Именно от этих перронов тогда Витебского вокзала уходили эшелоны на запад, на фронты Первой мировой. И уходили они под звуки марша «Прощание славянки», пронзительного, торжественного и одновременно проникнутого грустью и горечью разлуки. Марш был написан русским офицером, музыкантом и композитором, штабс-капитаном Тамбовского полка Василием Агапкиным в 1912 году во время кровопролитной Балканской войны и сразу же завоевал популярность. А Первая мировая сделала его «главным» маршем русской армии на долгие годы, вплоть до наших дней.
Церемонию открытия памятника музыкальному произведению возглавили министр культуры РФ Владимир Мединский и президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин. В своей речи Владимир Мединский отметил, что «Прощание славянки» – это памятник-символ, который посвящен тому, что объединяет всех нас, – любви, чести, верности присяге».
Министр поблагодарил авторский коллектив молодых художников из мастерской скульптора Салавата Щербакова, сумевших передать в бронзе настроение и пафос мелодии.
– Постараемся, чтобы отныне мелодией марша на этом вокзале стали бы провожать и встречать пассажиров столицы, – сказал глава РЖД.
На торжественной церемонии присутствовала дочь автора марша - Аза Васильевна Агапкина, которая поделилась воспоминаниями о том, как под звуки «Прощания славянки» в исполнении сводного оркестра, которым на параде 7 ноября 1941 года дирижировал ее отец, солдаты уходили на фронт.
Мы попросили рассказать о памятнике.
– Когда начинаешь изучать события Первой мировой войны, поражает ее забвение, – рассказывает народный художник России Салават Щербаков. – Для историков, писателей, деятелей культуры, занимающихся подготовкой празднования юбилея, это особенно очевидно. Мы как бы изучаем эти события заново. Над памятником «Прощание славянки» мы работали совместно с Российским военно-историческим обществом, которое очень серьезно ведет эту тему, взяв на себя заботу о проведении юбилея. Над скульптурой «Прощание славянки» трудились архитектор Василий Данилов и скульпторы Сергей Щербаков и Вячеслав Молокостов.
– Чем, по-вашему, объясняется феноменальная популярность марша Василия Агапкина «Прощание славянки»?
– Действительно, имя Василия Агапкина часто забывают. А помнят две вещи – прекрасное название, которое у всех ассоциируется с проводами женщиной любимого человека на фронт, и мотив. И очень часто не совмещают их. Но если сыграть этот мотив, каждый скажет – «я его знаю», потому что он на слуху. Марш звучит во многих фильмах, он прошел через весь XX век и стал символом проводов на фронт. Причем посвящен он не только солдату, но и его семье – матери, жене, невесте. Мы думаем не только о солдате в окопе, но и о тех, кто его провожал, за кого он пойдет в бой. Кто будет ждать его и, дай-то бог, радостно встретит у ворот, когда он вернется. Кто будет его оплакивать, если он погибнет. Вот и получается, что Родина начинается с семьи. Именно поэтому марш оказался, как говорят, знаковым.
– Кто позировал для скульптурной композиции?
– И профессиональные натурщики, и девушка из Донецка, с востока Украины, и студентки Академии Глазунова, поэтому образ славянки у нас слегка менялся во время работы. Пока скульпторы работали, солдат и славянка так и стояли, обнявшись. Одеты они, естественно, в одежду того времени – солдат в шинель и сапоги, славянка – в длинное платье. В плане композиции авторы не стали ничего изобретать, а запечатлели самый трогательный момент, когда люди сблизились, обнялись, а через секунду расстанутся. Собственно, отталкивались от текста первого куплета: «Наступает минута прощания, /Ты глядишь мне тревожно в глаза, /И ловлю я родное дыхание, /А вдали уже дышит гроза».
Персонажи наши стоят на круге, напоминающем пластинку граммофона. Расположен он на уровне брусчатки того времени, и на нем можно прочитать отдельные куплеты, которых в марше было очень много, и в разных версиях они пелись по-разному. Кроме того, можно прочесть и ноты. По кругу будут стоять гранитные скамьи для зрителей и два фонаря с геральдикой. На одном, где написано – 1914 год, будет Георгиевский крест, венок и оружие – пулемет «Максим», винтовка Мосина и маузеры. А на втором, где указана дата – 1941 год, автомат ППШ, пулемет Дегтярева и орден Красной Звезды. Эта пара могла так прощаться и в 1941 году, так что «Прощание славянки» проходит у нас через годы. Солдаты 1941-го были одеты почти в такие же шинели, разве что длинных платьев тогда не носили...