САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

«Наступает минута прощания, /Ты глядишь мне тревожно в глаза…»

В Москве, на территории Белорусского вокзала, в рамках подготовки к празднованию 100-летия Первой мировой войны состоялось торжественное открытие скульптурной композиции «Прощание славянки».

Именно от этих перронов тогда Витебского вокзала уходили эшелоны на запад, на фронты Первой мировой. И уходили они под звуки марша «Прощание славянки», пронзительного, торжественного и одновременно проникнутого грустью и горечью разлуки. Марш был написан русским офицером, музыкантом и композитором, штабс-капитаном Тамбовского полка Василием Агапкиным в 1912 году во время кровопролитной Балканской войны и сразу же завоевал популярность. А Первая мировая сделала его «главным» маршем русской армии на долгие годы, вплоть до наших дней.  

Церемонию открытия памятника музыкальному произведению возглавили министр культуры РФ Владимир Мединский и президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин. В своей речи Владимир Мединский отметил, что «Прощание славянки» – это памятник-символ, который посвящен тому, что объединяет всех нас, – любви, чести, верности присяге». 

Министр поблагодарил авторский коллектив молодых художников из мастерской скульптора Салавата Щербакова, сумевших передать в бронзе настроение и пафос мелодии. 
– Постараемся, чтобы отныне мелодией марша на этом вокзале стали бы провожать и встречать пассажиров столицы, – сказал глава РЖД. 

На торжественной церемонии присутствовала дочь автора марша - Аза Васильевна Агапкина, которая поделилась воспоминаниями о том, как под звуки «Прощания славянки» в исполнении сводного оркестра, которым на параде 7 ноября 1941 года дирижировал ее отец, солдаты уходили на фронт.  

Мы попросили рассказать о памятнике. 

– Когда начинаешь изучать события Первой мировой войны, поражает ее забвение, – рассказывает народный художник России Салават Щербаков. – Для историков, писателей, деятелей культуры, занимающихся подготовкой празднования юбилея, это особенно очевидно. Мы как бы изучаем эти события заново. Над памятником «Прощание славянки» мы работали совместно с Российским военно-историческим обществом, которое очень серьезно ведет эту тему, взяв на себя заботу о проведении юбилея. Над скульптурой  «Прощание славянки» трудились архитектор Василий Данилов и скульпторы Сергей Щербаков и Вячеслав Молокостов. 

– Чем, по-вашему, объясняется феноменальная популярность марша Василия Агапкина «Прощание славянки»?

– Действительно, имя Василия Агапкина часто забывают. А помнят две вещи – прекрасное название, которое у всех ассоциируется с проводами женщиной любимого человека на фронт, и мотив. И очень часто не совмещают их. Но если сыграть этот мотив, каждый скажет – «я его знаю», потому что он на слуху. Марш звучит во многих фильмах, он прошел через весь XX век и стал символом проводов на фронт. Причем посвящен он не только солдату, но и его семье – матери, жене, невесте. Мы думаем не только о солдате в окопе, но и о тех, кто его провожал, за кого он пойдет в бой. Кто будет ждать его и, дай-то бог, радостно встретит у ворот, когда он вернется. Кто будет его оплакивать, если он погибнет. Вот и получается, что Родина начинается с семьи. Именно поэтому марш оказался, как говорят, знаковым.
 
– Кто позировал для скульптурной композиции?

– И профессиональные натурщики, и девушка из Донецка, с востока Украины, и студентки Академии Глазунова, поэтому образ славянки у нас слегка менялся во время работы. Пока скульпторы работали, солдат и славянка так и стояли, обнявшись. Одеты они, естественно, в одежду того времени – солдат в шинель и сапоги, славянка – в длинное платье. В плане композиции авторы не стали ничего изобретать, а запечатлели самый трогательный момент, когда люди сблизились, обнялись, а через секунду расстанутся. Собственно, отталкивались от текста первого куплета: «Наступает минута прощания, /Ты глядишь мне тревожно в глаза, /И ловлю я родное дыхание, /А вдали уже дышит гроза».

Персонажи наши стоят на круге, напоминающем пластинку граммофона. Расположен он на уровне брусчатки того времени, и на нем можно прочитать отдельные куплеты, которых в марше было очень много, и в разных версиях они пелись по-разному. Кроме того, можно прочесть и ноты. По кругу будут стоять гранитные скамьи для зрителей и два фонаря с геральдикой. На одном, где написано – 1914 год, будет Георгиевский крест, венок и оружие – пулемет «Максим», винтовка Мосина и маузеры. А на втором, где указана дата – 1941 год, автомат ППШ, пулемет Дегтярева и орден Красной Звезды. Эта пара могла так прощаться и в 1941 году, так что «Прощание славянки» проходит у нас через годы. Солдаты 1941-го были одеты почти в такие же шинели, разве что длинных платьев тогда не носили... 

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Москалькова рассказала, как идет диалог по обмену пленными
  2. Из украинского плена вернули 95 российских военнослужащих
  3. Беларусь вводит безвизовый режим для 35 стран ЕС
  4. Матвиенко рассказала, как ее пытались обмануть мошенники
  5. Азовцы* анонсировали турне по Европе
  6. Алаудинов пообещал наказать украинцев, расстрелявших российского военного
  7. На Украине заявили, что Киев использует коридор через Беларусь для подготовки терактов в РФ
  8. Международная федерация бодибилдинга вернула россиянам и белорусам их флаг и гимн
  9. Путин: необходимо перейти к более широкому внедрению цифрового рубля
  10. «Демократичный» донос: на латвийку пожаловались за выступление на «Славянском базаре»
  11. В Кремле прокомментировали взаимоотношения Путина и Трампа
  12. ВСУ начали использовать новое средство поражения живой силы
  13. Минэнерго заявило о возможных отключениях электричества из-за жары на юге страны
  14. В России впервые установили управление БПЛА через космический спутник
  15. В России запустят сервис знакомств с проверкой долгов и алиментов

Парламентское Собрание

БРИКС обгоняет Большую семёрку по росту ВВП

Гегемоны превращаются в аутсайдеров

МНЕНИЯ

Не «друг», не «враг» и не «так»

Валерий Чумаков

Кандидат в Президенты США Дональд Трамп назвал идущего с ним в паре кандидата в вице-президенты

Сыграли против себя

Татьяна Вахромеева

Дональд Трамп  - о том, куда Америку завела политика ее руководства.

Надо идти до конца

Олег Зинченко

На войне как на войне

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также