оссамы Мохаммеда и Виам Симав Бердирксан и игровой «Собственники» казахского режиссера Адильхана Ержанова. Картины из тех, от которых стынет кровь. Основой фильма о Сирии стали кровавые кадры, выкладываемые в Youtube местными жителями, на них невозможно смотреть без содрогания. Через них немолодой режиссер, живущий с 2011 года во Франции, и молодая кинематографистка пытаются достучаться до мирового сообщества. Оссама Мохаммед называет свою молодую коллегу «новым лицом Сирии и свободного кино».

32-летний режиссер Адильхан Ержанов рассказывает о тщетной попытке молодых людей отстоять принадлежащий им по праву дом в казахстанской деревне. В результате этой «борьбы», под натиском «правоохранительных» органов все трое погибают. Показывая абсурдность происходящего, режиссер прибегает к жанру трагифарса, едкой сатиры, обрамляя действо фольклорной музыкой, исполняемой петрушками-персонажами, и вангоговскими пейзажами с подсолнухами. Главными темами фильма режиссер называет «жестокую действительность и детскую  радость». Картина действительно оставляет ощущение детского взгляда на безысходность творимого беззакония. Голос режиссера в данном случае в большей степени обращен к своим землякам, к ближайшему окружению. «Этот фильм является художественной попыткой, дающей обществу еще один шанс осознать, что обыденная, но жестокая действительность может сделать с людьми», – говорит режиссер.

Осталось сказать, что в спецпоказах зрителей ждет еще двухчасовой документальный фильм Сергея Лозницы «Майдан». А в «Каннской классике» в память о Первой мировой войне уже показана отреставрированная копия фильма Раймона Бернара «Деревянные кресты» (1932). Это экранизация романа Ролана Доржелеса. Раймон Бернар, специализирующийся на исторических картинах, снимал только ветеранов войны. Восстанавливая события боев в Шампани, «в руинах форта Помпель и хаосе Мон Корнийе», он часто натыкался на останки солдат, погибших в траншеях Первой мировой. Такое стремление к реализму превратило фильм в одно из первых послевоенных свидетельств о мировом конфликте. 

 Из 18 фильмов основного конкурса уже показали 10, по мнению критиков французского журнала Screen, на 1-м месте – «Mистер Тёрнер» Майка Ли, на 2-м – «Зимняя спячка» Нури Билге Джейлана, на 3-м – «Тимбукту» Абдеррахмана Сиссако, «Местный» Томми Ли Джонса и «Чудеса» Аличе Рорвахер. Исключая «Тёрнера» и  «Тимбукту», так как не видела, 1-е место отдала бы «Зимней спячке» – глубоко разработанной семейной саге, с логичными экскурсами в литературу Достоевского и Чехова. В занесенной снегами турецкой Каподоккии оказывается оторванным от мира отель, которым управляет местный состоятельный человек – бывший актер. Это он вступит в интеллектуальные разборки (фильм длится более трех часов) с молодой женой, своей разведенной сестрой, да и жителями, увы, из бедных. Но не видать на этом пути Адину (Халук Билгинер) успехов. Потому что пытается он разобраться в истоках мироустройства, ставящего людей на разные социальные лестницы, а посему – гори все синим пламенем, как у Настасьи Филипповны, – ненавистные деньги в печи. Сгорели – и, значит, их нет. Нет соблазнов, нет зависти, нет порочной страсти. Картина заставит думать, оценивать свои собственные поступки, свое отношение к деньгам и к близким людям. А делать это сегодня требуется всем. Нужно только очнуться от зимней спячки…

На 2-е место поставлю свежую, как порыв ветра, картину 33-летней Аличе Рорвахер «Чудеса», которая заставит задуматься о не менее важном – о корнях, о традициях, о воспитании детей, о счастье жить в семье. Герои Аличе – семья пчеловодов – живут в глухой  деревушке в Центральной Италии, в сказочной Тоскане. Молодые родители, не связанные бытом бессребреники, и три их девочки, старшей – 12. И это она, Джельсомина (Алехандра Лунгу), наставит на правильный путь семью, подаст инициативу принять участие в ТВ-конкурсе на семью, лучше всех сохраняющую традиции своей земли, победит и примет лавры победительницы и продолжательницы конкурса от телеведущей – ее играет Моника Беллуччи, самая красивая актриса современности. В этом фильме столько света и чудес, сколько может увидеть и ощутить в Италии лишь тот, кто способен чувствовать красоту.

Все это крепкие, прекрасные фильмы, так сказать, «каннские варианты». Но отдавать «Пальму» пока  не спешим. Ждем «Левиафана»…

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Смирнов рассказал о мародерства ВСУ в курском приграничье
  2. Сенатор высказалась о переходе главы МИД Венгрии на русский язык
  3. С 1 января в Беларуси увеличится базовая ставка бюджетников
  4. Захарова указала на ненужность беженцев с Украины в Швейцарии
  5. За участниками СВО рабочие места будут сохраняться на весь срок контракта
  6. Вячеслав Володин напомнил, какие законы вступают в силу в ноябре
  7. Беларусь и Россия представят концепцию безопасности Союзного государства
  8. Лукашенко рассказал, что в 2022 году ему звонили украинские генералы, чтобы остановить бои под Киевом и сдаться в плен
  9. Сергей Лавров исключил возможность окончания украинского конфликта ничьей
  10. Сергей Лавров: Беларусь не направляла Украине приглашение на Минскую конференцию
  11. Лавров назвал «формулу мира» тупой, а «план победы» Зеленского шизофреническим
  12. Владимир Путин обсудил с Маратом Хуснуллиным строительство жилья и дорог
  13. Лавров: Беларусь и Россия завершают подготовку двустороннего межгосударственного договора о гарантиях безопасности
  14. Российская армия взяла под контроль Ясную Поляну в ДНР
  15. Олег Гайдукевич подал документы в ЦИК для выдвижения кандидатом в Президенты Беларуси

Парламентское Собрание

Парламентарии убеждены, что на социальные мероприятия нельзя жалеть денег, ведь они – лицо Союзного государства

Парламентское собрание РФ и Беларуси решает социальные вопросы Автор Максим Чижиков

Политика

Константин Сивков: 5 ноября США будут выбирать между глобалистами и антиглобалистами

Военный эксперт, политолог, заместитель президента Российской академии ракетных и артиллерийских наук Константин Сивков о схватке глобалистов и антиглобалистов накануне выборов в США.

МНЕНИЯ

Преднамеренное злодейство

Павел Родионов

Сербы в очередной раз показали, что помнят, кто освобождал Европу от нацизма

Клин клином вышибаем

Олег Зинченко

Когда франко-англосаксоны угомонятся, весь западный мир окажется должным России денег

Западу не нравится «Грузинская мечта»

Анатолий Заусайлов

Вот он и раскачивает лодку протестов в Тбилиси


ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также